Предмет, задачи и структура общего языкознания

(Теория языка)

Человеческий язык – сложно организованное, многофункциональное явление, которое затрагивает все сферы деятельности человека.

Основная функция языка – коммуникативная, но этим не исчерпывается роль языка в человеческом обществе. Язык - полифункциональная система, которая служит для выражения эмоций говорящего, используется как средство воздействия на собеседника, язык является общественно значимой формой отражения окружающей действительности, важнейшим средством получения новой информации о мире и т.п. Язык отражает окружающий мир, называя предметы и явления действительности, их признаки, свойства и действия. В системе выражаемых им значений язык фиксирует опыт всего коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа.

Язык является не только важнейшим условием консолидации нации, способом выражения национального самосознания[1], но и своеобразным когнитивным механизмом – средством познания. Любое знание можно вербализовать, то есть передать содержание посредством слов: объяснить математические и химические формулы, нотную запись, дорожные знаки и т.п. Неудивительно поэтому, что язык является предметом пристального изучения различных гуманитарных и естественных наук. В том или ином аспекте язык рассматривается в рамках логики, психологии, теории коммуникации, социологии, криминалистики, антропологии, культурологии, политологии, фольклористики, физики (акустики), математики и др. наук.

Традиционно предметом языкознания было устройство языковой системы – внутренняя организация языка. С точки зрения лингвистики язык представляет собой организованную, строго упорядоченную, многоуровневую систему, все элементы которой взаимосвязаны. Каждый уровень языковой структуры представляет совокупность самостоятельных языковых единиц, выполняющих в языке особую функцию. Традиционно к языковым единицам относят фонему, морфему, слово и предложение.

Языковая система реализуется, материально воплощается в речи (в звуковой или письменной форме). Речь как одна из форм человеческой деятельности интересует не только филологов, но и философов, психологов, логопедов, социологов, специалисты по теории коммуникации и информации. Еще Вильгельм фон Гумбольдт говорил о том, что язык нельзя рассматривать как готовый, застывший продукт (ergon), ведь язык существует, живет как непрерывная деятельность духа (energeya), то есть нужно изучать не просто языковую систему, а сам процесс воплощения мысли в речь, обмен мыслями, который осуществляется при помощи языка. Взаимопонимание между говорящим и слушающим зависит от множества разнообразных факторов: от способности говорящего подобрать нужные слова и выразить свою мысль и способности слушающего эту мысль воспринять. Гумбольдт говорит, что понимание никогда не бывает полным, потому что каждый слушающий воспринимает услышанное, опираясь на свой собственный уникальный опыт, на свои знания о мире и т.п. Процесс общения зависит от психического и физического состояния коммуникантов, от наличия помех при общении (например, различные шумы и т.п.), от ситуации общения и т.п.

Языкознание – наука, изучающая человеческий язык как важнейшее средство коммуникации. Как известно, языкознание делится на частное и общее. Частное языкознание при исследовании языковых явлений опирается на материал конкретного языка (или языков). Например, русистика (исследует фонетику, лексику, морфологию, историю, стилистику и т.п. русского языка), полонистика (наука о польском языке), шире – славистика (наука о славянских языках), германистика (наука о германских языках) и т.п. – это дисциплины частного языкознания. Лингвистическая теория, формулируемая в рамках частного языкознания, целиком определяется тем языковым материалом, на котором она построена. Задачи, методы и выводы лингвистического исследования также зависят от конкретного материала. Так, цель исследования русиста – изучение русского языка, теория формулируется на базе данных русского языка, поэтому выводы касаются устройства и особенностей развития именно русского языка. Русист вряд ли станет использовать в своем исследовании материал других языков мира и сравнивать русский язык, например, с чукотским или турецким.

Общее языкознание исследует человеческий язык в целом, определяет общие закономерности строения и функционирования языков мира, стремясь охватить как можно большее количество языков.

Задачей общего языкознания является выяснение общих принципов строения языков мира:

· любой человеческий язык имеет сложное уровневое устройство (единицы, соответствующие уровням: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение и др.);

· любой человеческий язык располагает номенклатурой (списком) слов (лексика) и особым способом их организации (грамматика);

· любой человеческий язык использует просодические средства (ударение и интонационное оформление высказывания) и т.п.

На базе исследования различных языков мира языкознание формулирует общие принципы строения и функционирования языков (лингвистические универсалии)[2] или правила, справедливые не для всех, но для большинства языков мира (фреквенталии)[3].

Кроме того, общее языкознание исследует проблему связи языка и мышления, вопрос происхождения человеческого языка, особенности функционирования языка в обществе, устанавливает причины изменения языков мира и т.п.

В рамках общего языкознания разрабатываются принципы классификации языков мира (генеалогическая, типологическая, ареальная и т.п.).

Очевидно, что множество вышеперечисленных вопросов и проблем теоретической лингвистики способствует тому, что в рамках общего языкознания сосуществуют различные дисциплины:

· общая фонетика – наука о звуковом строе языков мира. Традиционно в рамках фонетики рассматриваются различные классификации звуков речи, устройство слога и принципы деления слова на слоги, различные типы ударения и интонации и др;

· общая морфология – наука о типах морфем в языках мира, об отличии корневых морфем от аффиксальных, словообразовательных (суффиксов) от словоизменительных (флексий), о частях речи в разноструктурных языках, об образовании форм слов по правилам словоизменения и т.п.;

· общий синтаксис – наука об универсальных принципах построения словосочетаний и предложений в языках мира, о членах предложения и различных видах синтаксической связи слов в предложении;

· психолингвистика – наука о связи языка и мышления (проблема порождения и восприятия речи, становление речи ребенка, механизм обучения родному и иностранному языку и т.п.);

· когнитивная лингвистика – наука о связи языка и мышления отдельного человека, и мировоззрения всего народа в целом;

· нейролингвистика – наука о связи языка и мозга человека (вопрос о локализации речевой способности человека в головном мозгу, патология речи: различные типы афазии и др.);

· социолингвистика – наука о функционировании языка в обществе (вопрос о социальной дифференциации языков, проблема языковых контактов и т.п.);

· типология – наука о принципах внутреннего устройства языков (в результате подобных исследований создаются типологические классификации языков)

· сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) – наука об историческом развитии родственных языков, ведущих свое происхождение от общего праязыка;

· ареальная лингвистика – наука о географическом расположении языков мира, о контактах и взаимном влиянии соседних языков и др.

Таким образом, современная лингвистика поставила во главу угла не саму языковую систему, а говорящую личность, использующую язык в целях коммуникации. Бурное развитие современной лингвистики происходит в рамках междисциплинарных исследований, то есть актуальные вопросы и интересные теории возникают на стыке языкознания с другими науками. В контексте социолингвистики современные исследования посвящены языковой политике различных государств, языковой характеристике отдельной личности, при этом рассматривается отражение в текстах мировоззрения говорящего, его отношение к тому, что он сообщает, эмоциональное состояние говорящего и т.п. В рамках лингвокриминалистики были разработаны приемы идентификации личности по речи (определение возраста, уровня образования, пола, профессиональной принадлежности говорящего и т.п.). Современная психолингвистика активно исследует языковую картина мира, то есть способы выражения языковыми средствами мировосприятия, моделирования окружающей действительности, восприятия окружающего мира формальными средствами конкретного языка.

Проблема изучения механизма запоминания и хранения информации в мозгу человека выдвинула на первый план исследования, связывающие языкознание и когнитивную науку.

Технический прогресс 20 века и связанная с ним компьютерная революция способствовала широкому использованию математических и логических методов в лингвистических исследованиях, приближая языкознание к естественным наукам.

Отдельные науки не должны отгораживаться друг от друга непреодолимыми преградами, поскольку все их силы направлены на достижение общей цели – объяснить устройство мира природы и человека.

[1] Не случайно многие языки мира используют одно слово для обозначения языка как средства коммуникации и того народа, который на этом языке говорит.

[2] Универсалии (то лат. universalis – общий, всеобщий) языковые свойства, присущие всем языкам мира и отражающие закономерности строения языковой системы как таковой. Например, «Во всяком языке существует противопоставление смычных – несмычных согласных» или «Во всяком языке, если имеется категория рода, то имеется и категория числа».

[3] Фреквенталии (от лат. frequentātus - «весьма употребительный, частый, обычный») – структурные характеристики, присущие большинству или значительной части языков. Например, «В большинстве языков прямое дополнение следует после подлежащего».

Наши рекомендации