Разделы общего языкознания и виды занятий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Направление: Филология

Специальность: Филология. 031001. Зарубежная филология

Индекс цикла по ГОС ОПД

Форма обучения очная Всего часов по ГОС 124 чаcа. Из них:
Семестр 8, 9 Аудиторных 56 + 68  
Вид отчетности зачет, экзамен Лекций 30
Практических занятий 30
Самостоятельной работы 64

Составитель рабочей программы – к.ф.н., доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков Л.А. Долбунова _____________

Заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор
К.Б. Свойкин __________________

Рабочая программа утверждена на «30» августа 2011 г.

заседании кафедры английской филологии Протокол № 9

Саранск – 2011

Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе,

требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Цель изучения дисциплины

Курс общего языкознания преследует следующие цели:

1) подводит итоги изучения лингвистических дисциплин, начиная с курса «Введение в языкознание»

2) знакомит студентов с историей развития науки о языке, новыми теоретическими направлениями и методами исследования в современной лингвистике;

3) расширяет и углубляет общелингвистическую теоретическую подготовку студентов, готовя их к написанию квалификационной дипломной работы, а главным образом, – к самостоятельной профессионально-творческой деятельности после окончания вузовской подготовки.

Задачи дисциплины

Курс включает три раздела: историю лингвистических учений, теорию языка и методы лингвистических исследований и соответственно данному построению преследует следующие задачи:

1) ознакомить студентов с историей мирового и отечественного языкознания, с этапами их развития, основными школами в области лингвистики, с деятельностью и лингвистическими взглядами выдающихся ученых, а также - с методикой исследования языка в различные периоды его истории. Изучение истории языка необходимо для понимания современного состояния языка и перспектив дальнейшего развития лингвистической науки, поскольку вновь выдвигаемые идеи и концептуальные построения имеют свои праобразы в гораздо более раннем лингвофилософском знании, дающем зачастую весьма глубокую их разработку;

2) ввести студентов в основную проблематику теории языка: сущность и природа языка, его устройство, системность языка, функции и формы языка. Рассмотреть такие глобальные вопросы, как взаимодействие языка и общества, языка и мышления, языка и истории общества, языка и говорящей личности, а также - вопросы языка в междисциплинарном аспекте, т.е. во взаимоотношении с психологией, логикой, социологией, культурологией и другими науками. Основная задача данного раздела - сформировать у студентов понимание плюралистического подхода к поставленным проблемам, т.к. современный этап развития лингвистики ознаменован не только ее интенсивным и экспансивным движением вперед, но и развитием в рамках нескольких макро- и микропарадигм.

3)вооружить студентов теорией и практикой современных методов исследования языка, которые позволят полнее и глубже понять такой сложный объект как язык. Раздел, несомненно, имеет и практическую направленность, поскольку знание методов лингвистического исследования необходимо при написании квалификационной дипломной работы.

Настоящая программа курса лекций следует традиционному образцу преподнесения информации по трем разделам курса, но в ее вводной части наиболее расширенно приводятся современные направления научной лингвистической мысли.

В виду ограниченного количества часов программа курса построена так, чтобы материалы лекций и семинаров не перекрывали друг друга, а несли новую информацию. Следовательно, курс структурирован с учетом большего объема самостоятельной работы студентов, результаты которой обсуждаются на семинарских занятиях и отражены в рефератах по определенному вопросу данного курса.

Требования к уровню подготовки студентов

Студенты после изучения данной дисциплины должны

– иметь целостное представление о системе дисциплин, являющихся составными и неотъемлемыми частями лингвистическо-теоретической компетенции студента;

– знать, что язык является исторически развивающимся явлением, в понимание которого внесли свой вклад различные направления, школы и лингвистические концепции отдельных ученых; пониматьприроду и сущность языка, знать его строение, основную проблематику изучения языка и речи на современном этапе в рамках полипарадигмального подхода; знать современные методы лингвистического исследования; владеть понятийным аппаратом лингвистики;

– уметь творчески и самостоятельно мыслить, применяя полученные знания при решении лингвистических задач; ориентироваться в новых направлениях развития лингвистики; постоянно расширяя свой лингвокогнитивный тезаурус с учетом развития науки о языке.

Связь с другими науками

Курс «Общее языкознание» является итоговым и фундаментальным в структуре основной специализации 0311001 – «Филология». Для его изучения необходимы знания всех пройденных теоретических дисциплин лингвистического цикла, начиная с «Введение в языкознание» и включая разделы частного языкознания по отдельным языкам (английский, немецкий, французский), такие как романо-германская филология, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка, а также – специальных курсов по теории языка и речи.

2. Технологическая карта дисциплины

Дисциплина: общее языкознание

Семестр

Раздел Лекции Час Практические занятия Час СРС Час Теку- щий кон- троль Методическое обеспечение обеспечение
Введение 1. Объект и предмет общего языкознания (Яз.) Разделы Яз., предмет их изучения           Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Кодухов В.И. Общее Языкознание; Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание; Алефиренко Н.Ф. Совре- менные проблемы науки о языке
    2. Периодизация истории лингвистических учений. Теория философ-ских парадигм. Лингвистические парадигмы знаний.           Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История лингвистических учений; Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. Кубрякова Е.С. Пара- дигмы научного знания в лингвистике и ее современ- ный статус; Степанов Ю.С. В трех- мерном пространстве языка; и др.  
    3. Принципиальные установки совре-менной россий-ской лингвистики Предмет рас-смотрения и зада-чи современных направлений в лингвистике..       1. Новейшие направления в лингвистике Конс -пект Гак В.Г. О плюрализме в лингвистических теориях; Арнольд И.В. Основы на- учных исследований в лингвистике; Паршин П.Б. Теоретические перевороты и методоло- гический мятеж в лингвисти- ке ХХ века; и др.
    4. Язык, речь, речевая деятельность. Текст. Дискурс. Гипертекст.     2. Лингвистика текста. Определение дискурса в лингвистике. Его типы. Понятие гипер- текст»,его сущность, виды гипертекстов.   Опрос, обсуж-дение. Конс-пект   И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистичес- кого исследования.; З.Я. Тураева. Лингвистика текста; Язык. Дискурс Личность; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс; Агеев В.Н. Семиотика; Субботин М.М. Новая информационная техно- логия: создание и … .    
История лингви-стичес-ких учений     1. Яз. в древней Индии, Древ-ней Греции и Риме. Яз. средних веков и Эпохи Возрождения. Универ- сальная грам-матика Пор-Рояль     Опрос, обсуж-дение   Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История линг- вистических учений; Конд- рашов Н.А. История лингви- стических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание.
            3. Арабское языкознание. Значение арабского языка в Арабском халифате (7-13 вв н.э.) Конс- пект Там же.
    5. Возникновение сравнительно-исторического Яз.           Там же.
    6. Философия языка В. фон Гумбольдта     4. В. фон Гумбольдт. Природа и свойства языка вообще. Внутренняя форма языка. О мышлении и речи. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное раз-витие. Конс- пект Гумбольдт, фон В. О раз- личии строения челове- ческих языков и его влия- нии на духовное развитие человечества.  
        2. Лингвисти- ческие взгляды А. Шлейхера (натурализм, сравнительно-исторические исследования) Младограмма-тизм     Опрос, обсуж- дение Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История линг- вистических учений; Конд- рашов Н.А. История лингви- стических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание.
            5. Логико-грамматичес-кое направление в России. Ф.И. Буслаев Кон- спект Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений; и др.  
        3. Философ-ские и лингвисти- ческие взгляды А.А.Потебни     Опрос, Обсуж-дение Там же.
        4. Москов-ская и Казанская лингвистичес- кие школы.   6.Лингвисти- ческая концепция А.А. Шахматова. Лингвистичес-кая концепция В.А. Богородиц-кого. Опрос, обсуж-дение. Кон- спект Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений; и др.
        5. Структура-лизм: Пражский лингвистический кружок     Опрос, обсуж- дение.   Там же; Кондрашов Н.А. История лингвистичес- ких учений; Кодухов В.И. Общее языкознание; и др.
  Реферат (итого- вая семестро-вая работа)           Рефе- рат: отчет- собесе-дование  

Семестр

1. Исто-рия лингви-стиче-ских учений 7. Лингвисти-ческая концепция Ф. Де Соссюра           Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Кондрашов Н.А. История лингвистических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание; и др.  
        6. Структура- лизм: американ- ский дескрипти-визм, датская глоссематика. 7. Гипотеза лингвистичеc- кой относи-тельности (Ф. Боас, Э. Сэпир, Б.Уорф) Опрос, обсуж-дение. Конс- пект Там же. Блэк М. Лингвистическая относительность: Теоретические воззрения Бенджамина Ли Уорфа. // Новое в лингвистике. Вып. 1. – М.: 1960.
        7. Этнолинг-вистика. Нео-гумбольдтиан-ство. Становление социологичес-кой лингвис-тики. Направление «слов и вещей». Эстетический идеализм. Неолингвистика     Опрос, обсуж-дение,   Там же.
Теория языка 8. Язык как знаковая система.           Кодухов В.И. Общее языкознание; Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языко- знанию; Агеев В.Н. Семио- тика; Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование.  
    9. Системное исследование языка. Уровневая система языка.           Там же.
        8. Язык и общество 8. Язык и межкультурная коммуникация     Там же; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.  
Методы лингви- стических иссле-дований 10. Язык и мышление в свете когнитивной лингвистики. 11. Современные методы лингвистических исследований 9. Научное познание. Общенаучные методы иссле-дования. Логико-матема-тические методы. 9. Предмет и задачи когнитивной семантики . 10. Современ-ные методы лингвистичес-ких исследований Опрос, обсуж-дение. Кон- спект Опрос, обсуж-дение. Кон- спект Болдырев Н.Н. Когнитив- ная семантика; Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когни- тивных терминов; Попова В.З., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике; и др. Кодухов В.И. Общее языкознание; Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождест- венский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Распопов И.П. Методоло- гия и методика лингвсти- ческих исследований; Алефиренко Н.Ф. Совре- менные проблемы науки о языке; Степанов Ю.С. Методы и принципы Современной лингвистики; Арнольд И.В. Основы науч- ных исследований в линг- вистике.    
    12. Структурная типология. Языковые универсалии           Там же; Новое в лингви- стике. Вып.2: Языковые универсалии; Вежбицкая А. Семантические уни- версалии и описание язы- ков.    
Итого часов          

4. Содержание дисциплины

Лекционный курс

  п/п Номер темы Тема лекционного занятия Коли-чество часов
Тема 1. Введение.Язык/речь как объект лингвистики. Предмет исследования в языкознании, его исторический характер. Теоретическая лингвистика. Частная лингвистика. Прикладная лингвистика. Разделы общего языкознания и предмет их рассмотрения. Связь языкознания с другими науками и возникновение новых направлений на стыке наук: социо- и психолингвистика, лингвокультурология и др.
Тема 2. Периодизация истории лингвистических учений (В.И.Кодухов, Н.А.Кондрашов, Д.М.Березин, Я.В.Лоя). Теория философских (семиотических) парадигм языка: семантическая, синтаксическая и прагматическая парадигмы (Ю.С.Степанов). Лингвистические парадигмы знаний: сравнительно-историческая, психологическая, системно-структурная и антропоцентрическая.
Тема 3. Принципиальные установки современной российской лингвистики. Предмет рассмотрения и задачи современных направлений в лингвистике: синтаксическая семантика, лингвистика текста, теория референции, теория пресуппозиций, теория речевых актов, принципы речевого общения, теория дискурса, когнитивная лингвистика, диалогика текста (М.М.Бахтин), теория языковой личности, гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика.
Тема 4 Разграничение речевой деятельности языка и речи(Ф.де Соссюр, В.фон Гумбольдт, Л.В. Щерба, Л. Ельмслев). Характеристики языка и речи, их взаимосвязь. Точка зрения на невозможность разделения языка и речи. Текст как продукт речевой деятельности. Порождение и восприятие текста. Определение текста. Понятиедискурса. Гипертекст.
Тема 5. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания. Историзм как принцип исследования, сравнение как метод. Значение открытия санскрита (П.Паллас, У.Джонс). Заслуги корифеев классической компаративистики: Фр. Боппа, Р.Раска, Я.Гримма, А.Х. Востокова. Три принципа сравнения языков. Этапы развития сравнительно-исторического языкознания.
Тема 6. Мировоззрение В. фон Гумбольдта, его философское основание. Антиномии лингвистической концепции Гумбольдта: язык и речь, язык и знак, язык и мышление, системность языка, язык – дух народа, внутренняя форма языка. Его типологические идеи. Значение деятельности В. фон Гумбольдта для дальнейшего развития лингвистической мысли.
Тема 7. Основные положения лингвистической концепции Ф. де Соссюра: объект лингвистики, разграничение внешней и внутренней лингвистики, языка и речи, синхронии и диахронии; взаимосвязь языка и мышления; системность языка, задачи семиотики и лингвосемиотики; понятие знака и свойства знака.
Тема 8. Язык как знаковая система.Задачи семиотики, лингвосемиотика. Понятие знака, свойства языка. Знаковая система языка как универсальная знаковая система. Уни- и билатерализм. Знаковые единицы языка и их функции. Знаковые отношения: денотативное, сигнификативное, прагматическое, системные (синтагматическое, парадигматическое, иерархическое). Понятие инварианта и варианта. Комбинаторика основных единиц языка.
Тема 9. Язык как система и структура.Понятие системы и структуры языка.Рассмотрение языка как системы:инвентарно-таксономическая система языка, функциональная система языка, язык как структура, знаковая система языка, язык как динамическая система, уровневая система языка: понятие уровня, типы уровней и их свойства. «Теория иерархии уровней» (Э. Бенвенист).
Тема 10. Взаимосвязь языка и мышления в свете когнитивной лингвистикиПредмет и задачи когнитивной лингвистики. Картина мира, языковая картина мира. Понятия: концептуализация, категоризация, универсальный предметный код (УПК), концепт, концептосфера. Типы концептов. Методы изучения концептов. Полевая структура концепта: ядро, базовые слои, интерпретативный слой.
Тема 11. Современные методы лингвистического исследования:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ.
Тема 12. Структурная типология. Тип языка, типы в языке. Морфологические типы языков: изолирующий, агглютинирующий, инкорпорирующий, флективный и их характеристика. Квантитивный подход в структурной типологии (индексы Дж.Гринберга). Уровневый подход в структурной типологии: формальная типология, фонетическая типология, морфологическая типология, семантическая типология, синтаксическая типология, лексическая типология. Языковые универсалии: понятие языковой универсалии, типы языковых универсалий
Итого часов  

Практические занятия

№ п/п Номер темы Тема практического занятия Кол-во часов
Тема 1 Грамматические исследования древних индийцев: фонетика, морфология, лексикография. Грамматика Панини («Восьмикнижие»). Санскрит и пракриты. Лексикографичес-кий труд «Амаракоша». Значение древнеиндийской традиции. Греко-латинская традиция. Философский период: теория именований (phusei – thesei). Диалог Платона «Кратил». Учение Аристотеля. Учение стоиков. Александрийский (грамматический) период: разбор языка древних памятников, учение о частях речи (Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракиец, Аполлоний Дискол), аналогия – аномалия. Языкознание в древнем Риме: М.Т.Варрон «О латинском языке». Языкознание средних веков. Становление трех основных религий (христианство, ислам, буддизм). Канонизация классических языков (древнегреческий, латинский, иврит), значение латыни. Разработка грамматической теории в Европе: грамматики Э. Доната и Присциана. Становление письменности европейских языков. Философский спор реалистов и номиналистов (Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Пьер Абеляр). Исследование канонических текстов: герменевтика и экзегетика. Появление университетов в Европе. Эпоха Возрождения.Открытие новых языков, составление словарей, каталогов и нормативных грамматик индоевропейских языков. Создание логической, или универсальной грамматики Пор-Рояль (К.Лансло, А. Арно). Проекты создания искусственных языков (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Л. Заменгоф)
Тема 2 Натурализм А. Шлейхера:язык как организм. Его сравнительно-исторические исследования: два периода в развитии языка, теория родословного древа, типологическая классификация языков, законы развития языка. Теоретические основы младограмматизма: индивидуальный психологизм, абсолютизация действия фонетических знаков, роль аналогии, исследование живых языков и их диалектов. Исходные положения младограмматизма в определении сущности языка. Представители младограмматизма. Недостатки их учения.
Тема3 Философские взгляды А.А.Потебни. Связь языка и мышления. Трехчастное строение слова. Внутренняя форма слова. Ближайшее и дальнейшее значение слова. Грамматическая форма, грамматические категории. Части речи и члены предложения. Психологическая трактовка предложения, его глагольность. Исторический синтаксис.
Тема 4 1. Московская лингвистическая школа (МЛШ). Взаимосвязь языка и мышления в учении Ф.Ф.Фортунатова.Его учение о форме слова и словосочетании. Сравнительно-исторические открытия Ф.Ф.Фортунатова. Формальное учение о частях речи. Лингвистические концепции учеников Фортунатова Казанская лингвистическая школа (КЛШ). Проблемы языка и речи, статики и динамики, системности языка, физического и психического в языке, знакового характера языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского. Определение фонемы и морфемы. Изучение живых языков и диалектов.
Тема 5 Пражский лингвистический кружок (ПЛК), его представители. Теоретические основы ПЛК. Исследования Н.С. Трубецкого в области фонологии: разграничение фонетики и фонологии, понятия фонемы и ДП, система фонологических оппозиций. Действие метода оппозиции в фонологии и грамматике (Р.Якобсон). Актуальное членение предложения (В.Матезиус). Изучение литературного языка и культуры речи. Типологическое изучение языков и языковые союзы
Тема 6 Американский дескриптивизм, его представители Типология языков Э.Сэпира. Работа Л. Блумфилда «Язык»: принципы бихевиоризма; языковые формы, анализ по НС (непосредственно составляющим). Дистрибутивный метод и метод субституций (Б. Блох, Е. Найда, Дж. Трейджер, З. Харрис, Ч. Хоккет). Трансформационная грамматика Н.Хомского: понятие ядерного предложения, типы трансформаций, порождение предложения. Датская глоссематика, ее представители (Л. Ельмслев, В. Брендаль, Х. Ульдалль). Задача создания универсальной лингвистической теории – логической теории языка. Язык – схема – норма - узус. Отрицание роли значения и субстанции. Язык как система отношений. Разграничение плана содержания (ПС) и плана выражения (ПВ). Принцип коммутации. Инварианты: кенемы (фонемы) – плеремы (значения). Анализ текста: функтив и функции. Типы функций: интердепенденция, детерминация, констелляция. Принципы теоретического описания. Логический позитивизм как философская основа глоссематики (Б.Рассел, Р. Карнап)
Тема 7 Этнолингвистика: связь языка с культурой. Гипотеза лингвистической относительности Б.Уорфа и Э. Сепира: язык и сознание, принцип относительности. Неогумбольдтианство (Л. Вейсгербер): обусловленность мировоззрения языком, субъективный характер языковых фактов, семантическая теория языка. Становлениесоциологической лингвистики(во Франции: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ш. Балли, А. Сеше, Э. Бенвенист, Э. Соммерфельт; в России: А.М. Селищев. Р.О.Шор, Б.А. Ларин, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский. Ф.П. Филин, Е.Д. Поливанов, И.К. Белодед и др).Язык как социальное явление. Знаковый характер языка. Социальная дробность языка. Социология языка во Франции и России. Направление «слов и вещей»(Г. Шухардт): соотношение: слово – предмет – культура, обозначение и значение, смешение языков как причина их развития, теория географической непрерывности. Эстетический идеализм, или неофилология (Б.Кроче и К.Фосслер): идеализм как философия научного творчества, язык - индивидуальное творчество - дух языка, эстетика как наука о выражении духа или интуиции. стилистика как наука о языке. Неолингвистика, или ареальная лингвистика(Дж.. Бертони, М. Бартоли, В. Пизани, Дж. Бонфанте, Дж. Девото, Б. Мильорини): язык как продукт творчества индивидов,язык как процесс, учение о языковых ареалах, положение о смешении языков, понятие языковых союзов.
Тема 8 Взаимосвязь языка и общества.Социальный характер языка. Формы и функции языка. Понятие языковой нормы. Территориальная, социальная и стилевая дифференциации языка. Язык и нация. Языковая ситуация, ее типы. Язык и культура. Языковые контакты. Заимствования. Типы языковой ассимиляции: понятие языка-субстрата, суперстрата и адстрата. Билингвизм, его виды.
Тема 9 Современные методы лингвистического исследования: контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ. Логико-математические методы: аксиоматический, статистический, множественно-алгебраический метод (лингвистическая матрица).
Итого часов  

Самостоятельная работа студентов

№ п\п Номер темы Тема самостоятельной работы Час. Методич. обеспечение
Тема1 Новейшие направления в лингвистике: синтаксическая семантика, лингвистика текста, теория референции, теория пресуппозиций, коммуникативная лингвистика, теория речевых актов, принципы речевого общения, дискурсивный анализ, когнитивная лингвистика, теория речевых жанров и проблемы текста (М.М.Бахтин), теория языковой личности, гендерная лингвистика, лигвокультурология, психолингвистика, социолингвистика. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке; Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике; Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая струк-тура предложения; Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике; Новое в зарубежной лингви-стике. Вып.8. Теория речевых актов; Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты; Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке; Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика; Бахтин М.М. Проблема речевых Жанров; Караулов. Ю. Н. Русский язык и языковая личность; Теория и методология гендерных исследований; Маслова В.А. Лингвокультурология; Белл Р. Социолингвис-тика.
Тема2 Лингвистика текста. Определения текста, его природы и категорий. Типы информации в тексте. Понятие когезии и ее типы. Определение дискурса в лингвистике. Его типы.   Понятие «гипертекст», его сущность, виды гипертекстов.   Гальперин И.Р. Текст как объект лнгвистического исследования; Тураева. З.Я. Лингвистика текста; Язык. Дискурс. Личность; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс; Агеев В.Н. Семиотика; Субботин М.М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекстов.
Тема3 Арабское языкознание. Значение арабского языка в Арабском халифате (7-13 вв н.э.) Классический арабский язык и живые диалекты. Лексикография (словари Халил аль-Фарахиди и Фирузабади). Грамматический труд Сибавейхи (разработки в области фонетики, морфологии, частей речи). Сравнительная грамматика и лексикология тюркских языков в работе Махмуда Кашгарского. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания.
Тема 4 В. фон Гумбольдт.Природа и свойства языка вообще. Внутренняя форма языка. О мышлении и речи. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию.
Тема 5 Логико-грамматическое направление. Работы Ф.И. Буслаева: о преподавании отечественного языка, язык как выражение миросозерцания народа, о связи языковых явлений с логическими началами, синтакси-ческая система Буслаева («Истории-ческая грамматика русского языка» Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.
Тема 6 Лингвистическая концепция А.А. Шахматова: история русского языка, понятие психологической коммуни-кации, учение о предложении учение о частях речи. Лингвистическая концепция В.А. Богородицкого: язык и мышление, грамматика и логика, теория генераций, языковое восприятие, изменения морфологической струк-туры слова. Березин Ф.М История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.
Тема 7 Реферат (итоговая семестровая работа)  
Тема 8 Гипотеза лингвистической относи-тельности (Ф. Боас, Э. Сэпир, Б.Уорф). Эстетический идеализм (Б.Кроче, К. Фосслер). Блэк М. Лингвистическая относительность: Теоретические воззрения Бенджамина Ли Уорфа.
Тема 9 Язык и межкультурная коммуникация. Понятия «язык» и «культура». Взаимосвязь языка и культуры. Понятие межкультурной коммуникации. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.
Тема 10 Предмет и задачи когнитивной семантики.Понятия: концептуализация, категоризация, универсальный предметный код (УПК), концепт, концептосфера. Типы концептов. Методы изучения концептов. Полевая структура концепта: ядро, базовые слои, интерпретативный слой. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика; Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когни- тивных терминов; Попова В.З., Стернин И.А.Очерки по когнитивной лингвистике / Попова, З.Д., Стернин, И.А Когнитивная лингвистика.
Тема 11 Современные методы лингвистических исследований:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформа-циионный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики; Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике; Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. Маслова В.А. Современные направле-ния в лингвистике.
  Итого часов  

Текущий контроль знаний

№п/п Текущий контроль Форма контроля
Практические занятия (См. тематику выше) Опрос, обсуждение, дискуссия.
Самостоятельная работа (См. тематику выше) Конспектирование

Контрольные работы и тестирование (Факультативно. См. приложения А, Б)

Контрольные работы по СРС
№ п/п Тематика Сроки проведения
10 семестр
Введение апрель
Лингвистические парадигмы знаний
Текст, Дискурс. Гипертекст.
Философия языка В.фон Гумбольдта май
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
11 семестр  
Речевая деятельность: язык-речь сентябрь
Язык как знаковая система ноябрь
Язык как система уровней декабрь
Тестирование по самостоятельной работе
№ п/п Тематика Сроки проведения
1. Язык и мышление в когнитивном аспекте декабрь

Подготовка рефератов с презентацией в Power Point (8 семестр)

1) Тематика рефератов

…...................................................................................................................

Критерии оценки

Критерии оценки зачета

Оценка «зачтено» ставится, если в ходе устного опроса студент показал, что

– освоил теоретический материал в пределах программы 8 семестра (См. вопросы к экзамену 1- 21);

– предоставил письменный реферат по выбранной теме исследования и ответил на вопросы по содержанию реферата.

Оценка «незачтено» ставится, если в ходе устного опроса студент показал, что

– не освоил теоретический материал в пределах программы 8 семестра (См. вопросы к экзамену 1- 21);

– не предоставил письменный реферат по выбранной теме исследования и не ответил на вопросы по содержанию реферата.

Примечание. Если студент не пропускал аудиторные занятия, принимал активное участие в обсуждении поставленных вопросов на семинарских занятиях, представил реферат по выбранной теме исследования, то он может быть освобожден от сдачи зачета.

Критерии оценки экзамена

Оценка «отлично» выставляется, если студент показал навыки и умения:

1. свободно оперировать терминологическим аппаратом дисциплины;

2. логически и аргументировано излагать различные точки зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;

3. умело соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал навыки и умения:

1. грамотно использовать терминологический аппарат дисциплины;

2. достаточно логично излагать различные точки зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;

3. соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.

Оценка «удовлетворительно» выставляется:

1. при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины;

2. при способности изложить доминирующую точку зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;

3. при некоторой способности соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется:

1. при отсутствии умения оперирования основным терминологическим аппаратом;

2. при неспособности изложить основную точку зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;

3. при неспособности соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.

9. Экзаменационные вопросы

1. Объект и пред

Наши рекомендации