Глава 29. Правовое регулирование рекламной деятельности

План главы

1. Система нормативного правового регулирования рекламы.

2. Понятие и виды рекламы.

3. Субъекты рекламных отношений.

4. Требования, предъявляемые к рекламе.

5. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Система нормативного правового регулирования рекламы

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[717]. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, на некоторую иную информацию, перечень которой приведен в ст. 2 Закона о рекламе (вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и др.).

Отношения в сфере рекламы регулируются также иными законодательным (ГК РФ, НК РФ) и подзаконными нормативными правовыми актами (постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы»[718] и др.).

Статья 4 Закона о рекламе закрепляет федеральный уровень регулирования рассматриваемых отношений. Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П[719] указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (ч. 2, 4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

В настоящее время нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве и городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»[720]; постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене»[721].

Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты[722] является средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

Понятие и виды рекламы

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе).

Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58[723] (далее — Постановление ВАС РФ № 58) не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В литературе представлено и иное, отличное от законодательного, понимание рекламы: как деятельности по подготовке и распространению сведений о рекламируемом объекте[724], деятельности по созданию рекламного макета, предпринимательской деятельности по доведению рекламного макета до потенциального потребителя[725], средства индивидуализации[726] и др. Рекламную деятельность большинство авторов квалифицируют как предпринимательскую[727].

Объектом рекламирования могут быть товар, его изготовитель или продавец, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Классификация видов рекламы может быть проведена по различным основаниям:

1) в зависимости от целей реклама: политическая — информация, распространяемая участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования; социальная — направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства; коммерческая, цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

2) в зависимости от вида рекламируемого товара (реклама алкогольных напитков, табака, лекарственных средств, медицинской техники, продукции военного назначения и оружия и др.);

3) в зависимости от вида рекламируемых услуг (реклама финансовых услуг; услуг по заключению договоров ренты, медиаторов и др.);

4) в зависимости от способа распространения (реклама в радио- и телепрограммах, радио- и телепередачах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях, наружная реклама и др.);

5) в зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация (несовершеннолетние, дети).

Приведенная классификация[728] имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различного вида, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

Наши рекомендации