Процедуры получения аудиторских доказательств

Для составления объективного, обоснованного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе независимых процедур. Аудиторские доказательства — это информация, имеющаяся в распоряжении аудитора, позволяющая ему выразить мнение о достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности всех совершенных хозяйственных и финансовых операций и их соответствии действующему законодательству и т. п. Степень достоверности аудиторских доказательств зависит от источника их получения. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние доказательства - информация, полученная от проверяемой организации (фирмы) в письменном или устном виде. Внешние доказательства - информация, полученная от третьей стороны в письменном виде. Смешанные доказательства - информация, полученная от проверяемой организации, (фирмы) в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде. Для получения доказательства используются следующие источники: первичные документы субъекта проверки; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская (финансовая) отчетность; результаты инвентаризации активов и обязательств; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; сопоставление различных документов проверяемой организации, а также документов проверяемой организации с документами третьих лиц. Для получения аудиторских доказательств используются те же приемы и способы, что и при проведении контрольно-ревизионной работы. В то же время в действующем правиле аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», приводится ряд наиболее распространенных методов их получения: пересчет, инвентаризация, прослеживание, проверка документов, оп- рос, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, аналитические процедуры. Пересчет заключается в проверке арифметических расчетов первичных документов и бухгалтерских записей. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска, он может быть выборочным или сплошным. При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерных систем аудиторская организация (аудитор) может осуществить проверку, применяя аналогичные системы. Инвентаризация - прием, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества проверяемой организации. При проведении аудита аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации. Такое наблюдение помогает аудиторской организации (аудитору) правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. Прослеживание — метод, заключающийся в проверке некоторых первичных документов, от момента их создания до отражения их в регистрах аналитического и синтетического учета, заключительной корреспонденции счетов и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Проверка документов - метод, заключающийся в том, что аудитор дол- жен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение хозяйственной операции в бухгалтерском учете вплоть до первичного документа, подтверждающего реальность и целесообразность выполнения этой операции. Опрос состоит в изучении соответствующей информации компетентных лиц внутри или за пределами экономического субъекта. Опросы могут быть различными: от официальных писем, адресованных третьей стороне, до неофициальных устных опросов, адресованных лицам внутри экономическо- го субъекта. Подтверждение— метод, используемый для удостоверения информации, содержащейся в учетных записях. Для этого необходимо получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны, запросы в адрес которой желательно готовить от имени руководства субъекта. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций — осуществление контроля аудиторской организацией (аудитором) за учетными работами, выполняемыми в бухгалтерии субъекта. Аналитические процедуры предусматривают анализ и оценку получен- ной аудитором информации, исследование основных показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений

21) Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита.
Аудиторская организация(аудитор- ИП) при составлении письменной информации (отчета) по результатам проведенного аудита должна руководствоваться правилом (стандартом) «Сообщение информации по вопросам аудита» от 23.10.2011 г. №97. Данные , содержащиеся в письменной информации (отчете), необходимы руководству заказчика (клиента) для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в бухучете и системе контроля, которые привлекли или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, в письменном отчете должны содержаться рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предложения по совершенствованию систем бухучета и внутреннего контроля.

Письменная информация (отчет) прилагается к аудиторскому заключению и не может рассматриваться как отчет обо всех имеющихся недостатках в финансово-хозяйственной деятельности заказчика (клиента) , она только указывает на недостатки , обнаруженные в процессе конкретной аудиторской проверки.

Она должна содержать следующие реквизиты: исходящий номер и дату подписания письменной информации (отчета) аудиторской организацией ( аудитором – ИП) ; указание на лицо , которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг ; название документа; реквизиты аудиторской организации ( наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес аудитора – индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации ; УНН; фамилия и инициалы аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите; номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов): реквизиты заказчика (клиента) ; основание для проведения аудита ( дата и номер договора оказания аудиторских услуг ); период времени , за который проводился аудит; дата начала и завершения аудита.

В содержательной части письменной информации в обязательном порядке должны быть приведены следующие сведения:

1)развернутая аргументация причин, приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности заказчика (клиента) продолжать свою деятельность непрерывно;

2) выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской ( финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;

3) выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и состоянии системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской ( финансовой) отчетности ;

4) оценка (при возможности) количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика (клиента) и прогнозируемых показателей по результатам аудита;

5) рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков и другие сведения, полученные в ходе аудита.

Кроме обязательных , в письменную информацию (отчет) включаются следующие сведения:
1)количественный состав и структура бухгалтерской службы заказчика (клиента), способ ведения бухучета;
2)перечень основных объектов и направлений бухгалтерского учета, подлежащих аудиту;
3)утверждение, что аудиторская организация осуществляла проверку в соответствии с правилами аудиторской деятельности, в случаи отклонения от правил, если такие имелись;

4) методика проведения аудита(указание разделов бухгалтерского учета, проверенных сплошным методом и выборочно, описание построения аудиторской выборки);

5) информация о ходе аудита;

6) особенности проведения аудита;

7) в случае ,если заказчик (клиент) имеет сложную организационную структуру – сведения о проведении проверок филиалов, обособленных подразделений и дочерних организаций заказчика ( клиента), их результаты и влияние на итоги аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика (клиента) в целом;

8) перечень всех выявленных в процессе аудита недостатков, замечаний и рекомендации по их устранению;

9) в случае, если аудит за текущий и предыдущий периоды проводился одной и той же аудиторской организацией – анализ выполнения заказчиком (клиентом) рекомендаций, содержащихся в письменной информации за предыдущий отчетный период.

Сведения в письменной информации (отчете) должны излагаться последовательно в соответствии с перечнем проверяемых по программе аудита вопросов.

Содержательную часть письменной информации следует подразделять на главы, посвященные проверке отдельных разделов бухучета, если по результатам проверки отдельных вопросов нарушений и недостатков не установлено, в письменной информации следует указать: «По данному вопросу нарушений не обнаружено» .

Сведения , содержащиеся в письменной информации, должны быть краткими, четкими и точными. При необходимости должны быть проведены обоснования количественных расчетов и оценок, а также ссылки на законодательство.

Письменная информация (отчет) составляется в ходе аудита и направляется заказчику (клиенту) на его завершающем этапе. Она составляется не менее чем в двух экземплярах, имеет сквозную нумерацию страниц и подписывается всеми аудиторами , принимавшими участие в проверке.

Окончательный вариант письменной информации (отчета) аудиторская организация (аудитор- ИП) обязана подготовить в те же сроки , что и аудиторское заключение. Первый экземпляр письменной информации передается под роспись заказчику (клиенту), а второй – с росписью получателя –остается в аудиторской организации (у аудитора – ИП).

По согласованию с заказчиком (клиентом), а также в случае отказа заказчика(клиента) от получения письменной информации (отчета) она может быть отправлена по почте или иным способ при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи.

Письменная информация является конфиденциальным документом, поэтому сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией (аудитором- ИП) третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита, без письменного согласия заказчика (клиента).
По требованию аудиторской организации (аудитора- ИП) заказчик (клиент) обязан представить ей копию письменной информации (отчета) по результатам аудиторской проверки за предыдущий финансовый год. Отказ заказчика )клиента) в представлении письменной информации (отчета) за пред. фин. год может рассматриваться аудиторской организацией (аудитором –ИП ) как ограничение объема аудита.

23. Порядок подготовки и форма отчета о выполнении заданий на согласованные процедуры.

Помимо проведения проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская фирма и заказчик аудиторских услуг могут прийти к соглашению о выполнении на условиях договора возмездного оказания услуг так называемых согласованных процедур.

Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой и нефинансовой информации. К наиболее распространенным видам согласованных процедур в отношении показателей финансовой информации можно отнести:

- подтверждение кредиторской или дебиторской задолженности;

-подготовка и проведение инвентаризации, а также участие в инвентаризации, проводимой клиентом;

-подтверждение определенных статей финансовой отчетности (себестоимости, выручки и т.д.); сверка с первичной документацией выборочным и сплошным порядком;

- проведение аудита целевого использования денежных средств;

- оценка стратегии и политики развития бизнеса;

- комплексная проверка приобретаемого предприятия;

- предпродажная экспертиза по заказу продавца;

- подготовка отчетов об оборотном капитале;

- анализ финансовых и учетных аспектов договоров купли-продажи.

К согласованным процедурам в отношении нефинансовой информации относятся, например, такие процедуры как:

- оценка эффективности действующей системы управления;

- анализ корпоративных интеграционных отношений;

- оценка эффективности использования трудовых ресурсов организации и др.

Согласованные процедуры в отношении нефинансовой информации выполняются при условии, что:

- аудитор обладает адекватными знаниями по конкретному предмету;

- существует определенный критерий достижения результатов.

В случае выполнения согласованных процедур, аудитор не выражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом и проверяемых разделов финансовой информации, не обеспечивает даже ограниченной (как в случае обзорной проверки) уверенности, а лишь представляет отчет о фактах, отмеченных в результате проведения процедур. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам и изложенным в нем фактам, а также делают собственные выводы, основанные на отчете.

Отчет предоставляется только тем сторонам, которые дали свое согласие на проведение указанных процедур, так как другие стороны, не знающие причин проведения этих процедур, могут неверно истолковать их результаты.

При выполнении согласованных процедур аудитор должен руководствоваться общепринятыми этическими принципами, такими как честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение, следование регламентирующим указанную деятельность документам. Выполнение принципа независимости не является обязательным при выполнении согласованных процедур, однако условия или цели задания могут требовать независимости аудитора. Если не соблюдается принцип независимости аудитора, то данный факт должен быть отражен в отчете.

При определенных обстоятельствах аудитор может оказаться не в состоянии обсудить процедуры со всеми сторонами, которым будет предоставляться отчет (например, когда процедуры согласованы органами регулирования, представителями отрасли и представителями бухгалтерской профессии). В этом случае аудитор может, например, обсудить проводимые процедуры с представителями заинтересованных сторон, сделать обзор соответствующей переписки с этими сторонами или предоставить им проект отчета.

Отчет должен содержать достаточно подробное описание цели выполненных согласованных процедур, дающее пользователю возможность понять характер и объем выполненной работы.

Содержание отчета следующее:

· наименование отчета;

· наименование (фамилия) аудитора и его адрес;

· наименование адресата (как правило, лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг);

·указание конкретной финансовой или нефинансовой информации, в отношении которой выполнялись согласованные процедуры;

·заявление о том, что выполненные процедуры были согласованы с получателем отчета;

·заявление о том, что работа была выполнена в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности, применимым к выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации;

·заявление (при необходимости) о том, что аудитор не является независимым по отношению к лицу, заключившему договор оказания сопутствующих аудиту услуг;

·указание цели выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации;

·перечень выполненных согласованных процедур в отношении финансовой информации;

·описание отмеченных аудитором фактов (подробное описание ошибок и относящихся к ним замечаний);

· заявление о том, что выполненные согласованные процедуры в отношении финансовой информации не являются аудитом или обзорной проверкой (поэтому в отчете не выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой информации);

·заявление о том, что если бы аудитор провел дополнительные процедуры, аудит или обзорную проверку, он мог бы обнаружить и другие проблемы, требующие раскрытия в отчете;

·заявление о том, что распространение отчета ограничено сторонами, согласовавшими выполненные процедуры;

·заявление (при необходимости) о том, что отчет имеет отношение только к определенным элементам, счетам, статьям или иной финансовой и нефинансовой информации и не распространяется в целом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг;

· дата отчета;

· подпись аудитора.

52 Проверка формирования фин результатов от текущей деятельности

Основными видами проверки формирования фин. Результатов от видов деятельности являются:

- установление порядка признания выручки, принятого в учетной политике, и его соответствия фактически применяемому;

- установление полноты отражения в учете выручки за реализованную продукцию по всем видам деятельности при различных формах ее оплаты;

-Проверка правильности признания и отражения в бух. Учете и налоговом учете расходов, вкл. В состав затрат по производству и реализации продукции для целей бух. Учета и налогового;

-Проверка обоснованности и распределения коммерческих расходов;

-Проверка правильности исчислений налогов и сборов, включаемых в выручку от реализации продукции;

- проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов.

Достоверность определения фин. Результата от реализации продукции определяется путем проверки записей по счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

При проверки полноты отражения в учете выручки за реализованные товары, работы и услуги особое внимание следует обратить на включение в состав выручки стоимости продукции, товаров, выдаваемых работникам организации взамен денежной заработной платы, потому что исходя из анализа ошибочных ситуаций, допускаемых субъектами хозяйствования встречаются случаи невключения в состав выручки стоимости такой продукции. Кроме этого, необходимо проверить полноту и правильность отражения выручки при зачете взаимных требований между организациями.

На величину финансового результата от видов деятельности значительное влияние оказывают уплачиваемые из выручки в бюджет налоги и отчисления. Поэтому в ходе проверки ревизор (аудитор) должен убедиться в правильности исчисления налогооблагаемой базы по ндс в случае реализации продукции собственного производства по ценам ниже фактической себестоимости, имея при этом в виду, что в таких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговая база определяется исходя и цены реализации такой продукции.

На заключительном этапе контроля проверяющий должен убедиться в соблюдении организацией действующей методологии отражения в учете операций по учету фин. Результатов от видов деятельности.

Наши рекомендации