Отдельные направления повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Вопросы, связанные с установлением контроля в отношении лиц, ранее совершивших преступления и представляющих определенную угрозу для общества, не только находятся в центре внимания современных ученых, но и являлись предметом исследования дореволюционных правоведов. Так, например, А. А. Пионтковский еще в 1894 г. предлагал ввести в уголовное право так называемый «институт испытания»[12]. Подобного мнения придерживался также Ф. Лист[13]. В свою очередь подавляющее большинство современных исследователей едино во мнении, что меры по контролю за поведением осужденных к различным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества не носят ни карательный, ни возмездный характер. Исходя из этого делается вывод, согласно которому условное осуждение есть ни что иное, как форма социально-правового контроля, который может и должен осуществляться при условном осуждении, условно-досрочном освобождении, отсрочке отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы[14].
Следует отметить, что контроль за осужденными условно или освобожденными от наказания является исторически обусловленным явлением. Так, в частности в ст. 34 Уголовного уложения 1903 г. указывалось, что лица «приговоренные к каторге, ссылке на поселение, по освобождении от поселения или из заключения подвергаются следующим ограничениям (на определенный срок, зависящий от вида наказания): им воспрещается жительство и пребывание в указанных законом губерниях, уездах, городах; им воспрещается без особого разрешения местной полиции, оставлять избранное или назначенное место жительства...»[15].
Что касается современной России, то включение общепризнанных норм международного права в отечественную правовую систему в значительной степени предопределило применение видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В этой связи следует признать справедливым мнение, согласно которому «исполнение назначенного судом наказания не является самоцелью, а необходимо в той мере, в какой это наказание является средством достижения тех или иных предполагаемых целей, реализация которых делает дальнейшее отбывание наказания бессмысленным и даже вредным как для самого осужденного, так и для общества в целом»[16].
С принятием УК Российской Федерации 1996 г. альтернативой реального исполнения наказания в виде лишения свободы и одним из важных инструментов, направленных на решение задач и достижение целей, сформулированных в ст. 2 и 43 УК Российской Федерации, стало условное осуждение. Более того, в юридической литературе представлена вполне обоснованная позиция о том, что в настоящее время основной формой реализации уголовной ответственности является не наказание, а условное осуждение[17].
Об очевидной значимости института условного осуждения и его широком применении в судебной практике свидетельствуют результаты проведенного исследования, согласно которым соотношение осужденных к различным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества за 2011 г. таково: осужденные условно составляют 78,9 %; осужденные к обязательным работам - 9,4 %; осужденные к исправительным работам - 8,5 %; осужденные с отсрочкой отбывания наказания - 1,7 %; осужденные к ограничению свободы - 0,8 %; осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 0,7 %. Таким образом, наиболее распространенной категорией являются условно осужденные с испытательным сроком, то есть лица, в отношении которых суд пришел к выводу о возможности их исправления без отбывания наказания.
Поскольку испытательный срок, по сути, является периодом, в течение которого условно осужденные примерным поведением должны подтвердить факт своего исправления, вполне очевидна целесообразность установления контроля за их поведением. Такой подход не только способствует тому, чтобы осужденные воздерживались от совершения новых преступлений, но предопределяет необходимость надлежащим поведением доказывать свое исправление. В противном случае представляется весьма затруднительным говорить о профилактике преступности и равным образом судить об исправлении осужденного, который будучи предоставлен самому себе сможет вернуться к злоупотреблению спиртными напитками, бросит работу, прекратит осуществлять материальную поддержку семьи, что выльется в результате в совершение административных правонарушений и преступлений. Иными словами он поставит под угрозу не только свое положение в обществе, но и безопасность окружающих.
Существенная роль в достижении указанных целей возлагается на уголовно-исполнительные инспекции - учреждения, исполняющие наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста (п. 1 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 360)[18].
Учитывая то, что они исполняют уголовные наказания в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, а также осуществляют контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на рок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, которым судом отсрочено отбывание наказания, можно заключить, что на уголовно-исполнительные инспекции возложена реализация задач правоохранительного, контрольного, воспитательного и обеспечивающего характера.
Вместе с тем результаты проведенного исследования дают основание для вывода о высоком уровне повторной преступности среди условно осужденных. Так, в 2011 г. в отношении 26486 осужденных было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления после постановки на учет, что составило 2,7% от числа состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций осужденных (998751 человек)[19]. Таким образом, уголовно-исполнительные инспекции сегодня не способны оказывать серьезное противодействие рецидивной преступности.
По мнению ряда исследователей, одной из основных причин повторной преступности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, является необоснованное назначение судами излишне мягких видов наказания, обусловленное недостаточно тщательным исследованием личности подсудимого[20].
Поэтому особого внимания требует надлежащая организация первоначальной беседы с осужденным, регламентация которой осуществлена в разделе III Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142[21] [12].
Если подходить к контролю за поведением условно осужденного с позиции теории систем, а именно этот подход, как представляется, наиболее продуктивен и отвечает потребностям правоприменительной практики, данный процесс правомерно представить в качестве сложной целостной системы. Следовательно, для данного вида социального контроля, как и для любой целостной системы характерны: определенный состав, набор компонентов, специфическая структура - характер взаимодействия компонентов друг с другом, а также системы в целом с окружающей средой.
На первое место среди элементов исследуемой системы нужно поставить условно осужденного, являющегося объектом рассматриваемого вида социального контроля.
Результаты анализа правоприменительной практики и специальной литературы дают основание для вывода, что из числа условно осужденных можно выделить три группы лиц.
Для первой группы сам факт их осуждения и последующего нахождения под контролем является вполне достаточным для формирования стойкого побуждения воздерживаться от преступного поведения. В эту группу входят лица, характеризующиеся достаточно устойчивой позитивной социальной направленностью, как правило, совершившие преступление в условиях критической жизненной ситуации (например, в состоянии сильного душевного волнения).
Вторая группа характеризуется наличием менее стойкого намерения больше не совершать преступлений. Для лиц, входящих в эту группу характерно сочетание позитивной и негативной социальной направленности (однако последняя минимальна) и, как следствие, легкомысленное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе.
Третью группу составляют лица, от которых можно ожидать совершения нового преступления, поскольку сочетание позитивной и негативной социальной направленности у них примерно равно. Для них характерно отсутствие четких границ между «можно» и «нельзя», вследствие этого отсутствует тяга к совершению повторных преступлений и они не проявляют активность в нахождении и создании ситуаций, способствующих их совершению. Однако в зависимости от наличия (отсутствия) подобных ситуаций и их характера возможно как усиление, так и ослабление криминогенности личности.
Вполне понятно, что выяснение того, к какой группе относится условно осужденный, наряду с тщательной подготовкой к проведению первоначальной беседы с ним, предполагает надлежащую организацию этой беседы и последующий анализ и оценку полученных сведений.
На наш взгляд, к изучению личности условно осужденного, в том числе с целью выяснения уровня правосознания и степени выраженности рецидива, необходим комплексный подход, который предполагает установление:
- социально-демографических признаков личности: пол, возраст, образование, социальное положение и род занятий; семейное положение, принадлежность к городскому или сельскому населению, материальное положение, жилищные условия;
- социально-психологических признаков: положение личности в системе социальных связей и отношений, принадлежность к определенной социальной группе, степень участия в трудовой, общественно-политической деятельности, круг ближайшего окружения, уважение и авторитет в трудовом коллективе, семье, бытовом окружении;
- уголовно-правовых признаков: характер совершенного преступления, направленность и мотивация; совершено ли преступление группой лиц;
- нравственной составляющей личности: морально-нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, система ценностной ориентации, жизненные ожидания стремления, социальная значимость потребностей и притязаний;
- интеллектуальных свойств: уровень умственного развития, объем знаний, жизненный опыт, широта взглядов, разнообразие интересов;
- эмоциональных свойств: степень эмоциональной возбудимости, сила и темп реакции на различные раздражители и ситуации, постоянство переживаний;
- волевых свойств: наличие (отсутствие) целеустремленности и последовательности в принятии решений, твердости и настойчивости в достижении целей, выдержки и самообладания в сложных ситуациях, решительности и энергичности в действиях.
Такой подход, во-первых, обеспечивает выявление лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения, что может свидетельствовать о реальной возможности совершения ими новых преступлений. Во-вторых, предопределяет необходимость более тщательного изучения как негативных, так и позитивных свойств личности осужденных, что может быть использовано для составления их психологической характеристики и, как следствие, позволит обеспечить индивидуальный подход к осужденным и прогнозировать их преступное поведение. В-третьих, создает необходимую информационную базу для разработки рекомендаций по коррекции поведения осужденных и повышению эффективности исправительного воздействия. В-четвертых, позволяет осуществлять планирование профилактических мер индивидуального характера.
Существенное значение приобретает психолого-социальное сопровождение условно осужденных, которое включает следующие этапы:
- первый этап - знакомство с осужденным, имеющее целью сбор первичной информации и установление контакта;
- второй этап - психодиагностическое обследование с целью максимально полного изучения личности осужденного и составления его психологического портрета;
- третий этап - собственно психологическое сопровождение;
- заключительный этап является ключевым, поскольку осужденный снимается с учета либо в случае невыполнения обязанностей или совершения преступления направляется в исправительную колонию для отбывания наказания. Таким образом, именно на этом этапе можно судить об эффективности социально-психологического сопровождения[22].
В процессе работы с осужденными необходимо составление исправительных характеристик осужденных (портретов) применительно к каждому этапу и различным периодам отбывания наказания.
Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о наличии ряда ключевых обстоятельств, суть которых заключается в необходимости не только привлечения психолога к работе на всех этапах осуществления контроля за поведением условно осужденных, но и тесного взаимодействия с ним сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Особенно важно такое взаимодействие на самых ранних этапах осуществления контроля. Такой подход не только обеспечит на профессиональном уровне выявление особенностей личности осужденных, составление их социально-психологических характеристик и психологическое сопровождение, но и создаст необходимые предпосылки для постоянного мониторинга исправления осужденного как со стороны психолога, так и сотрудников инспекций.
Вместе с тем полагаем важным отметить, что исследователями неоднократно указывалось весьма существенное обстоятельство, связанное с тем, что нормативные правовые акты, регламентирующие работу психологов уголовно-исполнительной системы, не в полной мере отражают специфику этой деятельности[23]. В первую очередь речь идет об Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 12 декабря 2005 года № 238, в которой, в частности, не акцентируется внимание на необходимости разработки рекомендаций по осуществлению контроля за поведением условно осужденных, основанных на изучении индивидуально-психологических особенностей их личности, то есть на индивидуализации этого контроля. Этот недостаток указанного документа должен быть устранен внесением в него соответствующих изменений.
В качестве вывода по изложенному материалу также укажем, что с целью обеспечения эффективного контроля за поведением условно осужденных налицо необходимость не только диагностики личностных свойств каждого из указанных лиц, но и привлечение психолога к ее проведению. При тесном взаимодействии с психологом сотрудники уголовно-исполнительных инспекций будут располагать весьма значимой по объему и характеру информацией, касающейся особенностей личности осужденного. Это, в свою очередь, в значительной степени будет способствовать выявлению рецидивоопасной категории условно осужденных, позволит определить необходимость проведения индивидуальной предупредительной работы с конкретными лицами из их числа, более обоснованно и целенаправленно проводить работу по контролю за исполнением ими общих обязанностей, закрепленных в ч. 4 ст. 188 УИК Российской Федерации, и индивидуальных обязанностей, возложенных приговором суда в порядке ч. 5 ст. 73 УК Российской Федерации.