Понятие стратегической компетентности менеджера.

Высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом стратегического управления. С одной стороны, обязанность высших менеджеров заключается в обеспечении эффективности функционирования предприятия и получении ожидаемой прибыли, с другой, – они должны быть способны осуществить быстрый маневр под воздействием внешних угроз и возможностей. К сожалению, многие руководители, преуспевшие в обеспечении эффективного функционирования своей фирмы, оказываются более пассивными и менее подготовленными к изменениям внешней среды. Напротив, руководители, достигшие гибкости и адаптивности своих фирм к внешней среде, не гарантируют выживание фирмы в конкурентной борьбе, если они игнорируют проблемы функционирования. Для успешного руководства эти два аспекта должны быть сбалансированы.

Выделяют три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства:

1. Предпринимательский образ действий. Стратегия формулируется одной сильной личностью. Делается акцент на возможностях компании, существующие проблемы вторичны. Направления стратегического развития определяются в соответствии с решениями основателя компании. Доминирующим направлением в данном случае является рост компании. Ярким примером такого образа действий является компания «Майкрософт», которая отражает видение процесса развития индустрии персональных компьютеров, присущее основателю компании Биллу Гейтсу.

2. Адаптивный образ действий (обучение посредством опыта) предполагает оперативное решение существующих проблем, реже – поиск новых возможностей. Стратегия характеризуется фрагментарностью, пошаговым движением вперед, обеспечивая небольшой, но предсказуемый ежегодный доход. Процесс разработки такой стратегии может быть спонтанным или управляемым, основываться на динамизме организации и задействовании большого количества людей, способных изменить поведение организации в целом. Такой образ действий типичен для многих крупных корпораций.

3. Плановый образ действий предполагает в равной степени активный поиск новых возможностей и оперативное решение существующих проблем. В процессе принятия стратегических решений используется системный комплексный анализ. Этот подход рассматривает стратегию как процесс планирования, с учетом того, что за установлением стратегии последует ее реализация. Такой образ действий является классическим, предполагает наличие централизованного штата и нацелен на достижение определенного стратегического положения или реализацию портфельной стратегии.

В 90-х годах ХХ в. менеджеры научились разрабатывать конкурентоспособные парадигмы (взаимосвязанный набор конкурентных преимуществ) и затем изменять их (постоянно или периодически) для того, чтобы избежать кризиса в своей организации, способствовать ее росту и процветанию. В таких условиях особенно важно иметь представление о своем окружении (среде), а также о тех ключевых механизмах, которые приводят к долгосрочному успеху. Такого рода мышление и представление о среде предполагают необходимость обучения и информационного обмена как внутри организации, так и между организацией и ее основными партнерами. Таким образом, менеджеры должны уметь выбирать из общего потока информации наиболее важные сведения и эффективно их использовать. Такого рода информация имеет отношение к тому комплексу уникальных характеристик организации, которые являются основополагающими для ее конкурентоспособности и успешной работы, как на данный момент, так и в будущем. Для того, чтобы обеспечить себе стратегический успех, организации следует обозначить круг тех своих уникальных характеристик и особенностей, которые могут дать ей преимущество, а также удостовериться в том, что внимание менеджеров сосредоточено именно на этих характеристиках, а не на менее важных.

Стратегический лидер компании должен обладать следующими профессиональными качествами:

1. Ясно понимать миссию компании, внушать уважение, быть наделенным способностью убеждать и заинтересовывать своими идеями рабочий персонал.

2. Иметь развитое стратегическое чутье. Главный элемент в мышлении стратега – это своевременное осознание сигналов опасности или открывающихся возможностей при анализе изменений во внешней среде.

3. Быть сконцентрированным в направлении окружающего мира и иметь долговременную перспективу. Не отвлекаться на каждодневные текущие проблемы, не сопротивляться изменениям, но стараться увидеть новые возможности в этих изменениях, осознавая при этом наличие риска в стратегическом планировании и стараясь применять стратегии там, где просматривается приемлемый баланс между риском и прибылью.

4. Отличаться созидательностью, усматривая гораздо больше преимуществ в изменении привычных подходов, чем в следовании им. Фундамент и сама суть стратегического менеджмента состоит в особом типе мышления. Стратегический менеджмент характерен высоким значением творчества в нем и маленьким количеством рутины. Креативность и умение абстрагироваться от текучки, дар видения будущего предприятия и его моделирования, умение дать его представление в количественных и качественных показателях. Это те качества самого стратега, которые делают возможным или не возможным стратегическое управление, которое нельзя заменить использованием отдельных элементов стратегического подхода.

5. Быть технически грамотным. Учебные заведения создали конструктивные теории стратегии и методы стратегического планирования только в последние тридцать лет. Эти теории являются инструментом для детального анализа подтверждения оценок. Хороший стратег должен понимать важность проведения технического анализа, но не низводить стратегию до простых формул.

6. Уметь объединять людей в поддержку своих стратегических планов. Мнение других людей жизненно необходимо, поэтому очень важно умение эффективно управлять другими людьми таким образом, чтобы они не только воспринимали стратегию, но и поддерживали ее с энтузиазмом.

Наши рекомендации