Мышление и его классификация
Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффективность адаптации его к окружающей действительности. Этими процессами являются формирование понятий и решение возникающих задач с использованием этих понятий на основе определенных правил. В понятии фиксируется обобщенное представление об объектах внешнего мира или внутренних процессах, происходящих в человеке. Они не представлены непосредственно восприятию, а человек получает их в процессе собственного опыта, благодаря знаниям, хранящимся в культурных ценностях, на основе познавательной деятельности. Таким образом, мышление помогает производить результат, который отсутствует в окружающей реальности, а также получать новые знания. Оно не только позволяет вычленять отдельные свойства объектов, но и взаимосвязи, существующие между ними.
Выделяют процессы формирования понятий и усвоение понятий (Bruner е.а., 1956). Если формирование понятий связано с вычленением отдельных характеристик объекта, то усвоение понятий происходит в процессе обучения, когда человек стремится узнавать эти признаки. Формирование понятий у человека неразрывно связано со словом. Именно в слове символически фиксируются и простейшие и самые сложные характеристики бытия человека вплоть до понятия “личность”. По выражению М.М. Бахтина (1963), “Внутренняя личность есть выраженное и загнанное внутрь слово”.
В процессе эволюции формирование и дифференциация когнитивных процессов на первых порах, по-видимому, происходили независимо от образования звуковых сигналов. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Первая понятийная классификация возникала из сенсомоторного обращения с предметами и в меньшей мере — из общения с другими людьми. Но на определенном этапе развития волокна голосовых связок у человека соединяются в ходе эмбрионального развития с волокнами кольцевой мускулатуры гортани, что является физиологической основой возможности порождать речь.
Считается, что первые слова не были обозначением отдельных объектов, но были описаниями отдельных событий, процессов, действий. Постепенно происходит замена непосредственной сигнализации о внутренних состояниях опосредствованным символическим наименованием. Формирование коммуникативных сигналов и понятийная классификация постоянных (инвариантных) качеств объектов вначале развиваются независимо, поскольку они различным образом мотивированы. Первое подкрепляется социальными отношениями, второе —
обратной связью об успешном преодолении проблемной ситуации. Это взаимодействие возникает между субструктурами памяти, опосредующими два вида опыта. По мере того как поведенческий ответ включается в ситуацию общения, она становится системой знаков для обозначения понятий (Клике, 1983).
С появлением речи мышление также перешло на качественно иную ступень развития, приобретя “орудие”, позволяющее эффективно определять и структурировать понятия об объектах окружающего мира (Выготский, 1983).
Существуют многочисленные классификации мышления. В зависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологическое и логическое мышление. При логическом мышлении отдельные высказывания формируют цепочку для создания умозаключения, расчленяя объект анализом, направляя мысль от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция). Логическое мышление требует обязательной проверки результата мышления фактом и строится на основе фактов. В противоположность ему мифологическое мышление игнорирует факт, не расчленяет объект на признаки, нечувствительно к числу и особым образом относится к слову, поскольку для него сказать означает уже сделать (Лотман, Успенский, 1973).
Другой тип классификации определяет отношение мышления к практической деятельности и вычленяет соответственно теоретическое и практическое мышления. В свою очередь теоретическое делится на понятийное и образное в зависимости от того, к чему обращается человек в процессе решения проблемы — к образу или понятию. Практическое мышление также подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное в зависимости от того, в какой мере непосредственное действие участвует в процессе решения задачи. Несмотря на существование такого деления, на практике эти виды мышления участвуют в обработке информации одновременно1.
Процесс мышления
Решение проблемы редко происходит мгновенно. Чаще всего оно требует определенного времени, в течение которого происходит нечто, дающее человеку принципиально новое знание, ранее отсутствовавшее либо в его индивидуальном опыте, либо в опыте всего человечества. Поскольку этот процесс недоступен для глаз, то существует множество систем, описывающих то, что позволяет решить проблему.
Одна из первых классификаций принадлежит Дж. Уоллесу (Wallas, 1926). Он предположил, что в процессе решения проблемы человек проходит через следующие этапы: подготовка (время сбора информации), инкубация (подспудное решение проблемы), инсайт (озарение — внезапное решение) и разработка (проверка найденного решения с помощью известных методов). Эта этапность может многократно проигрываться вплоть до правильного решения проблемы.
Другая классификация предложена А.Р.Лурия (1979). С его точки зрения, человек сначала изучает условия задачи, затем формирует общий план предполагаемых действий. На следующем этапе намечает, вырабатывает конкретный метод, с помощью которого будет решать задачу. Наконец, на четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными.
Очевидно, что этапность в обеих классификациях примерно одна и та же, только в представлениях Дж. Уоллеса этот процесс связан с неподдающимися осознанному планированию свойствами мозга.
В психофизиологической литературе этапность принятия решения наиболее последовательно разработана в рамках теории функциональных систем П.К. Анохина (1975). В ней этапы принятия решения сопоставляются с очередностью структуры поведенческого акта. На первом этапе доминирующая мотивация направляет мышление человека. Затем на стадии сбора информации поступающие сенсорные сигналы анализируются и сопоставляются с уже имеющимися в памяти, то есть происходит афферентный синтез. Он позволяет выбрать область поиска решения проблемы и принять решение.
Принятие решения будет завершающей стадией мышления, если информация, полученная от эфферентов по механизму обратной связи, будет соответствовать предполагаемой, паттерны которой представлены в акцепторе результатов действия. Это структура, в которой до того, как произойдет действие, формируется образ предполагаемого результата. Таким образом, мозг осуществляет эфферентный синтез, собирая информацию от органов, принимающих участие в выполнении задания. При совпадении паттернов биоэлектрической активности, заложенных в акцепторе результатов действия, с результатами эфферентного синтеза, задача может считаться решенной. При несовпадении этих параметров вновь активируется афферентный Ьинтез и уточняется картина импульсов, которая должна быть получена в результате решения, и хранится в акцепторе результатов действия. Этот цикл "может повториться многократно до того момента, когда паттерны акцептора результатов действия совпадут с результатом эфферентного синтеза. Принятие решения, с позиции этой теории, является этапом формирования целенаправленного поведения и соотносится с периодом времени, когда заканчивается планирование и начинается выполнение определенного задания.
Принятие решения происходит в результате активности структур мозга, находящихся на разных уровнях иерархии. Самый низкий представлен нейроном, а самый высокий — объединением многих нейрональных цепей. В процессе принятия решения выбирается наиболее вероятная гипотеза, которую в дальнейшем человек либо подтверждает, либо опровергает.