Объем дисциплины и виды учебной работы. Департамент образования города Москвы

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Для направления подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

программы

«Педагогическая психология»

«Педагогика и психология высшей школы»

Дошкольная психология и педагогика»

«Педагогика и психология образования»

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения очная

Москва 2017

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)

Разработчик:

ГАОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И.

Рецензент:

ГАОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования

Цаплина О.В.

Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № 6 от «18» января 2017 г.

Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор А. Я. Данилюк

Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института педагогики и психологии образования

Протокол № 6 от «19» января 2017 г.

Директор Института д.п.н., д.пс.н., профессор А. И. Савенков

© ГАОУ ВО МГПУ, 2017

© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2017

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины:изучить психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), психологические основы их обучения и воспитания в условиях специального и инклюзивного образования.

Задачи дисциплины:

1. Систематизировать знания об этиологии и видах психических нарушений в детском возрасте.

2. Изучить особенности познавательного и личностного развития детей с отклонениями в развитии.

3. Освоить критерии дифференциации нарушений психического развития от нормы и сходных состояний.

4. Изучить проблемы и возможности адаптации, компенсации, реабилитации и интеграции детей с отклонениями в развитии и пути их решения в условиях специального и инклюзивного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс входит в вариативную часть дисциплин психолого-педагогического модуля магистерской программы и реализуется во 2 –ом семестре..

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:

Обобщенной трудовой функции:

3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях»

Трудовой функции:

Развивающая деятельность;

трудовых действий:

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

компетенций:

способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- особенности психического развития детей с особыми образовательными нуждами;

- причины, степени выражения и структуру нарушений;

- особенности познавательной сферы и становления личности ребенка с ООП;

- компенсаторные возможности людей с ООП;

- специфику реабилитации и интеграции лиц с ООП;

- принципы и условия инклюзивного образования;

- систему образовательных учреждений для детей с ООП;

уметь:

- подбирать методы психодиагностики детей с нарушениями в развитии;

- дифференцировать основные нарушения психического развития;

- разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

- создавать организационно-технические и психолого-педагогические условия для реализации инклюзивного образования;

владеть:

-навыками взаимодействия со смежными специалистами по вопросам развития, обучения, воспитания детей и подростков с ОВЗ;

- системой мер по оптимизации педагогического процесса в учреждениях, реализующие программы инклюзивного образования.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:          
Лекции -        
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С) -        
Лабораторные работы (ЛР) -        
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - - -    
Указываются виды самостоятельной работы          
Подготовка к занятию      
Подготовка реферата      
Подготовка к тестированию -   -    
Решение задач -   -    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет   Зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

Структура и содержание дисциплины

Наши рекомендации