Некоторые авторы предлагают дифференцировать мышление и в зависимости от специфики деятельности: мышление техническое, военное, научное, житейское. Однако такая классификация используется редко.

Третья классификация строится по критерию осознанности и развернутости мыслительного процесса. Различают мышление логическое (дискурсивное) и мышление интуитивное.

Таблица: Сравнение логического и интуитивного мышления.

критерий сравнения интуитивное мышление дискурсивное мышление
уровень протекания неосознаваемый процесс сознательный процесс
время протекания быстрота протекания развернуто во времени
структура процесса этапы не выражены выражены этапы процесса

Четвертая классификация принимает во внимание включенность в процесс мышления творческого компонента. По этому признаку различают мышление репродуктивное (конвергентное) и продуктивное (дивергентное) или творческое. Важным основанием для различения в этом случае является «степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта.

Некоторые авторы предлагают дифференцировать мышление и в зависимости от специфики деятельности: мышление техническое, военное, научное, житейское. Однако такая классификация используется редко. - student2.ru

Кроме того выделяют мышление реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (когда желаемое выдается за действительное). Аутистическое мышление функционирует во внутренней жизни и способствует «уходу» из внешнего мира.Обычные сновидения, грезы наяву, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление - проявления аутистического мышления, когда мысли подчиняются аффективным потребностям, а понятия используются для изображения неосуществленных желаний как осуществленных. Реалистическое мышление связано с правильным познанием окружающего мира, с познанием истины. Между аутистическим и реалистическим мышлением не существует непроходимой границы, так как в реалистическое мышление легко проникают аффективные элементы. На определенном этапе развития аутистическая функция присоединяется к реалистической и затем развивается вместе с ней. Повышается возможность влияния эмоционально окрашенных энграмм из прошлого и эмоциональных представлений, относящихся к будущему. В этом случае предвосхищение удовольствия вынуждает к размышлению и тем самым подготавливает действие и приводит в движение энергию. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Последовательные ступени интеллектуального развития: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.



Характеристики
Допонятийного мышления Понятийного мышления
Эгоцентризм Децентрация
Необратимость мыслительных операций Обратимость мыслительных операций
Нечувствительность к противоречию Чувствительность к противоречию
Непонимание тождественности  
Оперирование единичными случаями - трансдукция Индукция-дедукция
Синкретизм – связь всего со всем Прослеживание логических связей

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому. Большинство суждений – по сходству, или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример..

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.

Этапы Характеристики мышления
выполняя просьбу положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок 2-3 лет складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
в 4-6 лет дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но третий предмет может быть похож только на один из предметов первой пары – возникает цепочка по парного сходства.
в 6-8 лет дети могут выделить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
в 9-12 лет появляется понятийное мышление, но несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
в юношеском возрасте 14-18 лет использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Наши рекомендации