Основные направления повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия

1. Решение проблемы повышения эффективности производ­ства необходимо связывать с совершенствованием управления, внедрением эффективного менеджмента. Менеджмент считает­ся эффективным, если обеспечивает высокую эффективность функционирования предприятия (фирмы).

При неизменной схеме оценки эффективности как соотно­шения результата (эффекта) и обеспечивших его затрат в усло­виях рыночных отношений изменяется экономический смысл и эффекта, и затрат. Ранее существовавшая оценка эффекта ис­ключительно как народнохозяйственного сегодня трансформи­руется в рост показателей хозяйственной деятельности кон­кретного предприятия. Положительная же динамика показате­лей однозначно соотносится с упрочнением рыночных позиций предприятия. Аналогичная ситуация и по затратам. Ранее ос­новной мерой затрат на продукцию являлись затраты общес­твенно необходимого труда, а в рыночной экономике — всех ре­сурсов предпринимателя (капитала, трудовых ресурсов, мате­риальных ресурсов предпринимателя). Такая трансформация понятий позволяет перейти на уже опробованные в рыночных условиях критерии эффективности, например, более широкое понятие производительности.

Применяемый в менеджменте термин "производительность" означает комплексную многофакторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресур­сов, а не только общественно необходимого труда. Производи­тельность как мера эффективности производства определяется отношением стоимости произведенных товаров и услуг к об­щим затратам всех ресурсов для их производства. Такая трак­товка производительности в полной мере согласуется с концеп­цией системного подхода: стоимость произведенных товаров и услуг есть выход производственной системы, а затраты ресур­сов — ее вход. Эффективность системы характеризуется отно­шением выхода ко входу. Правомерность и необходимость ис­пользования системных концепций в управлении производ­ством сегодня не подлежит сомнению.

Однако не следует думать, что управление эффективностью производства в рыночной экономике полностью исключает по­ложения теории эффективности, использовавшиеся в отечес­твенной практике ранее. В частности, производительность как обобщающую меру эффективности целесообразно дополнять известными частными показателями эффективности, исследуя степень использования отдельных видов ресурсов: материаль­ных, трудовых, финансовых, производственных фондов и т. д.

2. В основе количественной оценки эффективности про­изводственно-сбытовой деятельности предприятия лежит опре­деление прибыли как основного финансового результата дея­тельности и рентабельности, учитывающей затраты на дости­жение этого результата.

3. На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние ряд факторов, которые можно подразделить на внешние и внут­ренние. Такая группировка является принципиальной, так как определяет рычаги непосредственного воздействия в рамках ме­неджмента и ограничивающие условия деятельности предприя­тия.

4. Воздействие на факторы эффективности средствами ме­неджмента осуществляется по-разному. Направления повыше­ния эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия следующие:

§ инновационная деятельность;

§ обеспечение качества продукции (услуг);

§ ценовая политика;

§ финансовая политика.

5. Инновационная деятельность должна быть непрерывной и всеобъемлющей. Инновации должны применяться при созда­нии наукоемкой и конкурентоспособной продукции, разработ­ке и внедрении новой техники, технологии, совершенствова­нии организационных структур и методов управления. Таким образом, инновационная деятельность позволяет, во-первых, создавать более привлекательные для потребителя продукты и завоевывать новые рынки и, во-вторых, совершенствовать про­цессы производства и управления, делая их менее затратными, а производственно-сбытовую деятельность предприятия более прибыльной.

6. Современная концепция обеспечения качества тесно взаи­мосвязана со стадиями жизненного цикла изделия. Основные усилия направлены не на исправление выявленных дефектов, а на предотвращение их. При этом, чем раньше приняты меры, тем меньше затрат потребуется на устранение дефектов. Извес­тное правило 10-кратных затрат гласит: "Затраты на исправле­ние дефектов увеличиваются на порядок при переходе с одной стадии жизненного цикла на другую". Система обеспечения ка­чества предполагает создание новой структуры организации, основанной на вовлеченности в эту работу всего персонала, в том числе высшего руководства, и охватывает как большинство методов и установившийся порядок в работе организации, так и распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимого (поставляемого) про­дукта, требуемого потребителем.

Также как и инновационная деятельность, деятельность по обеспечению качества усиливает эффект деятельности предпри­ятия за счет более полного учета требований потребителей и сокращает затраты предприятия, обусловленные исправлением выявленного в процессе эксплуатации продукции дефектов; затраты в этом случае представляют собой прямые убытки предприятия.

7. От цены прямо зависят доход предприятия и его дополни­тельные расходы. Политика установления цен оказывает наи­большее влияние как на краткосрочную прибыль предприятия, так и на долгосрочную. С учетом покупательской инерции по­вышение цены на товар значительно увеличивает прибыль предприятия в самые сжатые сроки. Но в долгосрочном периоде такая стратегия очень опасна, так как в этом случае уровень це­ны определяется прежде всего воспринимаемым качеством и ценностью товара для посредников и потребителей.

8. О грамотном распоряжении финансовыми ресурсами сви­детельствует финансовая устойчивость предприятия. Финансо­вая устойчивость — это определенное состояние счетов пред­приятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной опера­ции финансовое состояние может остаться неизменным, улуч­шиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, со­вершаемых ежедневно, является как бы "возмутителем" опре­деленного состояния финансовой устойчивости, причиной пе­рехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предель­ных границ изменения источников средств для покрытия вло­жений капитала в основные фонды или производственные запа­сы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния пред­приятия, к повышению его устойчивости.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер.

По российскому законодательству к основным банковским операциям относят следующие:

• привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

• предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

• открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

• осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

• инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

• управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

• покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

• осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

• выдача банковских гарантий.

Можно предположить, что функция аккумуляции средств является первой функцией банка. Здесь не следует забывать о том, что, например, различные инвестиционные фонды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка данные субъекты собирают денежные средства для своих собственных целей, поэтому можно отметить, что данная функция в современном хозяйстве как бы лишь частично уступается другим субъектам хозяйства, не являющимся банками.

Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Третья функция банка - посредническая функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому. Как отмечалось ранее, через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмиссионному или коммерческому, сберегательному или инвестиционному и т. п.).

Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо прежде всего рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:

• концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;

• упорядочение и рационализацию денежного оборота.

Характеризуя роль банка в экономике, не следует ограничиваться показателями только денежной массы, важно наряду с ней рассматривать объемы банковской деятельности во взаимосвязи с достигнутыми показателями роста и обращения общественного продукта.

Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области кредитования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной картины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные неплатежи по самым различным причинам (трудности сбыта, невыполнение правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельность должников и др.) достигают колоссальных размеров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как платежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Рост кредитов не только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных платежей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных операций. Именно в этой связи в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений. Назначение банков как кредитных институтов от этого не уменьшается. Банки не могут, не имеют права безоговорочно увеличивать кредитную помощь всякому клиенту, который в ней нуждается, ибо они сами работают преимущественно на чужих деньгах. Повышенный риск невозврата кредита обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику. Это не означает, что банк полностью прекращает свою кредитную деятельность. Банк всегда останется, прежде всего, кредитным институтом, перераспределение им временно свободных денежных средств продолжается; сокращаются лишь объемы кредитных вложений как в силу общих макроэкономических показателей состояния производства, так и в силу существенного сокращения тех ресурсов, которые могут аккумулировать банки на нужды кредитования.

Деятельность банка по кредитованию народного хозяйства вопреки тенденциям производства и рынка его продуктов неизбежно может подорвать как само производство, так и кредитную основу, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между ростом производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвидности, пропорции между кредитами и депозитами и т. д. Их цель состоит в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сторона роли банка достигается здесь посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковской деятельности. Исходя из того, как банку удается на практике проводить такую политику, в конечном счете и определяется результат - выполнял ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положительной или негативной.

В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:

• пассивные операции (привлечение средств);

• активные операции (размещение средств);

•активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции

1. Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:

•депозитные, включая получение межбанковских кредитов;

• эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка).

Современная банковская практика характеризуется большим разнообразием вкладов (депозитов) и соответственно депозитных счетов:

• депозиты до востребования,

• срочные депозиты,

• сберегательные вклады,

• вклады в ценные бумаги.

2. Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

Активные операции банка по экономическому содержанию делят на:

• ссудные (учетно-ссудные);

• расчетные;

• кассовые;

• инвестиционные и фондовые;

• гарантийные.

Ссудные операции - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, представляют собой учетные (учетно-ссудные) операции.

3. Активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

• операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

• переводные операции;

• торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

• доверительные (трастовые) операции;

• операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.
Тема 2. Методологические аспекты менеджмента

2.1 Сущность и содержание менеджмента

2.2 Научные школы менеджмента.

2.3 Сравнительный анализ моделей менеджмента

2.4 Принципы, виды и формы менеджмента

2.1 Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент — управление в условиях рынка, рыночной экономики — означает:

• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретные
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства,
получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия
решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния
рынка;

• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования современной информационной базы
проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив отчасти такие термины, как «управление», «управленческая деятельное «руководитель», «директор».

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управ­ления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-эконо­мическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования, хотя в последнее время его стали применять в США и в отно­шении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не пе­реводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управ­лению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используют­ся другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управ­ления — «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» (business management), что подчерки­вает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности.

2.2 Научные школы менеджмента.

Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, ко­торая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практи­ку менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила раз­витие в трудах отечественных ученых — Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. По­пова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Д.С. Львова и в трудах зарубежных авторов — А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа, Дж. Хедоури, С. Фишера, П. Маршала, М. Портера.

Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные требования:

• использование научного анализа для определения наилучших способов
достижения целей и решения конкретных задач;

• важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения кон­
кретных задач, и обеспечение их обучения;

• необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного вы­
полнения задач.

В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие концеп­ции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

• научного управления;

• административного управления;

• управления с позиций психологии и человеческих отношений;

• управления с позиций науки о поведении;

• адаптации;

• глобальной стратегии;

• целевой ориентации;

• рыночного управления.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. и особенно в 1920-е-годы. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод: работа по управ­лению — это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был при­знан самостоятельной областью научных исследований; было доказано, что мето­ды, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления Ф. Тейлор, Г. Френк, Л. Гилбрет по­свящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

Например, Тейлор разработал методы, с помощью которых для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы. Весь объем задания разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности выполнять один человек. При этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отби­рались наиболее быстрые, совершенные. Для контрольного выполнения опера­ций назначались самые сильные, ловкие и искусные рабочие. Показатели их вы­работки, зафиксированные поэлементно хронометражем, устанавливались затем как норма, обязательная для всех рабочих. Вычислялось также минимальное вре­мя, необходимое для неизбежных производственных задержек, отдыха.

Так, Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера.

Гилбрет в основу методологии положила анализ содержания работы и ее ос­новных компонентов. Она изучала рабочие операции, используя кинокамеру в со­четании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы опре­делить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

Характерным для школы научного управления было систематическое исполь­зование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении про­изводительности труда и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и на отдых.

Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, бы­ло реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать выполни­мые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышал эти нор­мы. Тех, кто производили больше, вознаграждали. Авторы теоретических разра­боток также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллек­туально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения.

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концеп­ции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Организа­ция рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования ко­торой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.

Согласно концепции одного из представителей классической школы управле­ния — А. Файоля, «управлять — значит предвидеть, организовывать, распоря­жаться, согласовывать, контролировать». Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. Файоль рассматривал управление (в его терминологии — администрирование) как совокупность прин­ципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из несколь­ких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организа­ции и управления производством.

В своей книге «Менеджмент — основы и управление производством», издан­ной в 1949 г., Файоль писал, что цель менеджмента заключается в повышении эффективности производства путем разработки методов и форм совершенствова­ния системы управления организацией в целом. Он полагал, что необходимо кон­центрировать внимание на административной деятельности менеджера на всех уровнях управления предприятием (фирмой).

Файоль сформулировал следующие требования к управлению.

Разделение труда. Цель разделения — выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, от­ветственность — их противоположность.

Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашени­ям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосред­ственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не долж­ны превалировать над интересами компании.

Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, им должны платить справедливую зарплату.

Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных усло­вий.

Скалярная цепь, т.е. ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низо­вого звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимо­сти, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

Порядок. Место — для всего и все — на своем месте.

Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижа­ет эффективность организации.

Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реали­зации.

Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Представители функциональной школы — последователи концепции админи­стративного управления (Д. Муни, А.С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О'Доннел) ставили цель: разработать перечень функций, которые необходимо реализовать в качестве составных частей общего процесса управле­ния. Все они считали основополагающими функциями планирование, организа­цию, контроль, которые должны осуществляться каждым менеджером. При раз­работке принципов менеджмента для всех организаций они особо выделяли еди­ноначалие, степень контроля, делегирование полномочий, разделение труда.

Выразителем концепции административного управления был также немецкий социолог М. Вебер. Его концепция получила название концепции рационалисти­ческой бюрократии, так как относилась к бюрократическим формам организа­ции, которые характеризовались следующими чертами: четким определением обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности; четко установленной иерархией команд, охватывающей все уровни организации; разработкой комплекса правил и процедур, предписывающих права и крут ответ­ственности каждого сотрудника, а также то, как он должен действовать на работе. При этом предполагалось, что организация функционирует вне зависимости от личностного начала и работники поощряются исключительно за их компетент­ность.

По теории Вебера, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабо­чей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

• технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов про­изводства;

• использованию аналитических методов, результаты которых нередко труд­
но и даже невозможно применить на практике;

• стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору
за качеством и выполнением плановых заданий;

• представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем
рынок», и т.п.

Орудием завоевания рынка считается не рост доходов, а снижение издержек. Хорошее управление оценивается системой показателей, отражающих использо­вание внутренних ресурсов, примененных или потребленных в процессе произ­водства продукции или оказания услуг. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат и определяется делением выпуска на издержки. При этом должны обеспечиваться высокое каче­ство, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, а также эффективное рас­пределение продукции или услуг. Достижение этих «выходных» параметров га­рантирует получение достаточного возврата на капитал, выживание и рост орга­низации. Система общих и частных показателей обычно дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые воздействуют на эф­фективность, например, ассортимента продукции или услуг, использования средств производства и рабочего времени, динамики брака и затрат на его ис­правление и т.п.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (1930-е годы) впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что поступки людей мотивируются не экономическими си­лами, как считали сторонники концепции научного управления, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности ра­бочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 1930-е—1950-е годы, была основана на важней­шем положении, гласящем, что применение приемов управления межличност­ными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников ре­зультатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совмести­мы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить науч­ное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствова­ния: достижения стабильности экономического развития, преодоления социаль­но-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую зна­чимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности, на разработку принципов, дающих возможность практически решать в определен­ных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследова­ний на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.

Концепция управления с позиции науки о поведении — это теория, получившая развитие в 1950-е—1960-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, моти­вации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуника­ции в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудо­вой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения по­ложений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Представителями поведенческой концепции были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.

На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобрета­ют проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.

Многочисленные современные концепции менеджмента направлены на со­вершенствование стратегии отдельных предприятий в целях получения намечае­мых прибылей.

Суть концепции адаптаци<

Наши рекомендации