Правовое регулирование рекламной деятельности

Закон Российской Федерации от 18.07.95 г. «О рекламе» дает следующее определение рекламы: «Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».

Как видим, закон дает широкое определение рекламы. Как правило, зарубежные авторы также широко трактуют определение рекламы, но, в основном, с точки зрения маркетинга. Так, например, по определению Американской Ассоциации Маркетинга реклама представляет собой «...любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком» и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.

Реклама - это информация:

· распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

· распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

· о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

· которая предназначена для неопределенного круга лиц;

· целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

· которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации

По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений:

· рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

· рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

· рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами

потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них

Общие требования к рекламе состоят в следующем.

1. Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

2. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

4. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

6. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

7. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

8. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Заведомо ложная реклама - такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерств по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, т.е. опровержения рекламной информации.

Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе:

1. Гражданская ответственность в форме возмещения убытков, возмещения вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы. При этом истцы освобождены от уплаты госпошлины.

2. Административная ответственность в форме штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Для юридических лиц штрафы могут доходить до 5000 МРОТ.

3. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов в целях рекламирования по ст. 242 УК РФ.


Наши рекомендации