Подумай и выполни задание. Заполните следующую таблицу
Заполните следующую таблицу. Вспомните какой-нибудь конфликт, который был у вас недавно, оцените эффективность его разрешения и попробуйте найти другое решение выхода из данного конфликта, используя знания, полученные из данного пособия.
Краткое описание конфликтной ситуации | Использованный стиль для разрешения конфликта | Общая эффективность этого стиля, по вашему мнению (от -3 до +3) | Результат применения стиля (положительный или отрицательный) | Другой возможный путь разрешения этого конфликта |
В практике разрешения конфликтов существует три основных способа управления ими: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор (через переговоры, дискуссию, мозговой штурм).
Прежде чем перейти к разрешению конфликтной ситуации следует учесть ряд условий, имеющих значение в процессе взаимодействия обеих сторон:
- добровольность действий обеих сторон в отношении разрешения конфликтной ситуации;
- доброжелательное, корректное отношение ко всем участникам конфликта (эффект зеркального отражения);
- имидж специалиста по конфликтам должен соответствовать ситуации и быть позитивным (эффект первого впечатления).
Однако только создание значимых условий не способствует разрешению конфликта в полной мере, этот процесс весьма сложный и длительный.
Среди способов разрешения конфликтов достаточно широко используют подавление. Однако этот способ является эффективным лишь в том случае, когда человек (руководитель или учитель) обладает авторитетом и он уверен, что конфликт после его вмешательства прекратится.
Отсрочка конфликта возможна в том случае, если конфликт отвлекает от основного рассмотрения вопроса. В этом случае конфликтный прецедент (от лат. ргаесейет — идущий впереди, предшествующий) лучше рассмотреть не «здесь и сейчас», а позже, отдельно, но обязательно к нему вернуться и попытаться снять противоречия.
Наиболее рациональным способом разрешения конфликта является его превращение в деловой разговор. С этой целью следует проводить переговоры, позволяющие внимательно выслушать каждую из сторон, проявить сочувствие, перевести разговор в спокойную тональность речи, попросить конфликтующих четко сформулировать свои претензии к оппонентам, не затрагивая при этом личные и эмоциональные стороны. Переговоры как коммуникативная форма взаимодействия могут привести в конечном итоге при несоблюдении описанных выше правил к конфронтации или при соблюдении правил и владении техниками ведения переговоров к сотрудничеству.
Стиль конфронтации при разрешении конфликтов:
- рассмотрение противоположной стороны в качестве противника;
- выдвижение необоснованных требований;
-проявление отрицательных эмоций (агрессивность, грубость);
- требование существенных уступок при полном нежелании самому поступиться чем-либо;
- искажение информации, блеф;
- нежелание понять интересы другой стороны;
- нежелание менять точку зрения относительно результатов переговоров, сложившуюся до начала переговоров. Стиль сотрудничества при разрешении конфликтов:
- рассмотрение противоположной стороны в качестве партнера и потенциального единомышленника;
- выдвижение взвешенных и обоснованных требований;
- контроль отрицательных эмоций, создание позитивного настроя, атмосферы взаимопонимания и доброжелательности;
- готовность пойти на уступки во имя прочных долговременных отношений;
- честность, правдивость, доверительность при переговорах;
- понимание интересов другой стороны;
- гибкость в ходе переговоров, умение перестраиваться в зависимости от складывающейся ситуации.
Рекомендуется также избегать манипулирования партнером, т. е. не искать его слабые, наиболее уязвимые места («Ахиллесову пяту»), не использовать психологический террор или шантаж, а сосредоточить основное внимание на самих причинах конфликтов.
На практике чаще всего используют смешанный стиль ведения переговоров. Полное разрешение конфликта заключается в устранении объективных причин, породивших его, в снятии напряжения и в восстановлении нормальных межличностных отношений.
Подумай и выполни задание
Оцените свое поведение в конфликтной ситуации. Оцените вашу способность решать конфликт конструктивно по критериям, приведенным ниже в таблице в соответствии со шкалой: очень низкая 1 2345678910 очень высокая