Основная проблематика общего языкознания

Предмет языкознания и его место в системе других наук

Круг обсуждаемых вопросов

1. Задачи курса, его структура.

2. Универсальные свойства языка. Объект, предмет и методологии общего языкознания.

3. Научные основы отечественного языкознания.

4. Фундаментальные свойства языка с позиции современной лингвистики.

5. Антропоцентризм как ведущая парадигма современного языкознания.

Задачи:

1) обеспечить теоретическими знаниями, с тем, чтобы появилась возможность расширенно и углубленно осмыслить языковые факты, полученные в ходе курса лингвистических дисциплин;

2) познакомить с направлениями и школами, ввести в проблематику современной лингвистики;

3) обратить внимание на методологию и методику лингвистического анализа.

Структура

Курс общего языкознания состоит из трех частей:
1. история языкознания;
2. теория;
3. методы и приемы лингвистического анализа.

В первом разделе рассматриваются основные этапы в развитии науки о языке, характеризуются главные направления и школы. Лингвистическая историография помогает понять строение науки о языке в настоящее время и тенденции ее современного развития. Тесную связь языкознания с развитием общества, диктующего новые и разнообразные задачи, которые призваны решаться различными направлениями и школами.

История языкознания предполагает основные этапы развития науки о языке.

1 этап – От филологии древности к языкознанию 18 века:

· теория именования в античной философии языка

· античные грамматические традиции (запад и восток)

· универсальная грамматика 1660г.

2 этап – Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (к.18 –н19 века)

3 этап – Логическое и психологическое языкознание (сер.19 века). Харьковская лингвистическая школа (Срезневский И.И.), Буслаев, Потебня.

4 этап – Неограмматизм и социология языка (последняя треть 19 века – нач.20 века).
Формальное направление языкознания Московской лингвистической школы Фортунатова, Казанская и Петербургская школы Бодуэна де Кртене.

5 этап – Современное языкознание и структурализм (30 – 60е гг 20 века)

· пражский структурализм

· американский структурализм (дескриптивная лингвистика)

· диалектология и диалектография

· копенгагенский структурализм (глоссематика)

· неолингвистика

· синхроническое языкознание

· порождающая грамматика

6 этап – Новейшее языкознание (70-е годы 20 века – нач. 21 века) Сосуществование разных направлений и школ. Интегративный подход к изучению фактов. Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы.

· Исследование языка в четырех аспектах: пространство, время, структура и ее функции.

· Многоаспектное исследование текста.

· Исследование языка в междисциплинарном аспекте.

· Развивается теория коммуникации.

· Развитие компьютерной лингвистики.

ü Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы.

ü Культурологические (этнолингвистические, лингвокультурологические и страноведческие) аспекты языка. Школы культурологи Степанова, Телия, Воробьева, Шаклеина. Школа Арутюновой. Школа лингвострановедения Верещагина и Костомарова. Школа этнолингвистики Толстого.

ü Онтолингвистические аспекты языка.

ü Гендерные аспекты языка.

ü Когнитивные аспекты языка.

ü Политические аспекты языка.

ü Психолингвистические аспекты языка.

ü Юридические аспекты языка.

ü Машинный перевод.

ü Компьютерная лексикография.

ü Дистанционное обучение.

ü Моделирование общения.

Во втором разделе раскрываются основные принципы теории языка, важнейшие проблемы лингвистической науки, которые определяют подходы к решению частных проблем.

· Принцип антропоцентризма

· Принцип системности

· Принцип функционализма

· Принцип историзма

ü Проблема объекта лингвистики, его границ, отчленения от смежных объектов (язык – речь – речевая деятельность).

ü Проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры.

ü Проблема функционирования языка, его внешних связей.

ü Проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий языка.

ü Проблема знаковости языка и положения языка среди других знаковых систем.

ü Проблема языковых универсалий, т.е. общих для всех (или многих) языков структурных свойств и особенностей, проблема классификации языков.

ü Проблема методов и методик науки о языке, ее внутренней структуры и внешних связей с другими науками.

Третий раздел содержит характеристику основных методов, приемов, методик и правил лингвистического/гуманитарного анализа, т.е. процедуры имеют разную весомость по отношению к методу.

Алиференко Пищальникова Иванова
Методы лингвистической компаративистики: - сравнительно-исторический метод - историко-сравнительный - сравнительно-сопоставительный Структурные методы: - метод дистрибутивного анализа - метод компонентного анализа - метод непосредственного составления - лингвостатический метод Эмпирические методы: - метод наблюдения - эксперимент - сравнение - описание Теоретические методы: - анализ - синтез - абстракция - формализация - индукция - классификация - идеализация - моделирование - умозаключение по аналогии - аксиоматический метод - гипотетико-дедуктивный метод Лингвистические методы: - сравнительно-исторический - метод оппозиций - дистрибутивный - метод непосредственно составляющих - компонентный анализ   Экспериментальные методики: - ассоциативный эксперимент - метод семантического дифференциала - методики анкетирования и тестирования   Методы математической статистики Контент- анализ Анализ дискурса Три уровня методологии: 1. Общая философская методология (законы диалектики); 2. Общенаучные методы и приемы анализа: - сравнение - выдвижение гипотезы - анализ - синтез и др. 3. Частнонаучные приемы, применяемы в лингвистике.  

Различные языки, даже очень далекие друг от друга по своему конкретному облику, обнаруживают общие и существенные применения в функционировании и устройстве внешних связей.

Универсальные свойства и признаки различных языков:

ü Все языки являются средством общения между людьми

ü Всякий язык участвует в формировании и выражении мысли

ü Единицы любого языка обладают значением

ü Все языки могут функционировать в устной и письменной форме, последняя возникает на определенном этапе развития коллектива – носителя языка

ü Любой язык способен получить при соответствующих исторических условиях литературное нормирование и стилевое членение.

Общее языкознание стремится к тому, чтобы, собрав все факты языков и рассмотрев их под определенным углом зрения, выработать теорию, применимую для объяснения фактов многих языков вместе и каждого языка в отдельности.


Объектомизучения языкознания является:

· речевая деятельность или языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте (РД – язык (система + норма) + речь) (1-ая точка зрения);

· язык во всех его связях и функционировании (2-ая точка зрения).

Предметом изучения является:

· язык в его сущностном проявлении (1-ая точка зрения);

· построение абстрактной модели и человеческого языка, предназначенной для воспроизведения существенных характеристик разных языков, общих черт и устройства, а также типического в их истории и в актуальном функционировании (2-ая точка зрения);

· его основные проблемы (3-ая точка зрения).

Основная проблематика общего языкознания

а) уточнение существенных характеристик языка, выделение объекта лингвистики путем уточнения    

09.10.2015г.

Наши рекомендации