Управление объектом интеллектуальной собственности на этапе его создания
На этом этапе необходимо ответить на вопрос: «Какой товар будет конкурентоспособным, и иметь спрос на рынке в будущем, возможно через несколько лет?» И только после этого следует приступать к его разработке. Необходимо разработать стратегию фирмы: спланировать капиталовложения в ИС, определить ресурсы, необходимые для разработки новой технологии и обеспечения конкурентоспособности, как самой технологии, так и товаров, производимых на ее основе, а также оценить возможности основных конкурентов.
При определении стратегии фирмы по разработке объекта права ИС, их правовой охраны и дальнейшего использования, неоценимую пользу предоставляют патентные исследования, проводимые с помощью патентной информации.
Патентные исследования–системный научный анализ особенностей объекта хозяйственной деятельности на протяжении его жизненного цикла, которые вытекают из правовой охраны объектов ПС.
Патентная информация–составляющая научно-технической информации, к которой принадлежат задокументированные или публично оглашенные сведения о достижениях науки, техники и производства.
Почти две трети технической информации, раскрываемой в патентной информации, публикуется лишь в официальных периодических изданиях ведомств ИС, которые есть во всех странах, где законодательством предусмотрена правовая охрана объектов права ИС.
Патентная информация помогает: отслеживать передовые достижения в данной сфере; найти партнеров по бизнесу; найти поставщиков и материалы; отслеживать деятельность реальных конкурентов; найти соответствующие рынки.
Техническая информация, содержащаяся в патентных документах, позволяет: избежать лишних затрат на дублирование исследований; выявить и оценить технологию для лицензирования и передачи технологии; найти альтернативные технологии; быть на современном уровне в определенной области; найти готовые решения технологических проблем; найти идеи для дальнейших инноваций.
И, наконец, патентная информация может использоваться для того, чтобы: избежать возможных проблем с нарушением прав собственников охранных документов на объект ПС; оценить патентоспособность собственных изобретений; возражать против выдачи патентов, которые пребывают в коллизии с патентом, принадлежащим определенному предприятию.
При разработке стратегии фирмы, разрабатывается один из основных формализованных документов предприятия: бизнес-план–документ, который содержит комплексное обоснование стратегии развития все сфер деятельности предприятия на основе текущего и перспективного планирования такой деятельности.
Бизнес-план является обязательным документом для инновационного проекта и должен содержать в себе как можно больше разных показателей. Бизнес-план, связанный с инновационным предпринимательством должен иметь в наличие научно-технические, производственные и финансово-экономические критерии. Кроме того, в прогнозе на 3,5 или 10 лет производственной деятельности в бизнес-плане должна быть отражена стратегия и тактика, задействованная менеджерами для достижения плановых показателей.
Составляющие бизнес-плана также зависят от размера рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.
Приблизительная структура бизнес-плана показана на рис. 12.
|
|
|
Рисунок 12 – Приблизительная структура бизнес-плана