Понятие процессного подхода в лог. менеджменте. Способы и подходы к моделированию бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов

Бывает функциональный и процессный подход.

Функциональный – за каждой структурной единицей (сотрудник, направление) закреплен ряд функций, описано область ответственности и критерии успешной деятельности

Процессный – каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует.

Концепция процессного управления базируется на принципах:

1. Цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) или Цикл Деминга

2. Система KPI

3. Принципы построения систем менеджмента качества (ISO)

4. Принципы управления проектами

Результат – проектирование организационной структуры и порядка взаимодействия в ее рамках. Подходы дополняют друг друга, а не противоречат, и должны применяться в известной степени параллельно.

Ключевые или основные бизнес-процессы – процессы текущей деятельности компании, переводящие ресурсы компании в ее результат. (Нацелены на получение прибыли).

1. Управление взаимоотношениями с потребителями;

2. Обслуживание потребителей;

3. Управление спросом;

4. Управление выполнение заказов;

5. Управление производством/операциями;

6. Управление снабжением;

7. Управление дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования;

8. Управление возвратными материальными потоками

Вспомогательные (поддерживающие) бизнес-процессы – поставщики основных процессов, обеспечивающие инфраструктуру компании. Не добавляют стоимости, являются затратными.

1. Подготовка кадров;

2. Сервисное обслуживание оборудования;

3. Информационное обеспечение в части программно-аппаратных комплексов;

4. Административно-хозяйственное обеспечение;

5. Финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации;

6. Обеспечение безопасности.

Еще классификация: бизнес-процессы развития, бизнес-процессы управления.

Бизнес-процессы развития не создают текущей прибыли, нацелены на получение выгод в д/с перспективе, обеспечивают развитие или совершенствование деятельности компании.

Бизнес-процессы управления – нацелены на управление основными, поддерживаюими и бизнес-процессами развития компании.

Инжиниринг бизнес-процессов – создание модели бизнес-процессов «as is» (как есть).. Отражает текущее состояние функционирования компании, ее постоянная актуализация, т.е. своевременное обновление данных и самой модели.

При создании модели «как есть» существующие б-п выделяются и документируются. Выделить б-п – значит назвать определенный вид работ, обозначить начало и конец, владельца б-п и определить требуемый результат.

Этапы моделирования б-п:

1. Определение концепции и целей описания б-п;

2. Определение назначений и типов б-п;

3. Определение окружения б-п;

4. Построение функциональной структуры б-п;

5. Описание структуры потоков объектов б-п;

6. Построение диаграмм потоков б-п;

7. Построение алгоритма б-п;

8. Построение оргструктуры б-п

Элементы:

· Вход – сырье, материалы, полуфабрикаты, документы, информация

· Выход – готовые продукты или услуги (как результат процесса)

· Ресурс – используется для процесса, но не вход (информация, персонал, оборудование, ПО, транспорт, связь, инфраструктура, среда)

· Владелец – орган управления или должностное лицо, распоряжающееся ресурсами и несущее ответственность за результат.

Декомпозиция/агрегация б-п – детализация каждого этапа б-п на более мелкие б-п / обобщение.

Далее следует этап улучшения (opt-ции) процессной структуры, после чего создается обновленная модель «как должно быть».

Способы создания модели:

1. Методика быстрого анализа решения (FAST

2. Бенчмаркинг б-п;

3. Перепроектирование б-п (Концентрированное улучшение, Инжиниринг);

4. Реинжиниринг б-п (Разработка нового процесса, или Инновация п.)

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальная реконструкция б-п с целью достижения драматически сильных улучшений в критически важных в с.у. критериях производительности, такие как стоимость, качество, услуги, скорость и тд. Основные приемы реинж:

1. Несколько работ комбинируются в одну,

2. Работники сами принимают решения;

3. Сокращаются проверки, согласования и управление;

4. Возможны и централизованные, и децентрализованные операции;

5. Процессы имеют множество версий;

6. Шаги в процессе выполняются в их естественном порядке, в т.ч. параллельно;

7. Работы выполняются там, где это имеет наибольший смысл.

Одна из основных задач реинжиниринга: устранение «узких мест» бизнес-процессов

Часто решение проблемы – вертикальное и горизонтальное «сжатие» б-п.

· Вертикальное – сокращение уровней функцион-й иерархии, задействованных в б-п,

· Горизонтальное –↓ t выполнения процедур, кол-ва процедур, ↑ эффективности

Наши рекомендации