Формирование социальной компетентности менеджера

Компетентности формируются через наблюдение за другими людьми (наблюдение за моделью) и в процессе непосредственного личного опыта через обучение, а также пробы и ошибки. На усвоение компетентности влияют как реакции со стороны других, так и собственные реакции (14, с. 456).

Научение через наблюдение за другими людьми имеет существенное значение для формирования компетентностей личности, с точки зрения социально – когнитивной теории. Так, утверждается, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Человек, за которым наблюдают, называется моделью. Факты показывают, что индивид может усвоить некоторые действия, эмоциональные реакции (косвенное обусловливание), наблюдая за тем, как выполняет соответствующие действия модель, как она реагирует на ситуацию; этот процесс называется моделированием (14, с.447). Благодаря непосредственному опыту и наблюдению за моделью индивиды приобретают такие важные структурные элементы личности, как когнитивные и поведенческие (операциональные) компетентности. Благодаря этим процессам индивиды приобретают способность к саморегуляции. Благодаря развитию когнитивных и поведенческих компетентностей и выработке стандартов они способны предвосхищать будущее и сами себя наказывать и награждать за успехи в достижении выбранных целей. Подобные самопродуцируемые последствия имеют особенно большое значение для сохранения поведения в течение длительного времени при отсутствии внешних подкреплений (14,с.358).

Также для формирования компетентности необходим личный опыт индивида, его собственные реакции. Человек, используя при социальном взаимодействии определенные действия, оценивает их продуктивность – непродуктивность, степень эффективности и т.д., и выбирает наиболее подходящие для конкретной ситуации. Еще один способ формирования компетентностей - это личный опыт индивида, полученный в специальных тренинговых программах. B. M.Alban и P.Wright дают обзор тренинговых программ, используемых в западном менеджменте: (29, с.3 – 9)

· тренинг восприимчивости в Т-группах (Цели: 1- рост восприимчивости – способности правильно воспринимать то, как другие реагируют на твое и на свое собственное поведение; 2 – развитие диагностической способности – правильно воспринимать состояние, в котором находятся отношения между другими; 3 – развитие умений справляться с ситуацией – подстраивать поведение под ситуативные требования);

· другие групповые методы (Цели разные – формирование уверенности в себе и взаимного доверия внутри организации, формирование 9.9 стиля менеджмента, развитие менеджеров вне стен учреждения (OMD) - мероприятия на открытом воздухе как средства поддержки персонального, социального и группового развития);

· проигрывание ролей (Цель – выполнение взаимодействия с другими людьми с целью решения поставленной проблемы и получение обратной связи на выполнение работы и руководство, как это может быть улучшено);

· анализ поведения (Цель – анализ поведения в более или менее удачных ситуациях для выявления идеальной модели поведения);

· обучение восприятию (Цель – распознавание и интерпретация невербального поведения как необходимого условия для повышения точности суждений участников о взаимодействующих с ними людях в плане их честности, сомнений, уклонений, колебаний и т.п. реакций, а также обучение умению использовать собственные невербальные реакции для оказания влияния на других людей);

· транзактный анализ (Цель- рассмотрение общения как различных трансакций, взаимодействий с точки зрения таких подструктур личности, как Родитель, Взрослый, Ребенок);

· обучение диагностированию (Цель – развитие способности менеджера сопоставить причины неудачной работы, при этом рассматривая большое количество гипотез, которые могут быть проверены разными средствами, а также разрабатывать корректирующие действия).

Конечно, специальное обучение в тренинговых программах более продуктивно, на наш взгляд, так как здесь затрагивается не только когнитивный и операциональный, но и эмоционально-ценностный уровень СК, что очень важно, как уже отмечалось выше.

Таким образом, как уже было сказано, компетентности формируются под влиянием прошлого личного опыта, путем наблюдения за последствиями поведения моделей, и реакций на самого себя. «Благодаря переживанию непосредственных внешних последствий для себя, индивиды обучаются ожидать поощрений и наказаний за конкретные действия в конкретных ситуациях. Благодаря косвенному переживанию последствий для других индивиды усваивают эмоциональные и поведенческие реакции и ожидания.… Таким образом, благодаря непосредственному опыту и наблюдению, благодаря переживанию поощрений и наказаний и косвенному обусловливанию, индивиды приобретают такие важные структурные элементы личности, как компетентности…(14,с. 452).

Литература:

1. Беляева Т.Б Проблема развития социальной компетентности госслужащих. - Государственная служба и государственное управление: концепции, проблемы, противоречия. Материалы научно-практической конференции филиала СЗАГС в г.Великий Новгород и Администрации Новгородской области.: Изд-во РИЦ «Росан» –Северо-Западная академия государственной службы. С-Пб, 2003

2. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности /Вестник Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого. Серия «Психология. Педагогика. Социология,», 2005, № 31, с.8 -12.

3. Беляева Т.Б., Сидоренкова Л.И. Подготовка студентов как модераторов инновационной деятельности // Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сборник научных статей /Сост. О.С.Орлов –В.Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2000, с.143 – 145.

4. Беляева Т.Б.Социальная компетентность/ R.W.Keck M. Pewsner u.a. Schul- und Hochschulmanagemen:100 aktuelle begriffe. Ein vergleichendes Worterbuch in deutscher und russischer Sprache/ -Hildesheim, Universitatsverlag Hildesheim, 2004. S.206-207.

5. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М.: 1998.

6. Деркач А.А.,Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. – СПб.:Питер, 2003 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998

7. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение. – Л.: 1985

8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл, 1996

9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

10. Общение и оптимизация совместной деятельности / под. ред. Андреевой Г.М. – М.: 1987

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под. ред. Шведкой Н.Ю., 18е изд., - М.:1986

12. Основы социально – психологической теории / под. ред. Бодалева А.А Сухова А.М. – М.: 1995

13. Первин Л. Джон О. Психология личности: Теория и исследования / под. ред. Магуна В.С. – Аспект Пресс, 2001

14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1989

15. Психологический словарь / под. ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В. и др. – М.: Педагогика, 1983

16. Психологический словарь / под. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1985

17. Руденский Е. В. Социальная психология: курс лекций. – М.: 1997

18. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. –М.: Просвещение, 1998

19. Степанова Л.А. Профессионально важные качества госслужащего как условие формирования положительного имиджа // Имидж госслужбы: Сборник научных трудов.- М.: «ИДФ»- «СПА Консалтинг», 1996, с. 143-15

20. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996

21. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов / под. ред. Кутасовой Т.М. – М.: Межд. Пед. Акад., 1994

22. H. Schuler D. Barthelme. Soziale Kompetenz als berufliche Anforderung. (Sachverstaendigengutachten des Lehrstuhls fuer Psychologie der Universitaet Hohenheim im Auftrag des Bundesinstituts fuer Berufsbildung zum Vorhaben „Schluesselqualifikationen in beruflichen Pruefungen und Lernerfolgskontrollen“, Dezember 1993 (Ergaenzungen November 1994).

23. Handbook of Social Skills Training Volume 1 Edited by Clive R. Hollin and Peter Trower Oxford 1986

24. Graumann O. Sozialkompetenz – O.Graumann R.W.Keck M. Pewsner u.a. Schul- und Hochschulmanagemen:100 aktuelle begriffe. Ein vergleichendes Worterbuch in deutscher und russischer Sprache/ -Hildesheim, Universitatsverlag Hildesheim, 2004. S.205-206

25. L.Rose-Krasnor. The Nature of Social Competence: A Theoretical Review.// Social Development, 6, 1, 1997, (pp. 111-129)

26. Social skills training and the professional helper.- John and Mary Collins, John Wiley and Sons Chichester, 1992

27. Sozialpszchologie. Ein Handbuch in Schlüsselbegriffen. Herausgegeben von Dieter Frey und Siegfried Greif. 2., erweitere Auflage-Psychologie Verlags Union, München-Weinheim 1987

28. H. Schuler D. Barthelme. Soziale Kompetenz als berufliche Anforderung. (Sachverstaendigengutachten des Lehrstuhls fuer Psychologie der Universitaet Hohenheim im Auftrag des Bundesinstituts fuer Berufsbildung zum Vorhaben „Schluesselqualifikationen in beruflichen Pruefungen und Lernerfolgskontrollen“, Dezember 1993 (Ergaenzungen November 1994).

Наши рекомендации