Характеристика основных бизнес-процессов службы питания
Формализация основных бизнес процессов предприятия ресторанно-развлекательного бизнеса – один из важнейших элементов построения эффективной системы управления.
Логистика, или бизнес-процесс по организации снабжения предприятия продуктами для производства блюд, товарами для перепродажи, расходными материалами для оказания услуг гостям и обеспечения хозяйственной деятельности является важнейшим бизнес-процессом.
Поскольку специфика предприятий гостеприимства и развлечений такова, что поставщики обычно доставляют заказанные товары своими транспортными средствами, то транспортная часть логистики на них отсутствует. Поэтому рассмотрим только два направления логистики:
1. Закупки;
2. Хранение и перемещение закупленных товаров на предприятии.
Закупка – процесс обеспечения предприятия продуктами для производства собственной продукции, товарами для перепродажи и расходными материалами для оказания услуг гостям. Здесь, с точки зрения формализации, важны 3 аспекта:
1) Постоянное изучение рынка в целях контроля закупочных цен и эффективного управления соответствующими затратами;
2) Работа с поставщиками в целях оптимизации их количества, качества и состава;
3) Анализ расходования всего закупаемого с целью минимизации средств, «замороженных» в запасах продуктов, товаров, материалов.
Вторая составляющая логистики на предприятии – процесс хранения, движения продуктов, товаров материалов между складами предприятия. Этот процесс должен сопровождаться постоянным учетом всего и на каждом шагу – от оприходования товаров и продуктов на основной склад до продажи готовых блюд гостям. Только таким образом можно пресечь возможность злоупотреблений со стороны персонала, связанную с присвоением или перепродажей продуктов.
Для грамотной организации бизнес поцесса «Логистика» упарвляющему следует знать:
· Место и роль логистики в успешности функционирования предприятия;
· Принципы и методы организации внеш и внутр логистики предприятия;
· Принципы и методы эффективного управления логистич процессами на предприятии, критерии и показатели эффективности;
· Принципы, методы, задачи, содержание и ожидаемые результаты формализации логистических процессов на предприятии;
· Порядок операционного планирования логист процессов предприятия;
· Порядок разработки документов и организации документооборота по внеш и внутр логистике
· Основы организации и реализации статист исследований в целях оптимизации закупок и хранимых запасов.
На предприятиях рестор-развлек бизнеса производство является вторым по важности процессом после логистики. При его реализации используются данные, полученные на выходе процесса логистики и обеспечивается вход последующего бизнес процесса Продажи.
В отличие от логистики, производство на предприятиях достаточно хорошо отлажено. В рамках Производства необходимо формализовать и отладить осталоьные процессы переработки продуктов, и производства товаров. Проблемным является вопрос его эффективности в свете современных достижений организации производства питания.
Для осуществления контроля и предотвращения возможгных злоупотреблений эффективно:
1) Использовать разработанный для данного предприятия ассортиментный перечень продаваемых блюд, товаров и услуг;
2) Разработать и внедрить Акты проработки, калькуляционные и технологичные карты на все производимые операции изготовления товаров, требующие обработки продуктов с возможными отходами и злоупотреблениями;
3) Разработать методы контроля производства, контроля производства, контроля и регламентации оказания технологичных услуг и постоянно осуществлять соответ контроль.
Организация бизнес-процесса Производство на преприятии требует от управляющего знания:
· Места и роли производства в успешности функционирования предприятия;
· Принципов и методов организации производства на предприятии;
· Принципов и методов эффективного управления производ процессами на преприятии;
· Принципов, методов, задач, содержания и ожидаемых результатов формализации производственных процессов на предприятии;
· Принципов, методов, задач и содержания разработки и совершенствования единого ассортиментного перечня для всех точек производства;
· Порядка операционного планирования производ процессов;
· Порядка разработки документов и организации документооборота по производству на предприятии;
· Содержания и порядка внедрения эффект технологий производства;
· Основ организации и реализации статистич исследований в целях повышения эффективности производства;
· Основ организации и реализации процедур контроля производ процессов.
Прцесс Продажи на предприятиях ресторанно развлек бизнеса по сравнению с остальными процессами отлажен наиболее качественно.
Процесс организации бизнес процесса Продажи по сути близок к процессам Логистики и Производства.
Для грамотной организации данного бизнес-прцесса управляющему необходимо знать:
· Место и роль процессов продаж в успешности функционирования предприятия;
· Принципы и методы организанции процесса продаж;
· Принципы и методыэффективного упарвления продажами на предприятии;
· Принципы методы, задачи, содержание и ожидаемые результаты формализации процесса продаж;
· Организация управленческого учета результатов продаж, использование его результатов при выработке управлен решений;
· Организация и реализация операционного планирования процессов продаж;
· Типовые злоупотребления персонала, сопровождающие процессы продаж, методы их выявления и предотвращения;
· Основы организации и реализации статистич исследований в целях повышения эффектив продаж.
Процесс приема и обслуживания гостей по степени влияния на эффективность предприятий ГиР в нашей стране является одним из наиболее проблемных.
Чтобы осуществить организацию процесса необходимо уметь:
· Отлаживать данный процесс на предприятии;
· Выбирать и внедрять стандарты приема и обслуживания гостей, совершенствовать процесс;
· Контролировать соблюдение контактным персоналом требования, установленные на предприятии;
· Организовывать обучение контактного персонала;
· Разрабатывать и применять процедуры предотвращения злоупотреблений, связ с приемом и обслуживанием гостй.
При организации данного бизнес процесса должны быть решены след задачи:
· Выбор стандартов приема и обслуживания гостей в соответствии с выбранной целевой аудитории;
· Организация приема гостей в соответствии с установл на предприятии стандартами обслуживания;
· Организация обучения и повышения квалификации контактного пресонала;
· Организация бизнес-процесса прием и обслуживание гостей с другими бизнес процессами;
· Анализ и контроль эффективности затрат на прием и обслуживание гостей;
· Разработка и внедрение критериев и показателей эффектиности качества приема и обслуживания гостей.
Маркетинг- обширная по своему спектру деят-ть в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осущ в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Маркетинговые задачи, порождаемые спецификой ресторанно-развлек бизнеса:
1) Выбор и удержание целевой аудитории;
2) Позиционирование через дифференциацию;
3) Участие в выработке и реализации ценовой и ассортиментной политики;
4) Продвижение предприятия и его продукции.
Выбор целевой аудитории. Для ее определения необходимо сформулировать ответы на ряд вопросов. Сначала устанавливается общая характеристика посетитиелей, определиться с ответами на вопрос почему они питаются вне дома, также важно определить и поддерживать общую концепцию предприятия.
Позиционирование через дифференциацию. Предприятию важно обладать некой уникальностью, отличит чертой, выделяющ его среди подобных предприятий. Решая задачу позиционирования, важно в первую очередь учесть то как потенциальный гость позиционирует или хочет позиционировать себя в обществе.
Участие в выработке и реализации ценовой и ассортиментной политики. Нужно сперва ответить на вопрос, сколько за это готов платить представитель выбранной целевой аудитории, отсюда вычисляются допустимые доходы, и вытекают решения множества других ден вопросов.
Продвижение предприятия и его продукции. Эта задача решается стандартным арсеналом средств рекламы и PR. Продвигать нужно в первую очередь позицию предприятия.
Для эффективной организации бизнес-процесса Маркетинг следует знать:
· Место и роль маркетинговой деят-ти;
· Принципы и методы организации и проведения маркет деят-ти;
· Методики и процедуры проведения маркет исследований рынка в отрасли ГиР;
· Структуру потребительского рынка в отрасли ГиР;
· Принципы, задачи и методики позиционирования предприятия на рынке;
· Порядок операционного планирования маркет деят-ти;
· Методики анализа эффективности маркет мероприятий;
· Основы стратегического маркетинга в отрасли ГиР.