Модель социальной компетентности

Мы сделали попытку предложить собственную модель СК. Прежде всего, стоит вопрос о выделении необходимых и достаточных компонентов, входящих в социальную компетентность, которая должна рассматриваться как интегративное свойство личности, обеспечивающее ей адекватное функционирование в социуме. Для ответа на эти вопросы мы сочли необходимым выделить элементы, из которых складываются отношения личности с социумом. На наш взгляд, можно выделить следующие элементы социума: сама личность («эго»), другой человек, малая группа. Кроме того, важно выделить некоторые «процессы», осуществляющие взаимодействие между «элементами», «правила», по которым строятся отношении. Это коммуникация, конфликт, профессиональная деятельность, право, мораль, экономические и политические отношения. Соответственно можно выделить следующие компетентности: эго-компетентность, психологическую, связанную с другим человеком, социально-психологическую, связанную с группами, а также коммуникативную, конфликтную, профессионально-трудовую, морально-правовую, экономическую и политическую. Все это образует, в конечном итоге, социальную компетентность, которую, на наш взгляд, следует понимать как интегративное системное качество личности, которое проявляется в социально-эффективном поведении (СЭП), включая и деятельность, и общение. На наш взгляд важным моментом предлагаемой нами модели СК является включение в социальную компетентность не только когнитивной и операциональной (поведенческой) составляющих, но и эмоционально-ценностной, которая включает в себя систему ценностей и социальных установок личности и выступает как мотивационный компонент социального поведения личности. Именно эта система выступает в качестве регулятора компетентного поведения, «включая» и «выключая» или используя соответствующие знания и преломляя их в соответствующие действия. Именно от эмоционально-ценностной подструктуры будет зависеть характер компетентности - просоциальный или асоциальный. Так, например, наличие гуманистических установок позволяет индивиду осуществлять компетентное поведение по принципу «не навреди» другому, в то время как эгоистические установки позволяют успешно манипулировать другими для собственного блага. В первом случае можно говорить о просоциальном компетентном поведении, в то время как во втором – об антисоциальном компетентном поведении.

Таким образом, не следует забывать о ценностной природе компетентности, так как именно ценности, социальные установки, экзистенциальная позиция человека являются регулятором его социальных действий и поведения. С учетом сказанного социальная компетентность должна быть сформирована в противовес технократическим установкам, которые деформируют профессиональную деятельность менеджера, способствуя переносу акцента с целей работы на ее средства.

Модель социальной компетентности - student2.ru

Рис.1 Модель социальной компетентности (1) «Ядро» ‑ эмоционально-ценностная подструктура 2) Когнитивная подструктура 3) Операциональная подструктура)

На наш взгляд, структура социальной компетентности представляет собой иерархическую систему, в которой можно выделить:

· Ядро (система ценностных ориентаций и социальных установок, характеризующихся гуманистической направленностью, а также характерологические особенности личности;

· Когнитивную подструктуру (система социальных житейских и научных знаний;

· Операциональную подструктуру (умения, навыки социального поведения, а также социальные способности: социальный интеллект, эмпатия, организаторские способности).

Представление о соотношении этих подсистем можно получить на основе предлагаемой нами модели компетентности, которая может быть образно представлена в виде трех окружностей, вписанных друг в друга. Центральная окружность представляет собой «ядро» компетентности - эмоционально-ценностная подструктура, следующая окружность – когнитивная и внешняя окружность – операциональная подструктура (рис.1).

Рассмотрим каждую из подструктур подробнее. «Ядерная» (эмоционально-ценностная) подструктура социальной компетентности включает в себя систему установок и позиций по отношению к себе и другим, к моральным и социальным нормам, принятым в группе и обществе, а также социальные установки, просоциальные ценности. Эта подструктура является регулирующей и направляющей системой, которая обеспечивает, во-первых, усвоение тех или иных знаний и способов поведения, и, во-вторых, поведение индивида в социальной ситуации, которое обеспечивает достижение личных целей, но с учетом интересов других людей (установка на сотрудничество). Мы считаем эту подструктуру определяющей, так как из-за большого разнообразия информации человек выбирает, прежде всего то, что соответствует его взглядам и установкам, поэтому система знаний и умений базируется на системе его установок.

Когнитивная подструктура включает в себя теоретические и практические знания о различных аспектах жизни социума. Когнитивная подструктура, как уже было сказано, определяется «ядром», так как от установок и позиций зависит отношение человека к различной информации, ее выбор и усвоение. Одна информация воспринимается как истинная, так как она соответствует представлениям человека, другая отбрасывается. Имеющаяся система установок, ценностей и позиций, таким образом, выполняет функции фильтра и способствует формированию вполне определенной системы знаний о социальной действительности.

Операциональная подструктура представляет собой различные социальные умения, навыки и способности (социальный интеллект, эмпатия, коммуникативные и организаторские, кооперативные способности и пр.). Она испытывает на себе воздействие со стороны двух предшествующих подсистем, так как складывается на их основе. Полученная социальная информация перерабатывается в когнитивном процессе, трансформируется и способствует поведенческой реакции, которая влияет на социальное окружение. Происходит реализация знаний о социальной действительности, других людях и самом себе в конкретные тактики и стратегии поведения. Поэтому именно эта подсистема наиболее очевидна для окружающих, именно она реально проявляется в поведении человека, и по операциональной подструктуре мы судим о компетентности человека в той или иной сфере.

Наши рекомендации