Особенности нормативно- правового регулирования расчетов по аккредитивам

Чем же является аккредитив — условным договором, расчетной операцией, обязательством или просто формой расчетов?

Вопрос сложный. Так, например, если посмотреть п. 4.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П, можно увидеть следующее: «При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее — банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее — исполняющий банк) произвести такие платежи… Аккредитив обособлен и независим от основного договора». Можно сказать иначе, что аккредитив — своего рода условное денежное обязательство банка-эмитента по отношению к получателю денежных средств. Но данные обязательства возникают из договора, заключенного между поставщиком и покупателем. Коммерческие банки в принципе в этом договоре выступают посредниками осуществления данной сделки.

Является ли в таком случае аккредитив условной сделкой? Тоже спорно. Для отнесения сделки к условным необходимо включение в нее отлагательного или отменительного условия. В соответствии со ст. 157 ГК РФ сделка может быть совершена как под отменительным условием, так и под отлагательным.

Согласно п. 1 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Бесспорно, условие появляется — это предоставление поставщиком всех необходимых документов, но обязательство у банка-эмитента начинает возникать не при наступлении вышеуказанного события, а в момент открытия аккредитива, а аккредитив открывается намного раньше. Открытие аккредитива предшествует исполнению прав и обязанностей по основному договору. В таком случае можно ли рассматривать предоставление документов поставщиком тем самым юридическим фактом, а именно событием, в качестве события, закрепленного нормой ст. 157 ГК РФ? Нам кажется, что нет.

Условие отмены здесь вообще не может быть применено. «Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимости от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит»5. Представление документов в банк-эмитент является основанием для совершения определенных законодательством сделок, а никак не прекращения.

Вопрос определения правовой природы аккредитива затрагивался многими специалистами, такими, как Л.Г. Ефимова, Л.А. Новоселова, М.М. Агарков, А. Эрделевский, А.В. Серегин, М.И. Брагинский и др. Каждый из них предлагает различные точки зрения на правовую природу аккредитива. И каждая теория по-своему уникальна, своеобразна и имеет веские аргументы.

Однако цель статьи заключается не в определении правовой природы аккредитива, а в целом в анализе состояния рынка аккредитивов на территории России. Подведя итог, можно сделать вывод о том, что аккредитив — это своего рода расчетная операция, в которой присутствуют те или иные элементы различных договоров, предусмотренных действующим законодательством.

Если рассматривать по отдельности каждую форму расчетов и нормативно-правовые акты, регулирующие безналичные расчеты на территории Российской Федерации, то, по сути, ситуация выглядит несколько удручающе. В данном случае источниками являются следующие нормативно-правовые акты:

— Унифицированные правила ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам;

— Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Конечно же, здесь можно сказать и о Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи, и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), и Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах, и ряде других международных источников, регулирующих обращение аккредитивов. Несмотря на большое количество международных документов, нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления расчетов при помощи аккредитивов на территории Российской Федерации, очень мало, и все они носят специфический характер.

Специфика заключается в том, что в основном разработкой регламентирующих документов в данной области занимается Центральный банк Российской Федерации. В настоящий момент можно встретить предложения по формированию специального кодифицированного акта в области банковской деятельности, а именно — разработки Банковского кодекса РФ.

Появление такого документа, несомненно, необходимо, поскольку данный нормативно-правовой акт будет содержать четкую регламентацию основных форм деятельности коммерческих банков и их клиентов, юридических и физических лиц. В том числе будут рассмотрены и вопросы безналичных расчетов.

Так в чем же главные проблемы осуществления расчетов по аккредитивам?

1. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Не секрет, что данная форма расчетов присуща только в основном очень крупным городам и тем городам, которые имеют выход на международный рынок. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге оборот аккредитивов намного больше, чем в маленьких городах.

2. Сложность осуществления данной операции. К сожалению, наши предприниматели боятся осуществлять расчеты более сложными путями. Намного проще оформлять расчетные отношения платежными поручениями и не занимать себя подробностями осуществления таких расчетов.

3. Необходимо отметить низкий уровень правовых знаний. Недостаточно внимания при преподавании дисциплин в вузах уделяется вопросам безналичных расчетов.

4. Недостаточное количество разработок нормативно-правовой базы по данным вопросам.

По мнению автора, это основные проблемы реализации расчетов по форме аккредитивов. Несмотря на имеющиеся недостатки и недочеты, автор считает, что будущее все-таки именно за такой формой расчетов, как аккредитив. Тем более что именно наличие большого количества сделок по аккредитивам на территории страны говорит о ее высоком экономическом и правовом уровне.

6. Правовые И Организационные Основы Современной Национальной Платежной Системы России

Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к отечественной финансовой инфраструктуре, в том числе к национальной платежной системе.

НПС является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которого формируется общий денежный спрос, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. Однако НПС, обеспечивая финансовым институтам возможность переводить денежные средства, становится потенциальным каналом, через который финансовые риски могут распространяться не только от одной финансовой организации к другим, но и от одного рынка финансовых активов к другим. Развитие НПС необходимо рассматривать как комплексный и сбалансированный процесс, охватывающий как инфраструктурные аспекты (платежные инструменты и операционные, клиринговые и расчетные центры, составляющие платежную инфраструктуру), так и институциональные аспекты (такие как правовая база, стандарты, рыночное взаимодействие, механизмы консультаций заинтересованных сторон).

С принятием закона «О национальной платежной системе» в России был начат новый этап развития платежной системы: изменилась структура платежной системы (в ней появились новые институты), была введена в экономический оборот новая терминология, соответствующая международным подходам.

Введенное понятие национальной платежной системы соответствует институциональному подходу к её определению.

Национальная платежная система – совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)[48].

Там же представлено унифицированное определение, применимое к любой платежной системе:

Платежная система – совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.

Законом введено понятие значимой платежной системы. Платежная система считается значимой, если соответствует критериям, установленным в законе. Причем критерии разделяются для системно значимых платежных систем и социально значимых платежных систем.

Требования к системно значимой платежной системе:

1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков в режиме реального времени;

2) осуществление расчета в платежной системе в режиме реального времени или в течение одного дня;

3) осуществление расчета через расчетный центр, соответствующий требованиям финансовой устойчивости и управления рисками, установленным Банком России;

4) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

5) создание органа управления рисками значимой платежной системы и использование не менее двух способов управления рисками.

Требования к социально значимой платежной системе:

1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков на постоянной основе;

2) осуществление расчета через расчетный центр, являющийся банком – участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, соответствующий требованиям управления рисками, установленным Банком России, или через небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчет по счетам других кредитных организаций не менее трех лет;

3) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

4) создание органа управления рисками значимой платежной системы и использование не менее двух способов управления рисками.

Требования Банка России к значимой платежной системе применяются по истечении 90 календарных дней со дня получения оператором платежной системы уведомления Банка России о признании платежной системы значимой.

Схематично основные элементы НПС и взаимосвязи между ними представлены на рисунке (см. рис. 2.2.1).[49]

Рис 2.2.1. Основные элементы национальной платежной системы и взаимосвязи между ними.

Представим структуру национальной платежной системы России в соответствии с подходом, изложенным в первой главе работы (см. рис. 2.2.2.).


Рис. 2.2.2.Структура Национальной платежной системы России.

Соответственно необходимо определить тех участников платежной системы, которые включены в её структуру.

Оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. Это может быть Банк России, Внешэкономбанк или имеющие на это право иные кредитные организации.

Оператор электронных денежных средств – это субъект платежной системы, входящий в группу операторов по переводу денежных средств, специализирующийся на переводах электронных денежных средств без открытия банковского счета.

Для выполнения отдельных аспектов деятельности при переводах денежных средств могут привлекаться банковские платежные агенты и субагенты.

Банковский платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях:

1) принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) проведения идентификации клиента – физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банковский платежный субагент в свою очередь также может быть привлечен банковским платежным агентом для выполнения всех или части из указанных операций.

Одним из ключевых участников в платежной системе России является оператор платежной системы.

Оператор платежной системы – организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая ряд других функций:

1) организация и осуществление контроля за соблюдением правил участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) осуществление привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе;

3) обеспечение контроля за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы;

4) ведение перечня операторов услуг платежной инфраструктуры;

5) организация системы управления рисками в платежной системе, осуществление оценки и управления рисками в платежной системе;

6) обеспечение возможности досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.

Операторы услуг платежной инфраструктуры включают в себя следующие организации – операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр.

Операционный центр – организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями.

Платежный клиринговый центр – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств.

Центральный платежный клиринговый контрагент – платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы.

Расчетный центр – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы.

Объектом платежной системы, которые связывает всех её участников, является платеж или платежная операция. В российском законодательстве он формализован до понятия «перевод денежных средств» и «платежная услуга»:

Перевод денежных средств – действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. Перевод может затрагивать контрагентов из других стран и тогда он определяется как трансграничный перевод.

Трансграничный перевод денежных средств – перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.

Платежная услуга– услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.

Основными характеристиками переводов денежных средств являются безотзывность, безусловность и окончательность:

1) безотзывность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;

2) безусловность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;

3) окончательность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;

Несомненным достоинством нового закона является легализация деятельности сетевых платежных систем, которые до этого функционировали на территории Российской Федерации, не имея закрепленного правового статуса. В настоящее время в соответствии с требованиями закона все платежные Интернет-системы России должны быть зарегистрированы в качестве кредитных организаций. В связи с эти законодательство определило также понятие электронных денег, до этого встречающееся только в международных документах Комитета по платежным и расчетным системам:

Электронные денежные средства– денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность или деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.

Помимо этого также определено электронное средство платежа – это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Мировая практика подтверждает тот факт, что успешной реализации проектов по развитию национальных платежных систем способствовало созданиеправовой базы, обладающей следующими характеристиками[50]:

1) логичная (т. е. отсутствие взаимоисключающих и противоречивых норм);

2) перспективная (т. е. учитывающая накопленный опыт и возможные инновации);

3) недискриминационная к отдельным участникам рынка;

4) взвешенная (т. е. пропорциональная проблемам, которые могут возникнуть в случае отсутствия регулирования).

Развитие национальной платежной системы является комплексным процессом, на который влияет целый ряд факторов. Международно-признанными считаются 14 руководящих принципов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, упоминаемые ранее, сгруппированные по четырем направлениям:

1) роль банковской системы, включая центральный банк;

2) эффективное планирование и реализация проектов;

3) развитие институциональной структуры;

4) разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры.

Первое направление – роль банковской системы, включая центральный банк – объединяет два принципа:

a) Сохранение за центральным банком главной роли: в силу общей ответственности центрального банка за устойчивость национальной валюты ему принадлежит главная роль в развитии использования денег в качестве эффективного платежного средства.

b) Повышение роли устойчивой банковской системы: доступные конечным пользователям счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги предоставляются банками и другими аналогичными финансовыми учреждениями, которые конкурируют между собой, но часто вынуждены действовать совместно в качестве системы.

В своей деятельности Банк России основательно подходит к изучению и адаптации передовой зарубежной практики в области платежных и расчетных систем. Так, следуя первому принципу, Банк России с точки зрения существующей практики функционирования платежных систем и их дальнейшего развития играет ключевую роль, выполняя ряд функций и осуществляя деятельность, направленную на выполнение указанных функций.

Второе направление – эффективное планирование и реализация проектов – включает:

a) осознание комплексности национальной платежной системы: планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов национальной платежной системы и главных факторов, влияющих на ее развитие;

b) концентрацию внимания на потребностях: определение платежных потребностей всех пользователей национальной платежной системой, а также возможностей экономики и действие исходя из них;

c) установление четких приоритетов: стратегическое планирование и определение приоритетов развития национальной платежной системы;

d) реализацию – обеспечение эффективной реализации стратегического плана.

Третье направление – развитие институциональной структуры – составляют:

a) содействие развитию рынка: расширение и совершенствование рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг являются ключевыми аспектами эволюции национальной платежной системы;

b) вовлечение соответствующих заинтересованных сторон: поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных сторон в национальной платежной системе;

c) сотрудничество в целях эффективного наблюдения: эффективное наблюдение центрального банка за платежной системой часто требует наличия механизмов сотрудничества с другими органами власти;

d) обеспечение правовой определенности: разработка прозрачной, комплексной и устойчивой правовой базы для национальной платежной системы.

Последнее направление – разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры – включает:

a) расширение доступности розничных платежных услуг: расширение доступности и выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктур для розничных платежей;

b) развитие платежной системы для крупных сумм, основанной, прежде всего, на потребностях финансовых рынков и росте критичных по времени межбанковских платежей;

c) сочетание развития платежных систем и систем по ценным бумагам: координация развития систем по ценным бумагам и платежных систем для крупных сумм в целях обеспечения надежности и эффективности финансовой системы;

d) координацию расчетов в розничных системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам: процессы расчета в ключевых системах должны быть операционно скоординированы в целях эффективного управления взаимосвязанными потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.

В соответствии с международной практикой центральный банк несет ответственность по наблюдению за платежными системами и их инфраструктурой. В рамках деятельности по оценке платежных систем проводится анализ представляемых организациями данных самооценки на соответствие платежных систем международным стандартам.

Что касается развития инфраструктурной составляющей по обеспечению переводов на крупные суммы, то стоит отметить запуск технологии торгов с центральным (клиринговым) контрагентом на фондовом рынке.

Торги в новых режимах, которые стали возможны благодаря введению центральных контрагентов, расширяют торговые возможности участников рынка, снижают их издержки, существенно снижают объем отвлечения активов под операции, предоставляют возможность использования ценных бумаг в качестве обеспечения, и, кроме того, создают условия для надежного и эффективного размещения денежных средств и ценных бумаг в анонимном режиме.

С точки зрения развития рынка систем перевода денежных средств необходимо отметить приоритетные направления, такие, как диверсификация сервисов с целью предоставления клиентам новых, более удобных способов осуществления денежных переводов, расширение инфраструктуры, реализация программ лояльности, а также инвестирование в инновационные проекты по осуществлению денежных переводов с использованием мобильных и интернет-технологий.

Инновации в сфере розничных платежей, прежде всего, связаны с расширением перечня платежных услуг, предлагаемых с использованием карт, например, переводы «с карты на карту»; оплата услуг в банкоматах; социальные проекты; выпуск «виртуальных карт» и тому подобное.

Кроме того, в настоящее время наблюдается увеличение количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, провайдеров кабельного телевидения, совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.

Другим важным аспектом является реализация проектов в социальной сфере на основе выпуска карт, используемых для выплат социального характера и предоставления населению комплекса услуг социальной сферы с набором различных ведомственных приложений. Многофункциональные социальные карты позволяют упростить предоставление льгот, повысить уровень обслуживания их получателей, обеспечить контроль расходования средств, выделяемых бюджетом на эти цели.

Фундаментальной основой внедрения инноваций в национальной платежной системе является повышение финансовой грамотности и непрерывное обучение населения. В рамках своей деятельности Департамент регулирования расчетов прорабатывает вопросы финансовой грамотности в сфере розничных платежных услуг. В развитие данного направления Банк России выпустил Памятку «О мерах безопасного использования банковских карт». Памятка направлена на повышение информированности клиентов о мерах по сохранности банковской карты, ее реквизитов и других данных, а также на снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов», важными элементами развития национальной платежной системы Российской Федерации являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами.

Изучение международного опыта использования стандартов показывает, что наиболее значимые и широко используемые стандарты разработаны в рамках комитета Международной организации по стандартизации. Это такие основополагающие банковские стандарты, как стандарт идентификации банков или международный номер банковского счета. Совместно с Федеральным агентством по метрологии и стандартизации Российской Федерации проведена работа по обеспечению представительства Банка России в составе Комитета Международной организации по стандартизации. Специалисты Банка России участвуют в работе трех подкомитетов (безопасность банковских операций, основные банковские услуги, карты и связанные розничные операции) и семи рабочих групп (в том числе безопасность цифровых архивов финансовой информации, подготовка рекомендаций по наилучшему использованию стандартов кодов стран и валют, подготовка стандарта для обмена электронными счетами-фактурами).

В июле 2009 года Банк России стал членом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Включение в состав участников Комитета по платежным и расчетным системам повышает возможности Банка России по внесению вклада в финансовую стабильность через усовершенствование внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования, наблюдения и надзора в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка.

Для построения эффективных механизмов финансового рынка и развития национальной платежной системы необходимы совместные усилия финансовых организаций и государства. Финансовых организаций – в направлении дальнейшего развития продуктов и услуг, а также обеспечения их соответствия международным стандартам и наилучшей международной практике. Государства – в направлении совершенствования регулирования рынка, обеспечения интеграции национальной платежной системы в государственные и региональные социальные и информационные проекты, а также для достижения цели формирования в России международного финансового центра, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность российского рынка.

Создание прочного фундамента для построения отвечающей современным требованиям и эффективной национальной платежной системы даст России возможность полностью реализовать положительный потенциал банковского сектора и повысить эффективность национальной экономики.

Дальнейшая деятельность Банка России будет направлена на реализацию программных документов (в частности, «Стратегии развития национальной платежной системы»), в которой предусмотрены конкретные мероприятия, нацеленные на формирование НПС согласно разработанной правовой базе и с учетом текущего состояния развития платежной системы России.

В условиях имеющихся кризисных явлений и нестабильности финансовых рынков перед мировым финансовым сообществом неизбежно встает вопрос поиска новых резервных валют, роль которых могли бы выполнять единые или доминирующие валюты экономических регионов, в том числе формируемых на базе интеграционного объединения стран. Наметившаяся в последнее десятилетие тенденция перехода к многополярному финансовому миру, центрами которого могут стать не только Соединенные Штаты, но и другие страны, включая различные интеграционные группировки, способствует созданию и укреплению международных валютных зон и введению в действие единых региональных валют. Положение России в ряде интеграционных группировок позволяет обеспечить условия для становления российского рубля в качестве лидирующей расчетной валюты в обслуживании региональной внешнеэкономической деятельности. Итоги кризиса 2008–2009 годов показали, что существуют очевидные предпосылки для использования российского рубля в качестве расчетной единицы. Российская Федерация является значительными перспективным рынком. У России есть возможность показать, что проведение расчетов в ее национальной валюте является не только политической целью, но и экономически выгодным способом регулирования трансакционных издержек для других стран.

В заключение необходимо отметить, что развитие НПС – это прежде всего эволюционный процесс, преобразующий существующую национальную финансовую инфраструктуру. Предполагается, что по итогам совместной работы вовлеченных организаций НПС должна стать доступной для населения, выгодной для бизнеса, эффективной для государства и безопасной для всех.

7. Виды платежных систем. Для того чтобы определиться с характерными моделями, используемыми всистемах перевода средств, необходимо выделить основные отличия между ними, например, такие как:

оператор системы (центрбанк или частная компания);

механизм расчета (валовые или чистые расчеты);

кредитный механизм (с предоставлением или без предоставления займа участнику его расчетов в течениерабочего дня).

Наши рекомендации