Формирование социальной компетентности как инновационное направление деятельности образовательного пространства современной высшей школы

Представляется целесообразным, что интенция формирования социальной компетентности в высшей школе должно стать ключевой и системообразующей задачей в образовательном пространстве каждого вуза страны, поскольку отвечает потребностям как работодателей, указывающих на низкую культуру и социальную компетентность работающих выпускников высшей школы; самих студентов, испытывающих потребность в социальном развитии, а также общества в целом.

Высокий уровень сформированности социальной компетентности является залогом успешной самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности общества и условием достижения уровня самотрансценденции в современной концепции развития личности. Именно достижение уровня самотрансценденции влечет за собой объективную потребность индивида в преобразовании окружающего мира, в его изменении и развитии. Тем самым, необходимо подчеркнуть, что формирование социальной компетентности студентов в образовательном пространстве высшей школы является одним из важных аспектов в решении проблемы развития человеческого и профессионального потенциала личности.

Социальная компетентность - это интегрированная категория, включающая в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для организации качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности. Особенностью социальной компетентности является как «включенность» во все сферы общественного взаимодействия, так и «имманентность», присущая внутренней организации личности. Социальная компетентность имеет свою структуру и включает: 1) политическую и социально-экономическую; 2) поликультурную; 3) социально-коммуникативную; 4) информационно-инструментальную; 5) индивидуально-личностную компетентности, каждая из которых содержит совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций. Личностные характеристики (ценностные ориентации, когнитивные способности, эмоционально-волевые особенности) способствуют успешности овладения личностью социальными компетентностями.

Процесс гуманизации в высшей школе целесообразно считать фактором, детерминирующим формирование социальной компетентности студентов. Современные гуманизационные образовательные механизмы, в основе которых лежат современные технологии (управленческие, образовательные, воспитательные), являются средством развития социальных компетентностей студентов. Гуманизационные механизмы, действующие в образовательном пространстве высшей школы возможно отнести к аминистративно-организационным, которые включают в себя: внедрение принципов демократизации образовательного пространства; создание атмосферы сотрудничества и культурной образовательной среды; обеспечение достойной материально-технической базы, создание условий для интеллектуальной, спортивной, творческой самореализации личности; обеспечение социальной поддержки; организация возможности получения дополнительных специальностей; наличие центров повышения квалификации; наличие органов самоуправления; организация мобильности; наличие органов координирующих и контролирующих качество образования; обеспечение достойного морального и материального стимулирования преподавателей и студентов. Содержательно-методические компонентывключают в себя: обеспечение содержания и качества преподаваемых дисциплин; наличие гуманитарной компоненты во всех дисциплинах; организация деятельности воспитательных центров и/или институтов наставничества; организация деятельности социально-психологических служб, проведение социальных, психологических тренингов, семинаров акцентирующих внимание на теоретико-практических подходах личностного развития; организация личностно-ориентированного обучения и индивидуальной траектории развития каждого обучающегося; внедрение технологий практико-ориентированного обучения; достижение высокого уровня профессионализма и авторитета профессорско-преподавательского состава; организация самостоятельных и творческих форм работы в образовательном процессе. Операционально-технические: внедрение инновационных образовательных методов и технологий; внедрение междисциплинарного подхода в обучении; организация деятельности научных сообществ и центров; развитие деятельности спортивных, интеллектуальных и др. студий.

Высокий уровень деятельности гуманизационных механизмов в учебно-образовательном процессе, безусловно, будет способствовать социальному развитию студента, формированию человеческого и профессионального потенциала личности.

В качестве эффективного механизма формирования социальной компетентности студента в вузе также целесообразно рассматривать введение в учебно-образовательный процесс спецкурса «Студент и общество». Стратегической целью спецкурса является формирование определенных навыков и умений, развитие качеств и выработку адекватной модели поведения, на основании практических образовательные методов, инновационных техник и социально-психологических тренингов, которые в совокупности будут способствовать успешности личности во всем диапазоне взаимоотношений с социумом.

Наши рекомендации