Процедуры получения аудиторских доказательств

Собирая аудиторские доказательства, аудитор применяет одну или несколько следующих процедур :

- пересчет документов клиента;

- экспертная проверка;

- инспектирование;

- инвентаризация;

- проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций;

- подтверждение;

- наблюдение;

- прослеживание;

- проверка документов;

- составление альтернативного баланса;

- устный опрос;

- сканирование;

- аналитические процедуры.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по следующей схеме:

- наименование процедуры;

- цели проведения процедуры;

- перечень документов (источников информации), которые необходимы для выполнения процедуры;

- перечень нормативных документов, нарушения которых могут быть выявлены при проведении процедуры;

- справочная информация (нормы, нормативы), которая должна быть использована при проведении процедуры;

- описание техники выполнения процедуры;

- описание формы представления результатов проведенной процедуры (бухгалтерская проводка, аналитическая таблица и др.)

Рассмотрим каждую процедуру отдельно.

Пересчет документов клиента (арифметическая проверка) – процедура, при которой проверяется точность независимых подсчетов, вычислений и других арифметических действий.

Данный тип проверки выполняется чаще всего выборочно, при этом аудиторы (аудиторские организации) должны следовать стандарту аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Следующая процедура - экспертная проверка, позволяющая подтвердить подлинность документов. Проверяется подлинность подписей должностных лиц, отсутствие дописок текста, букв, зачеркивание, соответствие составления документов датам отражения в них операций.

Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов.

В ходе данной проверки аудитор получает доказательства различной степени надежности (зависит от источника, характера, эффективности средств внутреннего контроля). Результат инспектирования материальных активов – достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, при этом необязательно относительно их стоимостной оценки или права собственности на них.

Документальные аудиторские доказательства, полученные в результате инспектирования:

- созданные третьими лицами и находящиеся у них;

- созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;

- созданные аудируемым лицом и находящиеся у него.

Инвентаризация – проверка хозяйственных средств путем пересчета, обмера, взвешивания и осмотра. Эта процедура позволяет получить точную информацию о наличии и ориентировочных стоимости и состоянии имущества экономического субъекта.

Данные наличия хозяйственных средств заносятся в инвентаризационные описи и сличительные ведомости. С целью установления недостач или излишков сводятся с данными бухгалтерского учета.

Аудитор (аудиторская организация) до начала инвентаризации должна выяснить некоторые вопросы:

- частота инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;

- по ранее проводившейся инвентаризации проверить бухгалтерскую документацию;

- ознакомиться с количеством товарно-материальных ценностей;

- выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;

- проанализировать систему внутреннего контроля и систему учета товарно-материальных ценностей.

Аудитор (аудиторская организация) может наблюдать за процессом инвентаризации. При этом он обязан:

- для проверки надежности средств контроля принять участие в контрольных измерениях (пересчет, взвешивание);

- изучить имеются ли устаревшие товарно-материальные ценности;

- выяснить, имеются ли товарные запасы третьих лиц, и учитываются ли они в забалансовых счетах бухгалтерского учета и в складском учете

- выяснить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций – процедура, позволяющая аудиторам (аудиторским фирмам) контролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией.

Полученная информация при проведении данной процедуры достоверна, если она получена в момент исследования этих операций.

Подтверждение - аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах.

Запрос на подтверждение готовится от имени руководства в виде документа в адрес независимой стороны с требованием предоставить необходимую информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская организация может напрямую связаться с третьей стороной.

Если информация, полученная от третьей стороны, и информация в учетных записях расходятся, нужно сделать дополнительные процедуры для выяснения причины.

Наблюдение – полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля.

Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой).

Прослеживание – аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента.

Проверка документов – аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение операции до первичного документа, подтверждающего реальность ее (операции) выполнения. Также изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат.

Составление альтернативного баланса – расширенный пересчет документов.

Данная процедура используется для получения доказательств о полноте отражения и реальности в учете готовой продукции (выполненных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода материалов и выхода продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

По результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы.

Работа трудоемкая, но она позволяет проверить ведение учета в целом.

Следующая процедура – устный опрос руководства и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может проводиться на всех этапах аудиторской проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях фиксирования ответов опрашиваемых.

Результаты устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это приобщается к другим рабочим документам аудиторской проверки.

Сканирование применяют по конкретному направлению для изучения нетипичных операций в документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов

Аналитические процедуры – это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает трудозатарты. Их можно сочетать с другими процедурами на этапе исследования.

Процесс реализации аналитических процедур:

- определение цели процедуры;

- выбор вида и метода;

- выполнение процедуры;

- анализ результатов.

Типичные виды аналитических процедур :

-сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными – аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;

- сравнение фактических показателей с плановыми – применяется клиентом для установления отсутствия факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями;

- сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов – аудитор на их основ делает вывод о жизнеспособности клиента;

- сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода – резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;

- сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором.

Доверие аудитора к результатам проведенных аналитических процедур зависит от существенности анализируемых статей отчетности;

- результатов других процедур, направленных на эти же цели;

- величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур;

- применение небухгалтерских данных.

Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:

- на этапе планирования аудита содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска;

на этапе проведения проверки аналитические процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности;

- в процессе завершения аудита применяют для окончательной проверки наличия в отчетности искажений или проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.
Заключение

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Отнести к аудиторским доказательствам можно:- первичные документы;

- бухгалтерские записи;

- полученная из других источников информация.

Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.

Достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств.

Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.

Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:

- тестирование средств внутреннего контроля;

- проверка по существу.

По источникам доказательства делятся на:

- внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме;

- внешние аудиторские доказательства – это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации;

- смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

По характеру различают:

- устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала;

- визуальные – результаты наблюдения;

- документальные – информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей.

Источники получения аудиторских доказательств:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

- бухгалтерская отчетность.

Процедуры получения аудиторских доказательств: пересчет документов клиента, экспертная проверка, инспектирование, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций, прослеживание, проверка документов, составление альтернативного баланса, устный опрос, сканирование, аналитические процедуры.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Документация должна систематизироваться и оформляться в соответствии с требованиями стандартов. Хранится в течении пяти лет.

Список используемой литературы:

1.Стандарт № 5 аудиторской деятельности

2. Битюкова Т.А., Ерофеева В.А., Пискунов В.А. «Аудит», 2008 г.

3. Воронина Л.И. «Аудиторская деятельность. Основы организации», 2007 г.

4. Газарян А.В., Соболева Г.В. «Практика организации процесса аудита: Практическое пособие» , 2007 г.

5. Калистратов Л. М. «Аудит», 2009 г.

6. Макальская М. А., Мельник М. В.«Основы аудита», 2009 г.

7. Черных М.Н., Юдина Г.А. «Основы аудита», 2009 г.

Наши рекомендации