Роль маркетинговых исследований в маркетинговой информационной системе (МИС) и системе принятия решений (СПР)

Маркетинг это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей покупателей посредством обмена. Разберем это определение подробнее.

Во-первых, маркетинг это вид человеческой деятельности. Это означает, что существуют люди, которые специально занимаются в данной области. Причем эта отрасль также важна, как и само производство. Ведь прежде чем производить, выходить на рынок с новым товаром надо знать все о самом товаре, о его специфике, о схожих товарах и товарах-заменителях, необходимо четко определить круг покупателей этого товара, их платежеспособность и многое другое.

Во-вторых, маркетинг это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей покупателей. Многие зачастую путают нужды и потребности между собой. Необходимо четко провести границу между ними, поскольку это совершенно разные вещи. Нужда это чувство, которое человек испытывает при нехватке чего-либо. Если человек долгое время ничего не ел, он испытывает нужду в пище или чувство голода. При понижении температуры воздуха он нуждается в тепле теплой одежде, отапливаемой квартире. К нуждам человека можно также отнести и знания, духовное развитие, социальные нужды и т.д. Человек никуда не денется от нужды, он будет либо искать пути ее удовлетворения, либо пытаться заглушить ее в себе, при этом испытывая чувство глубокого разочарования и несчастья. Некоторые нужды не могут не оставаться неудовлетворенными долгое время. Например, без воды человек сможет прожить не более 7 дней, без еды не более 30. Потребность это определенная специфическая форма выражения нужды человека в соответствии с его социальным и культурным развитием. По мере развития человеческого общества и отдельного человека-индивида происходит рост потребностей и запросов человека.

На рынке появляется все больше и больше товаров, привлекающих потребителей. И люди испытывают желание в их приобретении. Если человек получает в месяц доход в среднем 100 долларов, то его потребности будут ограничиваться этой суммой. Он не сможет позволить себе каждый месяц покупать дорогую фирменную одежду, не будет каждый день ходить в ресторан, даже если ему это сильно захочется, не сможет приобрести все то, что ему нравится и что превосходит в ценовом выражении его ежемесячный доход. Предположим, что доход этого же человека возрос в 10 раз и составил 1000 долларов в месяц. На первый взгляд ему это покажется огромной суммой, он будет чувствовать себя счастливейшим человеком на свете. Да, ведь теперь он может позволить себе сходить в ресторан, посещать театр, концерты, купить через несколько месяцев машину, то есть приобрести те вещи, которые он раньше не мог себе позволить приобрести. Но пройдет время, человек привыкнет к тем потребностям, которые он может удовлетворить, получая 1000 долларов дохода в месяц, и ему захочется большего у него возникнут новые потребности: сменить машину (купить иномарку вместо отечественной), построить коттедж, съездить в отпуск на Канарские острова и т.д. Естественно, что 1000 долларов дохода в месяц будут казаться ему скромными, и он опять будет чувствовать себя несчастным человеком в этой жизни. Да, такова психология человека.

И, наконец, в-третьих, маркетинг осуществляется посредством обмена. Обмен это акт получения кем-либо желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Обмен ключевое понятие маркетинга. С помощью обмена происходит удовлетворение потребностей человека. Покупая товар на рынке, мы обмениваем его на специфический товар деньги. Это так называемый наличный денежный расчет. Можно использовать и безналичный расчет, используя чеки, векселя, карточки и т.д. Кстати, в развитых странах именно безналичный расчет имеет наибольшее распространение и, стоит отметить, применяется довольно успешно. Кроме того, в жизни имеет место и бартерный обмен, когда один человек оказывает услугу или предоставляет товар другому человеку. А тот взамен рассчитывается другим товаром или услугой. Можно выделить три основных способа удовлетворения потребностей человека:

1. Самообеспечение, когда человек производит группу товаров, полностью потребляя их. Такой способ существовал еще в древности до возникновения первого разделения труда, когда каждая община жила обособленно от других, люди охотились, занимались земледелием, ловили рыбу и все продукты своего труда потребляли внутри своего хозяйства.

2. Децентрализованный обмен. По мере человеческого развития развивалось и товарное производство, в результате появились излишки товаров, которые люди стали обменивать на недостающие у них товары у других людей. Появился бартерный обмен. Отдельные хозяйства стали ориентироваться на производство определенного товара, на пример, появились скотоводческие, земледельческие хозяйства. Скотоводы обменивали мясо на зерно у земледельцев, и наоборот. Появилось первое разделение труда.

3. Централизованный обмен. Этот способ обмена предполагает, что существует определенное место, куда приходят покупатели и приобретают необходимые им товары у продавцов. Это место называется рынком. Причем обмен здесь осуществляется не бартером, а с помощью определенного товара-эквивалента, называемого деньгами. Деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон (продавцов и покупателей). Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена: во-первых, акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг от друга (человек продает свой товар, получает за него деньги, затем покупает нужный ему товар в удобное время и в удобном месте); во-вторых, деньги дают возможность выбрать подходящий товар из всего набора предлагаемых и выбрать подходящих партнеров из всех, представленных на рынке; в-третьих, деньги являются универсальным средством обмена, они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости и обладают всеобщей покупательной способностью.

Наши рекомендации