В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как отдела лингвистической науки

Основателем общего языкознания стал выдающийся не­мецкий ученый начала XIX в., философ и филолог в широком смысле этого слова Вильгельм Гумбольдт.

В опубликованном уже после его смерти в 1836 г. труде «О языке кави на острове Ява» Гумбольдт поставил важней­шие проблемы теории языка: сущность языка, язык и мышле­ние, происхождение языка, язык и народ, язык и человек, ис­торическое развитие языка, язык и культура, внутренняя фор­ма в языке, знаковая природа языка, язык и речь, субъективное и объективное в языке, системность языка и некоторые другие.

Гумбольдт разделял философские идеи Гегеля. Принимая многие идеалистические постулаты (существование божест­венного начала, человеческой души, народного духа и другие), он в то же время был диалектиком: в центре его внимания был язык как вечно движущееся явление, как энергия, преодоле­вающая в своем развитии противоречия. Именно в этой части учение Гумбольдта наиболее плодотворно. Ответы Гумбольдта на поставленные им теоретические вопросы вызвали полеми­ку, не завершившуюся до сих пор. Значение деятельности Гумбольдта состоит, прежде всего, в том, что он охватил еди­ным взором широчайший круг теоретических проблем языко­знания и определил содержание нового отдела лингвистики, получившего при своем возникновении название «общее язы­кознание».

С середины XIX в. начинают формироваться направле­ния и школы теоретического языкознания, различия между которыми определяются, прежде всего, тем. как их предста­вители решают вопрос о сущности языка и его связи с мыш­лением.

Из истории теоретического языкознания

В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как отдела лингвистической науки - student2.ru Натурализм — наивно-материалистическое направление в теоретическом языкознании середины XIX в.

Известный немецкий лингвист, много сделавший для срав­нительно-исторического изучения индоевропейских языков, специалист по литовскому языку. Август Шлейхер создал тео­рию о естественном, природном организме человеческого языка, который рождается, растет, стареет и умирает как живое суще­ство, независимо от воли человека. Увлекаясь идеями Ч. Дарвина, Шлейхер полагал, что организмы языка делятся по­добно животным на семейства, роды, виды, подвиды и инливи-ды. Они скрещиваются и борются за существование. Из одного языка может вырастать, как из корня, множество новых орга­низмов. Диалекты и языки бесписьменных народов находятся в возрасте «детства человеческого языка» и представляют особый интерес для изучения, так как они растут естественно.

Исповедуя философию наивного материалистического монизма, который признает наблюдаемое явление, но не при­знает его сущности, не данной в прямом наблюдении, Шлейхер не интересовался вопросом об отношении языка к мышлению. Он относил языкознание к естественным наукам и призывал наблюдать за организмами языка, подчеркивая важ­ность изучения роста и развития языков.

Истолкование природы и сущности языка с помощью ана­логий из мира растений и животных в настоящее время не мо­жет быть принято всерьез, однако натурализм имел и положи­тельные следствия. Терминология исторического языкознания (генеалогическая классификация языков, семья языков, ветвь языков, дерево языков, живые и мертвые языки, организм язы­ка, родственные и неродственные языки и мн. др.) сохраняет на себе печать натурализма. Концепция Шлейхера способство­вала возникновению диалектологии и изучению контактов ме­жду языками, в том числе неродственными. Без знания идей натурализма многие моменты в становлении современной нау­ки о языке были бы неясными. Все это обеспечивает теории Шлейхера место в истории теоретического языкознания.

14 Тема 1

В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как отдела лингвистической науки - student2.ru Психологизм в языкознании XIX в.

В середине и второй половине XIX в. распространяется осмысление и истолкование природы языка как одного из про­явлений психики человека. К этому времени большие успехи сделала молодая тогда наука — психология. Немецкий психо­лог И. Гербарт открыл ряд закономерностей (ассоциативные процессы) в психической деятельности человека, хотя, в соот­ветствии с уровнем психологической науки своего времени полагал, что изучает «душу» человека.

Открытия психологов по-разному использовались лин­гвистами, создавшими в рамках психологизма несколько тео­ретических концепций.

Наши рекомендации