Роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций

В МВДРоссии основным документом, регламентирующим ведение учетов, является «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических учетов, розыскных, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом МВД № 752 дсп. от 12 июня 2000 г.

Это наставление согласовано с Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, Министер­ством обороны России, а также с Федеральной службой безопасно­сти. Этот документ определяет формирование и функционирование централизованных учетов МВД России.

Основной массив учетной документации сосредоточен в Ин­формационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД и Главном инфор­мационном центре (ГИЦ) МВД РФ[24].

Помимо подразделений МВД, ГИЦобслуживает органы Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, ФСБ, Государственного таможенного комитета, Министерства обороны, других ведомств России, а по специальным соглашениям — правоохранительные органы государств ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо информационных центров значительная часть централизованных учетов сосредоточена в экспертно-криминалистических подразделениях. Данные подразделения действуют в МВД, ГУВД, УВД и ГРОВД. В МВД России функционирует Главное управление Экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ).

Функционирование коллекций и картотек в экспертно-криминалистических подразделениях регламентируется «Инструкцией по формированию, ведению и ис­пользованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, кол­лекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел», введенной в действие приказом МВД России № 261 от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел»[25]. Некоторые изменения в эту инструкцию внесены, указанным ранее, наставлением.

Ведущиеся в органах МВД России учеты в зависимости от своем о назначения делятся на три группы:

Оперативно-справочные учеты — содержат краткое описание объектов учета. Назначение этих учетов — представлять установоч­ные сведения об объектах учета и указывать местонахождение этих объектов на момент запроса.

Основу оперативно-справочных учетов составляют сведения о лицах. Перечень этих лиц приводится в ст. 15 «Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регист­рации»[26]. В него включены: граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, подозреваемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые админист­ративному аресту, совершившие административное правонаруше­ние, если установить их личность иным образом невозможно; граж­дане России, лица без гражданства, иностранные граждане, которые неспособны по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о своей личности, если установить их другим способом не представ­ляется возможным; иностранные граждане и лица без гражданства, которые подлежат выдворению (депортации) за пределы территории РФ; неопознанные трупы. Традиционно в число оперативно-справочных учетов включены и лица, объявленные в местный, фе­деральный либо международный розыск.

Формирование оперативно-справочных учетов осуществляется по результатам процессуальных действий работников правоохрани­тельных органов и на основе нормативных актов этих органов, пре­дусматривающих организацию и функционирование этих учетов.

Контроль за созданием оперативно-справочных учетов осуществляют, должно­стные лица, которым предоставлено право обратиться с запросом в соответствующий информационный центр, порядок обращения и исполнения запросов, сроки хранения учетов — все это регламенти­руется ведомственными нормативными актами.

Розыскные и криминалистические учеты содержат информа­цию, необходимую для предупреждения, раскрытия и расследования особо опасных преступлений, а так же анализа преступности.

Розыскные и криминалистические учеты, функционирующие в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, и ГИЦ МВД РФ входят составной частью в МИБ — Межгосударственный информационный банк государств СНГ. Они содержат более подробные сведения об учитываемых объектах по сравнению с оперативно-справочными учетами[27].

В криминалистической литературе обычно приводят следую­щий перечень объектов криминалистических и розыскных учетов[28]:

— лица, совершившие преступления небольшой, средней тяже­сти, а также тяжкие и особо тяжкие преступления с характерными способами их совершения (т. е. лица которым предъявлены обвине­ния в совершении указанных преступлений); подозреваемые в со­вершении преступлений, местонахождение которых неизвестно, но имеются сведения о их внешности, иных приметах;

— лица, объявленные в местный, федеральный, межгосударст­венный или международный розыск; лица, пропавшие без вести, а также неспособные по состоянию здоровья либо возрасту сообщить о себе необходимые данные, и лица, утратившие связь с близкими родственниками; неопознанные трупы;

— сведения об особо тяжких раскрытых и нераскрытых престу­плениях, для которых характерны особые способы их совершения, либо имеющие межрегиональную направленность, или же входящие в серию преступлений;

— преступления, связанные с хищением ценностей из металли­ческих и иных специальных хранилищ;

— транспортные средства, объявленные в розыск, а также ука­занные средства, принадлежность которых неизвестна;

— огнестрельное оружие, иное вооружение, которое было утра­чено или обнаружено;

— огнестрельное оружие, находящееся у граждан либо организаций по разрешению органов внутренних дел;

— похищенные номерные вещи либо вещи, имеющие какие-либо особенности, по которым их можно опознать;

— похищенные или изъятые предметы, подпадающие под кате­горию вещей, имеющих особую историческую, научную, художест­венную или культурную ценность;

— похищенные или изъятые документы, ценные бумаги, в том числе номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, паспорта граждан России.

Функционирование криминалистических и розыскных учетов в информационных центрах осуществляется с помощью автоматизи­рованных банков данных — АБД, специализированных автоматизи­рованных информационно-поисковых систем (АИПС), действую­щих как в качестве локальных, так и являющихся составной частью интегрированного банка данных (ИБД).

Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД. Они могут быть пред­ставлены как натурными объектами, так и их копиями (в виде фото­снимков, материалов видеозаписи, слепков, оттисков), а также дру­гими источниками криминалистической информации.

Система экспертно-криминалистических учетов охватывает городские и рай­онные органы внутренних дел УВД, УВДТ (ОВДТ), ГУВД, МВД, а также ГУ ЭКЦ МВД России.

Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды необходимы для рационального и эффективного функционирования деятельности экспертных служб. Данный вид учета для краткости называют и справочно-вспомогательным. В одной из первых работ, посвященных информационно­му обеспечению деятельности экспертных учреждений, Г. Л. Гра­новский отмечал, что оно необходимо как дополнительная научная и техническая информация, используемая при решении экспертных задач[29].

В экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ также ведутся раз­личные коллекции, картотеки. Собираются и справочные материа­лы, которые необходимы в экспертной деятельности. Однако, зада­чи, стоящие перед экспертными службами этого министерств, имеют и определенные отличия от задач, стоящих перед ЭКП МВД РФ. По этой причине отлично и назначение использования коллекций, картотек и справочно-информационных фондов.

В работах криминалистов появился и новый термин «криминалистическая информатика»[30]. В настоящее время экспертно-криминалистические учеты пред­ставлены в виде коллекций, картотек и справочно-информационных фондов а так же информационных баз данных на электронных носителях. Систематизация информационных фондов справочного на­значения строится по видам экспертиз, выполняемых в экспертно-криминалистических подразделениях МВД РФ и судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Приказом № 114 от 14 мая 2003 г. по Минюсту РФ «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Феде­рации и Перечня экспертных специальностей, по которым предос­тавляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»[31] установлен следующий перечень экспертиз, проводимых в этом ведомстве:

1. почерковедческие,

2. автороведческие,

3. технического исследования документов,

4. фототехниче­ские,

5. портретные (идентификация человека по фотографическим изображениям),

6. трасологические;

7. видео- и звукозаписей,

8. оружия и следов выстрела,

9. маркировочных обозначений,

10. взрывотехнические и взрывотехнологические,

11. криминалистические экспертизы материа­лов, веществ и изделий,

12. почвоведческие,

13. биологические,

14. автотехнические,

15. пожарно-технические,

16. строительно-технические,

17. бухгалтерские,

18. финансово-экономические,

19. товароведческие,

20. психологические,

21. компьютерно-технические.

Исходя из особенностей работы эксперта в справочно-вспомогательных учетах преобладают натурные коллекции, поскольку собранные образцы содержат устойчивую (по времени) совокупность признаков. К тому же в силу своей наглядности эти признаки наиболее удобны для исследования. Г. Л. Грановский следующим образом характеризует преимущества натурных коллекций перед копиями в виде фотоснимков, материалов видеозаписи, изображений, изучаемых с помощью компьютерной техники, слепками и оттисками[32]:

1. Фотографические материалы не могут охватить все сведения об исследуемом объекте, необходимость в которых может возник­нуть в процессе экспертного исследования.

2. Эксперту требуются не только сведения о свойствах иссле­дуемого объекта. Во многих случаях ему нужно еще проверить вариационность этих свойств (признаков) в различных условиях взаимодействия, которые он воспроизводит, манипулируя с объектом в процессе экспертных экспериментов.

3. Экспертная деятельность состоит не только в использовании признаков (свойств), которые могут быть формализованы и описаны, но и в использовании связей (отношений) этих свойств. Эти связи могут быть в большинстве случаев выделены лишь при непосредственном изучении предмета.

4. В решении экспертных задач велика роль эвристических вы­водов и интуиции. Такие выводы часто основываются не на анализе отдельных признаков, а на совокупной их оценке. Подобная оценка возможна, если в поле зрения эксперта находится сам предмет, и он может выделить неожиданные свойства, их связи и пр.

Специально занимаясь проблемами создания и функционирования натурных коллекций в экспертных подразделениях и учреждениях правоох­ранительных органов России, В. Пахомов[33], в частности, замеча­ет о необходимости межведомственного согласования этих служб, ибо они в своей деятельности преследуют общие цели. По его мнению, назрела необходимость создания единой информаци­онной базы; координирующим центром для местных коллекций может стать ЭКЦ МВД России. Целесообразно также издание специального бюллетеня, посвященного справочно-вспомогательному обеспечению судебных экспертиз. При формировании натурных коллекций надлежит прогнозировать появление но­вых объектов исследования, создав централизованную систему натурных коллекций в экспертных службах, активно используя для этой цели возможности компьютерных технологий.

Криминалистические учеты, ведущиеся в ин­формационных центрах МВД, представляют собой информационно-поисковые системы оперативно­го назначения. На федеральном уровне они сосре­доточены в Главном информационном центре МВД, на региональном — в информационных центрах ГУВД субъектов Российской Федерации.

Информационно-поисковые системы подраз­деляются на две группы[34]:

1. оперативно-справочные учеты;

2. оперативно-розыскные учеты.

Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, путем подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголов­ной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания; установле­ния местонахождения разыскиваемых лиц; уста­новления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; ус­тановления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Оперативно-справочные учеты реализованы в виде пофамильной (алфавитно-справочной) и дактилоскопической картотек. Учет осуществляется в отношении[35]:

а) граждан Российской Федерации, иностран­ных граждан и лиц без гражданства (далее — ЛБГ), подозреваемых или обвиняемых в совершении пре­ступления,, либо осужденных за совершение преступления; разыскиваемых лиц; лиц без определен­ного места пребывания или жительства, задержан­ных и доставленных в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реа­билитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;

б) граждан Российской Федерации, иностран­ных граждан и ЛБГ, подвергнутых административ­ному аресту; совершивших административное пра­вонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

в) иностранных граждан и ЛБГ, подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;

г) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и ЛБГ, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.

Оперативно-справочные учеты образованы сле­дующими основными видами учетных документов[36]:

1. учетная алфавитная карточка формы № 1 на осужденного (арестованного);

2. дактилоскопическая карта;

3. розыскная карточка;

4. учетная алфавитная карточка формы № 1а на лицо без определенного места пребывания или жи­тельства;

5. постановление органов дознания и предвари­тельного следствия о прекращении уголовного дела, оправдательный приговор суда;

6. справка о результатах рассмотрения дела в суде.

В оперативно-справочных учетах сосредоточе­ны: анкетные данные учитываемого лица; сведения о судимости (когда и каким судом был осужден, квалификация деяния, мера наказания), об изме­нении приговора, применении амнистии (помило­вания), месте и времени отбывания наказания, пе­ремещениях осужденного, основаниях освобожде­ния либо дате его смерти; номера прекращенных производством уголовных дел; нахождение в феде­ральном или межгосударственном розыске, осно­вания, время и инициатор розыска; задержания (кем, когда, за что, принятые меры).

Для получения информации о проверяемых ли­цах следует обращаться к оперативно-справочным учетам информационного центра (ИЦ), где они по­стоянно проживали после достижения возраста, с которого в соответствии с законодательством уста­новлена уголовная ответственность, а также по ме­сту содержания под стражей или задержания, а о военнослужащих и лицах, служивших ранее в Во­оруженных Силах Российской Федерации, кроме того, — по месту рождения.

Проверка по учетам Главного информационно­го центра производится только в тех случаях, когда лица не имели постоянного места жительства или часто его меняли, а также если результат проверки в региональном ИЦ отрицательный, но есть осно­вания полагать, что они скрывают факты своих прежних судимостей.

Проверка осуществляется путем направления требований, списков лиц для проверки по учету ИЦ, дактилоскопических карт, телеграмм и шифр-телеграмм, мотивированных писем-запросов в произвольной форме.

Централизованные оперативно-розыскные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, в том числе особо опасных (например, серийных межрегиональных и региональных).

Посредством обращения к учету можно полу­чить следующие сведения: анкетные данные лица, интересы, навыки, наклонности, сведения о суди­мости и о местонахождении, дактоформулу, осо­бенности внешности и поведения, особые приметы, способ и средства совершения преступления, предмет посягательства, дату совершения преступления и т.д.

Для учета лиц, совершивших преступления, и преступлений используется единая унифицированная информационно-поисковая карта (ИПК), порядок заполнения которой определяется инструктивно-методическими материалами. Она используется для постановки на учет, коррекции, со­ставлении запросов при обращении пользователей к учету[37].

Учет осуществляется совместно: Главным ин­формационным центром МВД (информационная технология сбора и первичного контроля данных, ведение картотеки информационных карт на лиц); Экспертно-криминалистическим центром МВД (экспертно-криминалистический анализ данных и ответы на запросы, ведение картотеки информаци­онных карт на преступления); Главным управлени­ем уголовного розыска МВД России и Следствен­ным комитетом при МВД России (организация от­работки материалов на серийные хищения и пре­ступников, в первую очередь при рецидиве пре­ступлений и гастролеров, координация усилий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в этом направлении)[38].

Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск Учет предназначен для обеспечения мероприя­тий федерального розыска лиц, пропавших без ве­сти или скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных го­сударств.

На учет берутся лица[39]:

1. обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда;

2. совершившие побег из изоляторов временно­го содержания, из-под стражи (конвоя) полиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов;

3. уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам граждан, предприятий и организаций, проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и ЛБГ по видам на жительство, выбывшие с места жительства, но не зарегистрировавшиеся по новому месту жительства, по письменным обращениям родственников об их розыске (госдолжники, неплательщики алиментов);

4. пропавшие без вести, в том числе лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь между собой;

5. иные категории лиц, определенные Инструкцией об организации розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД Рос­сии от 1993 г.

Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, содержит анкетные данные разыскиваемого, дактоформулу, его особые приметы и связи, номер и дату возбуждения уголовного дела, номер и дату заведения розыскного дела, сведения об инициаторе розыска и т.д.

Наши рекомендации