Опыт нормативно-правового регулирования в области информатизации
Некоторые представления о содержании такого акта были изложены на Международной конференции "Региональная информатика" в мае 1993 г. в Санкт-Петербурге^. В настоящее время работа над проектом включена в план нормо-творческой работы, которая проводится в системе Комитета Президента Российской Федерации по политике информатизации.
Обобщение опыта нормативно-правового регулирования в области формирования и использования информационных ресурсов, идеи, содержащиеся в отечественной и зарубежной литературе, позволяющей по дальнейшему развитию проектной работы в этой сфере отношений.
Отправляясь от факта одобрения заинтересованными организациями уже подготовленных проектов законов РФ, возможности усовершенствовать проекты на основе предложений практиков, следует считать Концепцию правового обеспечения информационных процессов и информатизации, подготовленную и утвержденную в 1992 г.^ в значительной мере исчерпанной.
Необходимы обновление и развитие Концепции, ее конкретизация в соответствии с уже накопленным опытом построения структурной схемы законодательства в области информатизации, методологией выявления предметных сфер правового регулирования и включения каждого акта в систему законодательства с обоснованием его функциональных и структурных особенностей в этой системе.
Работа над проектами ряда актов в области информации и информатизации позволила выработать некоторые общие подходы к методике разработки актов отраслевого характера и включения так называемого специального законодательства в общую систему законодательства.
Потребовались более глубокий анализ структуры действующего законодательства по его уровням по укрупненным предметно-целевым подсистемам и проверка полноты отражения разрабатываемой проблемы в основных блоках законодательства. Эта работа как бы дополняет уже существующие наработки по систематизации законодательства по ряду признаков, включая систематизацию по традиционным отраслям права, по форме акта, его источнику и т.д.
Важность проблемы наиболее корректного построения структуры действующего законодательства подтверждается вновь и вновь. Об этом свидетельствуют работы С.В. Полениной, В.Н. Кудрявцева, Д.Н. Бахраха и др., вышедшие за последнее время наряду со значительно обновленным трудом С.С. Алексеева'" по теории права. Об этом свидетельствуют и усилия практики по систематизации нормативной базы России. Однако можно сказать, что пока не сложилась достаточно обоснованная схема систематизации действующего законодательства в отличие от наиболее устоявшейся системы отраслей права. Здесь еще предстоят поиски.
Не новым, но и не востребованным до сих пор практикой и наукой является одно из предложений М. Сперанского. Речь идет о его системе крупных блоков законодательных актов по целевому признаку: делению действующего законодательства на коренные (конституционные) законы, законы органические и специальные". Разработчики концепции правового регулирования в области информационных ресурсов и информатизации и упомянутых в данной статье проектов считают такой подход перспективным и с его учетом строят исследования по структурной схеме законодательства в области информации. Однако этот метод имеет и более общее значение.
Исследование состояния законодательства в какой-либо конкретной области требует соотношения новых предложений со всей массой действующих актов. Проведение этой работы с учетом отраслей права и проецированием их на отрасли законодательства достаточно громоздко и отдалено от предметных областей регулирования живых отношений. Проведение этой работы на основе ныне утвержденного Классификатора отраслей законодательства^, сформулированного достаточно дробно, громоздко и неэффективно. Классификация законодательства на акты конституционные, включающие наиболее общие законы (о границах, населении, гражданстве, собственности, обороне, безопасности и т.п.); благоустройству и организации самой государственной власти, ее отдельных ветвей и их внутренней организации): и законы, связанные с регулированием отношений в конкретных сферах и отраслях развития общественной жизни, — позволяет более квалифицированно определить основные предметные области правового регулирования и их отношение к вышеуказанным системам законодательства'^
Анализ норм и актов в области информатизации, действующих и необходимых в ближайшем будущем, на основе такой методики позволил соотнести действующие акты и нормы с перечнем предметных областей информатизации и установить состав норм и актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме информации и информатизации. При этом убедились, что наибольшее число вопросов решается так называемым органическим законодательством — актами, направленными на создание новых или преобразование действующих оргструктур аппарата управления. Это не самый лучший способ реализации государственной политики в области информатизации, особенно при отсутствии общих установок в конституционных законах, слабости специального законодательства, регулирующего отношения в сфере в целом.
Главное же состоит в том, что системный взгляд на место и уровень законодательства по информатизации с помощью структурной схемы законодательства Российской Федерации позволил наиболее обоснованно определить предметные области отношений, нуждающиеся в правовом регулировании, и закрепить это в Концепции. На этой основе разрабатываются и планы законопроектных работ в рамках Комитета по информатизации.
Важное значение приобретает работа по анализу подготавливаемых законопроектов, актов Президента и Правительства с учетом структурной схемы развития законодательства в этой области независимо от субъекта законодательной инициативы.
Преобразование Комитета Российской Федерации по информатизации в Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации значительно укрепит координационные функции этого органа и позволит вести законопроектные работы на межотраслевом уровне более квалифицированно. Это не означает сковы-вания инициативы любых структур, предлагающих совершенствовать и развивать законодательство. Но важно, что есть единый центр, куда стекаются все проекты и где они должны проходить квалифицированную профессиональную экспертизу, подвергаться сравнительному анализу с действующим законодательством и обогащать банк идей развития законодательства в этой области с учетом интересов различных социальных и политических структур в едином информационном пространстве России и СНГ.