Процессы в информационной системе
Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование (обработку), хранение и передачу результатов преобразования потенциальному потребителю. Потребитель понимается здесь в обобщенном смысле. Им может быть любой объект живой и неживой природы: человек, растение, устройство, другая информационная система и т. д. В любом случае после приема информации потребитель должен как-то реагировать, например, принимать решение, производить какую-то операцию, обрабатывать новое сообщение. Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.
В разомкнутой информационной системе (рис. 1) получаемая потребителем информация используется произвольно. От потребителя в информационную систему ничего не поступает. В этом случае говорят о работе системы в автономном разомкнутом режиме, когда цель ее функционирования не определяется потребителем.
Рис. 1. Разомкнутая информационная система
Примером работы разомкнутой информационной системы служит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив соответствующий запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, никак не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию.
В замкнутойинформационной системе (рис. 2), напротив, существует тесная связь между ее структурой и потребителем. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя и на его цели. Это достигается за счет введения в ее структуру канала обратной связи. По этому каналу передается реакция потребителя на полученную им информацию. Информация, полученная от потребителя, поступает по каналу обратной связи в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими ранее из других источников. Результирующая информация вновь отправляется потребителю и т. п.
Например, идея замкнутой информационной системы воплощена при организации работы железнодорожной кассы. Сначала кассир обеспечивается необходимой информацией о наличии билетов. Как только очередной билет продан, кассир вводит сообщение об этом в компьютер. Соответствующая программа производит отметку о проданном билете. В этой замкнутой системе обратная связь от потребителя реализована в виде сведений о проданных билетах.
Рис. 2. Замкнутая информационная система
В информационной системе происходят следующие процессы:
·ввод информации из внешних или внутренних источников;
·преобразование (обработка) входной информации и представление ее в удобном виде;
·хранение как входной информации, так и результатов обработки;
·вывод информации для отправки потребителю или в другую систему;
·ввод информации от потребителя через обратную связь.
Информационную систему следует воспринимать как систему «Человек-Компьютер», занятую обработкой информации. Выходной продукцией этой системы является информация, на основе которой потребитель принимает решения.
В настоящее время сложилось представление об информационной системе как о системе, обязательно реализованной с помощью компьютерной техники. Однако информационную систему в целом можно понимать и в некомпьютерном варианте.
Значение информационной системы:
·освобождает работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
·обеспечивает достоверность информации;
·обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере.