Структура курсовой работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры:

• титульный лист (Приложение А);

• содержание (Приложение Б);

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованных источников;

• приложения (при необходимости).

Введение (до 10% объема работы) это “визитная карточка” курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы по теме, обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи работы, определяются информационная база, объект, предмет и методы исследования, приводится структура работы.

До 50% введения должно быть посвящено анализу современного состояния проблемы по теме работы и обоснованию ее актуальности. При этом нужно показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Можно, там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать ее с точки зрения накопившихся социальных проблем и т. п.

Цель работы – это качественная категория, представляющая собой предвосхищение результата деятельности. В смысловом выражении она выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется обычно так: “разработать …”, “обосновать …”, “выявить …”, “раскрыть особенности …”, “проанализировать и обобщить …”, “проанализировать и разработать …” и т. п.

В соответствии со сформулированной целью ставятся задачи исследования, которые рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировка задач делается в форме перечисления. Например: “Исходя из поставленной цели курсовой работы, ее основными задачами являются: 1) изучить …; 2) выявить …; 3) разработать” и т.п. Целесообразно, чтобы каждый раздел работы был посвящен решению одной задачи.

Основная часть может состоять из двух-трех разделов в соответствии с двумя вышеназванными схемами.

Схема А:

1. Аналитический раздел (название, например, «АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ …»).

2. Теоретический раздел (название, например, «ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЛОГИСТИКИ ЗАПАСОВ»).

3. Рекомендательный раздел (название, например, «РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ …»).

Аналитический раздел. Для выявления проблемных «узких мест» логистической системы используются фактические данные предприятия, на котором студент проходил практику, или которое предполагается в качестве объекта исследования в ВКР. Следует привести характеристики предприятия или организации (структуру органов управления; номенклатуру и объемы товарооборота и потребляемых матери­ально-технических ресурсов; существующую систему организа­ции, управления складским, тарным или транс­портным хозяйством; используемый документооборот), осуществить их анализ с позиции выбранной темы, затрагивающей логистическую систему или её часть.

Для систематизации проблем и отбора наиболее значимых из них могут быть использованы методы «дерева целей» и экспертных оценок. Построение «дерева целей (проблем)» осуществляется на основании анализа источников по логистике в соответствии с темой курсовой работы. Экспертом является сам студент, выполняющий курсовую работу, а также могут привлекаться преподаватель – руководитель курсовой работы и управленцы предприятия. Выявленные проблемы («узкие места») логистической системы для установления очерёдности решения могут быть проранжированы с помощью метода экспертных оценок. Собственно, тема курсовой работы должна быть связана с решением наиболее важных проблем. Этим обосновываются актуальность темы и выбор объекта и предмета исследований. По статистическим данным о деятельности организации может быть произведен регрессионный анализ динамики показателей деятельности (в первую очередь, логистической) и осуществлен прогноз.

Ана­литический раздел должен заканчиваться выводами, вскрываю­щими существующие недостатки в системе организации и пла­нирования логистического обеспечения, складского, тарного или транспортного хозяйства на том уровне управле­ния, который рассматривается в курсовой работе. Здесь следует показать необходимость совершенствования данной логистичес­кой системы или отдельных ее составляющих. Аналитический раздел занимает до 15 страниц печатного текста.

Теоретический раздел. В этом разделе рассматриваются теоретические аспекты по объекту и предмету исследования, изучаются современные методы и научные подходы к раскрытию предмета исследования, что является обзором проблемы. Приводятся современные логистические технологии и наилучший опыт их применения успешными организациями. При этом может быть использован аппарат аналитических исследований. На этом этапе отбирается необходимая информация для использования теоретических и практических методов решения выявленных наиболее важных логистических проблем предприятия, а также включения в текст пояснительной записки курсовой работы и для представления в виде графических материалов. На базе систематиза­ции собранного материала формируются основные направления анализа, который должен носить объективный характер, т. е. должна быть дана как позитивная характеристика той или иной концепции, так и ее недостатки. Теоретический обзор проблемы занимает до 15 страниц печатного текста.

Рекомендательный раздел. В этом разделе, опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы, т.е. совершенствованию логистической системы, анализ которой был осуществлен в предыдущих разделах. Для этого необходимо четко определить цель выполнения работы, перечень рекомендуемых предложений (мероприятий), обоснование предложений. Все решения и предложения должны быть аргументированы, подкреплены расчетами, собственными оценками и оценками авторов научных работ. Здесь же возможно привести направления дальнейших исследований. По сути, на этом этапе в рамках третьего раздела осуществляется выбор эффективных направлений из результатов анализа второго этапа для решения проблемных вопросов, выявленных на первом этапе. Здесь же ориентировочно оценивается экономическая эффективность рекомендаций с позиции снижения затрат в том звене или звеньях логистической цепи, которые рассматрива­ются в курсовой работе. На основе разработанных предложений и рекомендаций формулируются соответствующие выводы. Рекомендательный раздел занимает до 15 страниц печатного текста.

Схема Б:

В сравнении со схемой А следует поменять местами теоретический и аналитический разделы.

1. Теоретический раздел (название, например, «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ»).

2. Аналитический раздел (название, например, «УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СКЛАДСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»).

3. Рекомендательный раздел (название, например, «РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»).

Теоретический раздел. Согласно заданной или выбранной теме, соответствующей одной из функций логистики (разделу логистики), осуществляется отбор и анализ источников, раскрывающих теоретическую сущность, принципы и методы, а также практическую ценность использования избранной функции для повышения эффективности деятельности организаций. Особенно креативны с этой точки зрения, кроме учебников, статьи в научно-производственных журналах. Целесообразно с помощью «дерева целей» разделить выбранную функцию логистики на компоненты по уровням подчиненности с желательной оценкой их значимости на эффективность функционирования организации. Это поможет выбору и формулированию направлений анализа, который целесообразно подкреплять собственными оценками, а также графическими схемами.

Аналитический раздел. Здесь следует представить результаты разработки логистической системы или её части (в соответствии с темой курсовой работы) гипотетического (проектируемого или заданного преподавателем) предприятия. Результаты целесообразно дополнять необходимыми расчетными материалами.

Рекомендательный раздел. Этот раздел формируется по аналогии со схемой А.

В основной части работы при обосновании целесообразности и по согласованию с руководителем студент может поменять местами первый и второй разделы по любой из схем. Кроме того, может быть изменено число разделов.

Заключение. Курсовая работа завершается краткими выводами, приводится оценка качества поставленной перед студентом задачи. Выводы формулируются, исходя из следующей схемы: задачи курсовой работы, методы и средства решения этих задач, характер полученных в курсовой работе результатов, ожидаемое внедрение полученных результа­тов. По сути, заключение содержит краткое изложение полученных результатов по разделам. Заключение суммирует теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок, а также определять направления дальнейшего совершенствования разработок по проблеме. Заключение занимает 2-3 страницы печатного текста.

Список использованных источников. В списке литературных источников, используемых при выполнении курсовой работы, должны быть представлены: законодательные акты, постановления и акты правительства РФ, регламентирующие про­цессы товародвижения; официальные статистические документы; монографические исследования отечественных и зарубеж­ных специалистов в области логистики; учебники и учебные пособия; статьи, помещенные в общеэкономических и отраслевых журналах, в сборниках научных трудов; материалы периодической печати. На все источники должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Приложения. В эту часть курсовой работы следует помещать материал вспомогательного или подтверждающего (справочного) характера:

- громоздкие расчеты, результаты которых приведены в основной части;

- излишне объемный графический материал;

- директивные и инструктивные документы предприятий и др.

В текст работы на все приложения должны быть даны ссылки.

В курсовой работе не следует приводить общеизвестные истины, а также выдавать рекомендации, которые не требуют проведения анализа и исследований.

Следует учитывать, что малое количество иллюстраций, таблиц и расчетных формул в основной части чрезвычайно обедняет текстовый материал, делает его неинформативным и тяжелым для восприятия.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, нескольких разделов основной части, заключения, списка использованных источников, в необходимых случаях имеет приложения.

Нужно помнить: курсовая работа – научно-исследовательская работа студента!

Наши рекомендации