Классификация, принципы, функции и структура налогов и сборов

Значение налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Налоги и сборы – два

определяющих источника процветания любой страны.

Все государства с рыночной экономикой используют налоги, как метод прямого влияния на бюджетные отношения.

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и

другие общественные проблемы. Так налогообложение исполняет четыре важнейшие функции, реализующие практическое назначение налогов.

«Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Они расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу» [12, с. 16].

«Социальная функция— осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения» [12, с. 17 ].

«Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру» [12, с. 17 ].

«Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики» [12, с. 17].

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В

настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости - согласно этому принципу каждый обязан при-

нимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Он характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся принципы нейтральности, установления налогов законами, приоритета налогового закона над неналоговым, отрицания обратной силы налогового закона; наличия в законе существенных элементов налога, сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений.

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают единство налоговой системы, подвижность налогообложения, стабильность налоговой системы, множественность налогов, исчерпывающий перечень налогов.

Структура налоговой системы РФ представлена в схеме 1. Она включает в себя федеральные, местные и региональные налоги.

Налоговая структура включает в себя налоги и сборы:
Федеральные
Региональные
Местные
НДС; Акциз НДФЛ; Налог на прибыль организации; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог.
Налог на имущество организации; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес.  
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц.  

Схема 1 – Структура налоговой системы РФ

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет

устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Один из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям, представлен ниже.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги:

а) Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов

налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

б) Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

в) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

г) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только согласно решению, принятому на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

1. абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования

доходной части бюджета в целом;

2. целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта налогоплательщика выделяют следующие виды:

• налоги, взимаемые с физических лиц;

• налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

• смежные налоги, уплачиваемые физическими, и юридическими лицами.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

1. закрепленные налоги , непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

2. регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

1. общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

2. факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их ведение и взимание – компетенция органов местного само-

управления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

1. срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному

нормативными актами;

2. периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

• налоги, построенные по принципу резидентства;

• налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных — наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:

• включаются полностью или частично в себестоимость продукции

(работ, услуг);

• включаются в цену продукции;

• относятся на финансовый результат;

• уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

• финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

• удерживаются из доходов работника.

Наши рекомендации