Объем дисциплины и виды учебной работы. Департамент образования города Москвы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт менеджмента
Кафедра экономической теории и управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Информационные технологии в управлении»
Для направления подготовки 080505.65 «Управление персоналом»
Профиля 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Форма обучения «Заочная»
Москва 2014
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080505.65 «Управление персоналом»
Разработчик:
Доцент кафедры ЭТиУ Института менеджмента МГПУ, кандидат технических наук Страхов Юрий Владимирович.
Рецензенты:
Профессор кафедры ЭТиУ д.э.н., доц. Погребинская Е.А. (внутренняя рецензия);
Профессор кафедры Экономической теории РГГУ, д.э.н., профессор Прокофьева Т.Ю. (внешняя рецензия)
Программа одобрена на заседании кафедры Экономической теории и управления Института менеджмента МГПУ
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2014 г.
Зав. кафедрой: докт. полит. наук, профессор Гуськов Юрий Владимирович
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Кафедра экономической теории и управления, 2014
Цели и задачи освоения дисциплины:
Курс «Информационные технологии в управлении» является обязательной учебной дисциплиной федерального компонента, входящей в основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 080505.65 «Управление персоналом» Института менеджмента Московского городского педагогического университета.
Назначение учебного курса – создание у студентов упорядоченной системы знаний о перспективных информационных технологиях обработки информации с целью эффективного их использования при решении экономических и управленческих задач. Студент должен иметь представления о концептуальных основах изучаемых информационных технологий и оценивать ИТ в контексте их существования и тех проблем, которые они призваны решать.
Целью учебного курса является формирование у будущих менеджеров теоретических знаний и практических навыков в области создания, функционирования и применения информационных технологий для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений.
Знание реальных возможностей и особенностей применения информационных технологий, тенденций их развития и совершенствования, умение четко и предметно формулировать свои пользовательские требования к такому сложному инструментарию, каким являются компьютерные технологии, должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности менеджера новой формации.
Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:
- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества;
- овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- развитие способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления.
1. Место дисциплины в структуре ООП:
Обязательный минимум содержания учебного процесса:
Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности; основы построения инструментальных средств информационных технологий; компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации; организация компьютерных информационных систем; компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.
Структура учебного курса сформирована вокруг основных проблем, реальных возможностей и особенностей применения информационных технологий, тенденций их развития и совершенствования.
По содержанию учебный курс разделен на 10 тем, каждая из которых имеет свое логическое завершение. Все темы имеют прямую взаимосвязь и строгую логическую последовательность, что позволяет студенту получить последовательную картину развития информационных технологий.
Изучение данной дисциплины осуществляется в 1 и 2 семестрах и базируется на знаниях студентов, полученных ими в средней школе и университете при освоении учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического, а также математического и естественнонаучного циклов.
Основу теоретической подготовки студентов по информационным технологиям составляют лекции. Лабораторные занятия в компьютерных классах проводятся по наиболее важным темам дисциплины. Таким образом, осуществляется закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Особое внимание обращается на развитие умений и навыков установления связи положений теории с профессиональной деятельностью будущего специалиста.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО (пункт 4.3) дисциплина «Информационные технологии управления» ориентирует обучаемых на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно - управленческой;
- информационно – методической.
В процессе обучения осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки студентов. Итогом изучения учебного курса является экзамен. Для студентов обучающихся с применением технологий дистанционного обучения, экзамен проводится в форме компьютерного тестирования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-8 владеть основными методами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию, методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-9 уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; быть способным к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; быть способным использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
ОК-14 уметь критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; быть способным к критическому анализу своих возможностей;
ПК-17 уметь обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеть средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления;
ПК-27 владеть технологиями защиты информации; средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
ПК-28 уметь устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
ПК-31 уметь находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, быть способным определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию.
В результате изучения курса студенты должны свободно ориентироваться во всём многообразии информационных технологий, знать основные способы и режимы обработки экономической информации, а также обладать практическими навыками использования инструментальных и прикладных информационных технологий в различных отраслях экономики, управления и бизнеса.
В результате изучения содержания учебной дисциплины «Информационные технологии в управлении» и реализации в процессе обучения требований по обеспечению профессионально-прикладной направленности, а также самостоятельной работы студенты должны:
Знать:
· виды и классификацию информационных технологий;
· сущность, направления развития, принципы использования информационных систем и технологий в управленческой деятельности;
· основы автоматизации делопроизводства, компьютерные технологии подготовки текстовых документов;
· принципы построения и использования баз данных в управленческой деятельности;
· основы построения современных информационных систем и технологий;
· интернет - технологии;
Уметь:
· использовать инструментальные средства информационного обслуживания управленческой деятельности;
· применять информационные технологии для оптимизации выбора решений;
· использовать электронные таблицы в решении экономических задач,
· использовать компьютерные сети в своей профессиональной деятельности;
Владеть:
· знаниями о распределенной обработке информации, коммуникационных возможностях современных компьютеров;
· знаниями об основах искусственного интеллекта и системах поддержки принятия решений.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 111 часа | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | 12 часов | ||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | 48 часа | ||||
Самостоятельная работа (всего) | 142 часов | ||||
В том числе: | |||||
Указываются виды самостоятельной работы | |||||
Подготовка к коллоквиуму | |||||
Подготовка реферата | |||||
Подготовка к деловой игре | |||||
Решение задач и т.д. | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | 14 часа | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 216 часа | ||||
6 з.е. |
(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
5. Структура и содержание дисциплины