Правовое регулирование рекламной деятельности.

Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183«О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Сначала действовал ФЗ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» .

Ст. 29 Конституции РФ закрепила право каждого свободно искать, получать, продавать, производить и распространять инф-цию любым законным способом, гарантировала свободу массовой инф-ции и запретила цензуру.

НПА, содержащие отдельные положения, рег-щие рекламную д-ть

1) ФЗ от 30 дек 2004 «Об участии в долевом строительстве многокрартирных домов и иных объектов недвижимости»

2) ФЗ от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражд отв-ти владельцев транспортных средств».

3) ФЗ о «рынке ценных бумаг» 22 апр 1996

4) КоАП – отв-ть за нарушение зак-ва о рекламе.

Основным НПА, регулирующим отношения в сфере рекламной д-ти явл ФЗ от 13 марта 2006 «О рекламе». Им рег-ся отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукцией и ее распространением. Нормы закона не распространяются на политическую рекламу, на объявления граждан и юр лиц, не связанные с предприним д-тью. Положения Федеральногоо рекламе, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

Главное понятие в ФЗ 1995г было «объект на привлечение внимая», т.е. тот к кому направлено внимание. В законе 2006 г.говорится, что в кач-ве объектов рекламирования выступают субъекты гражданского права, они же субъекты предпринимательства.

Понятие рекламы включает 3 признака:

-информация, которая распространяется любым способом

-адресована неопределенному кругу лиц

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

Первые два признака присуще любой рекламе, а третий указывает на особенности ее видов(спонсорская и социальная реклама).

Особенности соц рекламы:

-направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей

-направленность на обеспечение интересов гос-ва.

Пример такой рекламы: распространение инф-ции о провозглашенных Президентом РФ национальных программах-здравоохранении, образовании.

Политическая реклама. ФЗ о рекламе на нее не распространяется, т.к. политические отношения – иные в сопоставлении рыночными, предпринимательскими.

Субъекты рекламной д-ти: рекламодатель(изготовитель или продавец товара), рекламопроизводитель(лицо, кот осуществляет приведение инф-2ии в готовую для распространения в виде рекламы форму), рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использование любых средств), потребители рекламы(лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Антимонопольныйорган осуществляет в пределах своих полномочий гос надзор за соблюдением зак-ва РФ о рекламе.(подавать иски в ас; выдавать фед органам ив, органам ив субъектов обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов и тд).

Действие ФЗ не распр на:политическую рекламу; информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и тд.

Требование к рекламе: достоверность, добросовестность.

«ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации» Ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостоверная реклама.

Пример недобросовестной рекламы: содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, кот произведены др изготовителями; осуществляется под видом рекламы др товара(рекламируется минеральная вода, хотя подразумевается реклама известной водки той же марки); явл актом недобросовестной конкуренции. Не допускается сравнение рекламируемого товара с другими находящимися в обороте товарами, с целью противопоставления их друг другу и утверждения что качество рекламируемого товара лучше. Например, существовала такая реклама подсолнечного масла известной фирмы. На столе стоят емкости с маслом других фирм-производителей. Ставиться бутылка рекламируемого масла и все, стоящие на столе падают. Данная реклама была признана недобросовестной и запрещена к показу.

Пример недостоверной рекламы(-реклама, кот содержит не соответствующие действительности сведения) такие, как: об ассортименте и комплектации товара; стоимости, цене; о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, кот произведены др производителями.

Реклама не должна: побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности

Не допускается реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; и др.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

ФЗ установлены требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий(проведение лотерей, игр и тд) должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Сроки хранения рекламных материалов: должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное».Установление годичного срока служит целям контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы.Общеустановленный срок хранения первичной учетной документации – 5 лет.НК РФ для хранения таких документов установлен срок четыре года.

Виды договор, заключаемых в сфере рекламной д-ти: договор оказания рекламных услуг, может быть заключен договор купли-продажи(на имеющееся в наличии рекламное произведение); агентский договор. Обязательственные отношения аналогичны отношениям подряда.

При размещении рекламной инф-ции используется имущество, а при а при ее распространении совершаются действия, не связанные с с использование имущества.

Наши рекомендации