Глава 3. моделирование бизнес-процессов предприятия «как есть». оптимизация бизнес-процессов и модель «как будет» компании оао «волгограднефтемаш» в отделе сапр

3.1. Разработка модели бизнес-процессов «как есть»

Для того чтобы улучшить качество и эффективность работы компании или конкретных отделов, следует провести моделирование бизнес-процессов. Описать процесс можно с помощью различных элементов (действий, данных, событий, материалов и др), присущие процессу. Моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в пределах компании. С помощью моделирования бизнес-процессов возможно проведение анализа предприятия или его подразделений.

Цели моделирования бизнес-процессов:

· Описание процессов. Моделирование позволяет получить «внешний» взгляд на процессы и определить улучшения, которые повысят их эффективность.

· Нормирование процессов. Моделирование бизнес- процессов задает правила выполнения процессов.

· Установление взаимосвязей в процессах. Моделирование устанавливает четкую связь между процессами и требованиями, которые они должны выполнять.

Целью построения и рассмотрения диаграммы является исследование деятельности отдела систем автоматизированного проектирования, изучение предметной области, выявление основных бизнес-процессов в отделе, анализ полученных процессов и предложения по их оптимизации.

На рисунке приведем контекстную диаграмму, которая состоит из одного функционального блока «Деятельность отдела система автоматизированного проектирования», которая имеет уникальный номер

А-0. (см. приложение 1).

Стрелками «входа» являются - «План на установку технических средств», «Информация о подсистеме нормативно-справочной информации», «Данные о функционировании системы автоматизированного проектирования», «Договор на реализацию плана проектирования». Деятельность отдела система автоматизированного проектирования регламентируется следующими документами, которые являются стрелками «управления»: - «Положения по учету и проведения анализа при отказе системы», «Проектная и эксплуатационная документация», «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ)»[24], «Регламент технического обслуживания». Механизмами выступают следующие субъекты: «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР». Стрелками «выхода» являются: «Акт приемки комплекса технических средств АСУ в промышленную эксплуатацию», «Нормативно-справочная информация по разработке программ», «План проектирования и внедрения АСУ выполнен», «Сформированный отчет о причинах отказа системы».

Далее процесс, представленный на диаграмме A-0, детализируется на более подробные бизнес-процессы в отделе, на основании их можно получить видение о том, чем занимается данный отдел, каковы главные функции и какое место занимает данный отдел в компании. Декомпозируется на шесть основных блоков:

· Процесс технической поддержки АСУ предприятия

· Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия

· Процесс проектирования и внедрения АСУ

· Процесс программной поддержки АСУ производства

· Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений

· Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы

Каждый из этих шести функциональных блоков содержит в себя набор функций, а те в свою очередь декомпозируются на подфункции и так далее до полного функционального описания модели. Контекстная диаграмма А-0. (см. приложение 2).

Первым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс технической поддержки АСУ предприятия». На данном этапе осуществляются следующие 3 процесса, представленные на диаграмме А1. (см. приложение 3).

· Внедрение технических средств АСУ производством

· Ведение учета поступлений оборудования

· Модернизация применяемых технических средств

Функциональный блок «Внедрение технических средств АСУ производством», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 4 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.1. (см. приложение 4).

· Установка технических средств АСУ

· Тестирование технических средств АСУ производством

· Опытная проверка технических средств АСУ

· Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ

Первый функциональный блок «Установка технических средств

АСУ». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «План на установку технических средств». Процесс регламентируется на основании Приказов, Распоряжений, договоров на установку технических средств АСУ, Проектной и рабочей документацией, ТЗ. На выходе - «Установленные технические средства АСУ производством». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».

Второй функциональный блок «Тестирование технических средств АСУ производством». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «Установленные технические средства АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и рабочая документация», «ТЗ». На выходе - «Предварительные испытания». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».

Третий функциональный блок «Опытная проверка технических средств АСУ». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «Предварительные испытания». Процесс регламентируется на основании Проектной и рабочей документации, ТЗ. На выходе - «Акт ввода в эксплуатацию», «Акт о завершении работ по проверке технических средств». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».

Четвертый функциональный блок «Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ». (см. приложение 4). Стрелками входа является: - «Акт ввода в эксплуатацию», «Акт о завершении работ по проверке технических средств». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и эксплуатационная документация», «Акт приемочной комиссии». На выходе - «Акт приемки комплекса технических средств АСУ в промышленную эксплуатацию». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».

Функциональный блок «Ведение учета поступлений оборудования», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 2 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.2. (см. приложение 5).

· Составление заявок на оборудования

· Контроль над поступлением оборудования

Первый функциональный блок «Составление заявок на оборудования». (см. приложение 5). Стрелкой входа является: - «Решение о приобретении оборудования». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Требования к заказываемому оборудованию», «Проектная документация (перечень оборудования, заказные спецификации)». На выходе - «Заявка на оборудование». Механизмами данного процесса являются: - «Программа 1С: Предприятие», «Служба оснащения оборудованием в отделе САПР», «Программа Гольфстрим».

Второй функциональный блок «Контроль над поступлением оборудования». (см. приложение 5). Стрелками входа являются: - «Заявка на оборудование», «Счет-фактура о поступлении оборудования». Процесс регламентируется на основании Проектной документации (перечень оборудования, заказные спецификации)». На выходе - «Отчет о поступлении оборудования». Механизмами данного процесса являются: - «Программа 1С: Предприятие», «Служба оснащения оборудованием в отделе САПР», «Программа Гольфстрим».

Процесс «Модернизация применяемых технических средств», представленный на диаграмме A1. (см. приложение 3).

Стрелкой входа является: - «План модернизации технических средств». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и рабочая, ТЗ, технико-экономическое обоснование», «Приказы, распоряжения, договоры на модернизацию технических средств АСУ». На выходе - «Отчет о модернизируемых технических средствах». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».

Вторым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия». На данном этапе осуществляются 4 процесса, представленные на диаграмме А2. (см. приложение 6).

· Организация подсистемы нормативно-справочной информации

· Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов

· Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством

· Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители

Первый функциональный блок «Организация подсистемы нормативно-справочной информации». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Информация о подсистеме нормативно-справочной информации». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ) ». На выходе - «Нормативно-справочная информация по разработке программ». Механизмами данного процесса являются: - «Корпоративные справочники АСКОН », «Начальник отдела САПР».

Второй функциональный блок «Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Инструкции, методические и нормативные материалы для АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ)», «Нормативно-методическая документация». На выходе - «Разработанные инструкции, методические и нормативные материалы». Механизмами данного процесса являются: - «Корпоративные справочники АСКОН », «Начальник отдела САПР».

Третий функциональный блок «Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Данные о работе АСУ». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Технологическая документация», «Нормативно-методическая документация». На выходе - «Обученный персонал». Механизмами данного процесса являются: - «Персонал к обучению в подразделениях предприятия», «Начальник отдела САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР».

Четвертый функциональный блок «Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Подготовленные исходные данные для АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Технологическая документация». На выходе - «Исходные данные для АСУ производством». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР».

Третьим блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс проектирования и внедрения АСУ», который детализируется на 3 функциональных блока, представленных на диаграмме А3. (см. приложение 7).

· Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства

· Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники

· Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством

Первый функциональный блок «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства», представленный на диаграмме А3 также детализируется на 5 функциональных блока, представленных на диаграмме А3.1. ( см. приложение 8).

· Определений требований заказчика

· Планирование потребности в ТМЦ и инструментах

· Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством

· Участие в формировании эскизного проектирования

· Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения АСУ производства

Первый функциональный блок «Определений требований заказчика». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Договор на реализацию плана проектирования». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «График выполнения плана», «Проектная документация». На выходе - «Требования заказчика». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Второй функциональный блок «Планирование потребности в ТМЦ и инструментах». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Информация о материалах и инструментах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «Потребность в ТМЦ», «Потребность в инструментах». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Третий функциональный блок «Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Требования заказчика». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию». На выходе - «ТЗ на проект». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Четвертый функциональный блок «Участие в формировании эскизного проектирования». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «ТЗ на проект». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию», «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «Эскизный проект». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Пятый функциональный блок «Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения АСУ производства». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Потребность в ТМЦ», «Потребность в инструментах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию», «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «План проектирования и внедрения АСУ выполнен». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Второй функциональный блок «Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники», представлен на диаграмме А3. (см. приложение 7). Стрелкой входа является: - «Внедренные системы в отделе САПР». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Проектные документы». На выходе - «Отчет соответствий современному уровню развития техники внедрения систем». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Третий функциональный блок «Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством», представлен на диаграмме А3. (см. приложение 7). Стрелкой входа является: - «Информация о проектах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Проектные документы». На выходе - «Разработанные и внедренные проекты». Механизмами данного процесса являются: - «Система Pilot-Ice», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».

Четвертым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс программной поддержки АСУ производства», представленный на диаграмме А4 (см. приложение 9).

· Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством

· Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ

· Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства

· Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ

· Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии

Первый функциональный блок «Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Решение о проведении мероприятий». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «План мероприятий по вводу АСУ». На выходе - «Повышенное качество АСУ производством». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Второй функциональный блок «Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация о мероприятиях по АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «План мероприятий по вводу АСУ». На выходе - «Расчеты эффективности мероприятий по АСУ». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Бюро экономической кибернетике в отделе САПР».

Третий функциональный блок «Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация о системе». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отказ от автоматизации», «Возможна формализация». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Четвертый функциональный блок «Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация об исследовательских и проектных работах». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Договор на проведение исследовательских, проектных, конструкторских работ». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Пятый функциональный блок «Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии». (см.приложение 9). Стрелкой входа является: - «Возможна формализация». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отчет об оптимизации документооборота». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Программа ЛОЦМАН: ПГС».

Пятым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы

А-0 является функциональный блок «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений», представленный на диаграмме А5 (см. приложение 10).

· Анализ и учет случаев отказа системы

· Составление отчетности о выполненных работах

Первый функциональный блок «Анализ и учет случаев отказа системы». (см. приложение 10). Стрелкой входа является: - «Данные при обслуживании АСУ предприятия». Процесс регламентируется на основании Положений по учету и проведению анализа при отказе системы, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Выявление причины отказа системы». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Второй функциональный блок «Составление отчетности о выполненных работах». (см. приложение 10). Стрелкой входа является: - «Выявление причины отказа системы». Процесс регламентируется на основании Положений по учету и проведению анализа при отказе системы, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Сформированный отчет о причинах отказа системы». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Шестым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы

А-0 является функциональный блок «Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы», представленный на диаграмме А6 (см. приложение 11).

· Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы

· Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования

· Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений

· Ликвидация последствий аварийных сбоев

Первый функциональный блок «Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Данные о функционировании системы автоматизированного проектирования». Процесс регламентируется на основании Нормативных актов для работоспособного и исправного состояния, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отчет о проведении профилактических работ». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Второй функциональный блок «Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Отчет о проведении профилактических работ». Процесс регламентируется на основании Регламента технического обслуживания, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Набор критериев, по которым объявляется бедствие», «Система исправна». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Третий функциональный блок «Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Набор критериев, по которым объявляется бедствие». Процесс регламентируется на основании Методических рекомендаций по устранению нарушений, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Механизмы, необходимые для восстановления важнейших функций после сбоев». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Четвертый функциональный блок «Ликвидация последствий аварийных сбоев». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Механизмы, необходимые для восстановления важнейших функций после сбоев». Процесс регламентируется на основании Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Послеаварийное восстановление», «Сводная оценка ущерба». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».

Оптимизация модели

Оптимизация бизнес-процессов или системы - это изменения, которые осуществляются с целью повышения эффективности и результативности деятельности компании. Система – совокупность процессов, под которой понимается система учета, документоооборота, мотивации, контроля качества. Частичное усовершенствование существующих бизнес – процессов за счет ликвидации их весомых недостатков дает возможность:

· Ускорить процессы, осуществляемые компанией;

· Упростить и повысить эффективность процессов;

· Повысить производительность и результативность;

· Повысить прозрачность, гибкость и управляемость.

Существуют несколько способов оптимизации бизнес-процессов, которые нацелены на получение наилучших результатов при соответствующих условиях.

Ø Вынесение ИКР (идеального конечного результата) за рамки процесса;

Ø Исключение лишних шагов из процесса;

Ø Изменение последовательности этапов исполнения процесса;

Ø Дробление операций;

Ø Вынесение операций за рамки основного процесса;

Ø Объединение операция во времени и (или) пространстве;

Ø Автоматизация, передача выполнения части или всех функций машине.

Бизнес-процессы в отделе систем автоматизированного проектирования будут оптимизироваться с помощью способа автоматизации, передачи выполнения части или всех функций машине. Для этого следует проанализировать каждый процесс и выявить, когда техническое устройство может полностью взять на себя все операции по реализации процесса, а человек сможет периодически обслуживать устройство.

При анализе бизнес-процессов будем использовать метрику - степень автоматизации по количеству функций (количество функций с возможностью автоматизации / общее количество функций процесса).

На диаграмме A-0 представлены процессы деятельности отдела систем автоматизированного проектирования. (см. приложение 2).

· Процесс технической поддержки АСУ предприятия

· Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия

· Процесс проектирования и внедрения АСУ

· Процесс программной поддержки АСУ производства

· Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений

· Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы

На основании этих процессов проанализируем степень автоматизации по количеству функций.

Первый процесс на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс технической поддержки АСУ предприятия». На данном этапе осуществляются следующие 3 процесса, представленные на диаграмме А1. (см. приложение 3).

· Внедрение технических средств АСУ производством

· Ведение учета поступлений оборудования

· Модернизация применяемых технических средств

Два функциональных блока «Внедрение технических средств АСУ производством» и «Модернизация применяемых технических» автоматизированы системой ЛОЦМАН: PLM. Функциональный блок «Ведение учета поступлений оборудования» автоматизирован программой: 1C: Предприятие. (см. приложение 3). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 3 / общее количество функций процесса = 3).

Процесс «Внедрение технических средств АСУ производством», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 4 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.1. (см. приложение 4).

· Установка технических средств АСУ

· Тестирование технических средств АСУ производством

· Опытная проверка технических средств АСУ

· Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ

Все четыре функциональных блока автоматизированы системой ЛОЦМАН:PLM. (см. приложение 4). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 4 / общее количество функций процесса = 4).

Процесс «Ведение учета поступлений оборудования», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 2 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.2. (см. приложение 5).

· Составление заявок на оборудования

· Контроль над поступлением оборудования

Два функциональных блока автоматизированы программой Гольфстрим. Однако функциональный блок «Составление заявок на закупку оборудования» также автоматизирован программой: 1C: Предприятие.

(см. приложение 5). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 2 / общее количество функций процесса = 2).

Вторым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия». На данном этапе осуществляются 4 процесса, представленные на диаграмме А2. (см. приложение 6).

· Организация подсистемы нормативно-справочной информации

· Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов

· Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством

· Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители

Два функциональных блока «Организация подсистемы нормативно-справочной информации» и «Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов» автоматизированы корпоративными справочниками АСКОН в виде программ. (см. приложение 6). Два функциональных блока «Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством» и «Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители» не автоматизированы программами. (см. приложение 6). Степень автоматизации по количеству функций = 0,5 (количество функций с возможностью автоматизации = 2 / общее количество функций процесса = 4).

Третьим процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс проектирования и внедрения АСУ». На данном этапе осуществляются 3 процесса, представленные на диаграмме А3. (см. приложение 7).

· Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства

· Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники

· Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством

Два функциональных блока «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства» и «Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники» автоматизированы программой САПР ТП Вертикаль. (см. приложение 7). Функциональный блок «Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством» автоматизирован системой Pilot-Ice. (см. приложение 7). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 3 / общее количество функций процесса = 3).

Первый функциональный блок «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства», представленный на диаграмме А3 также детализируется на 5 функциональных блока, представленных на диаграмме А3.1. ( см. приложение 8).

· Определений требований заказчика

· Планирование потребности в ТМЦ и инструментах

· Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством

· Участие в формировании эскизного проектирования

· Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения

Все пять функциональных блока автоматизированы программой САПР ТП Вертикаль (см. приложение 8). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 5 / общее количество функций процесса = 5).

Четвертым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс программной поддержки АСУ производства». На данном этапе осуществляются 5 процессов, представленные на диаграмме А4. (см. приложение 9).

· Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством

· Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ

· Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства

· Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ

· Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии

В данном процессе автоматизируется лишь один функциональный блок «Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии» при помощи программы ЛОЦМАН: ПГС. (см. приложение 9). Степень автоматизации по количеству функций = 0,2 (количество функций с возможностью автоматизации = 1 / общее количество функций процесса = 5).

Пятым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений». На данном этапе осуществляются 2 процесса, представленные на диаграмме А5. (Приложение 10).

· Анализ и учет случаев отказа системы

· Составление отчетности о выполненных работах

В данном процессе функции не автоматизируются. (см. приложение 10). Степень автоматизации по количеству функций = 0 (количество функций с возможностью автоматизации = 0 / общее количество функций процесса = 2).

Шестой процесс на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы». На данном этапе осуществляются следующие 4 процесса, представленные на диаграмме А6. (см. приложение 11).

· Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы

· Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования

· Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений

· Ликвидация последствий аварийных сбоев

В данном процессе функции не автоматизируются. (см. приложение 11). Степень автоматизации по количеству функций = 0 (количество функций с возможностью автоматизации = 0 / общее количество функций процесса = 4).

Из проведенного анализа видно, какие процессы нуждаются в оптимизации (см. таблица 5).

Таблица 5

Итоги метрики по степени автоматизации по количеству функций.

Процесс Степень автоматизации по количеству функций
А1. Процесс технической поддержки АСУ предприятия
А1.1. Внедрение технических средств АСУ производством
А1.2. Ведение учета поступлений оборудования
А2. Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия 0,5
А3. Процесс проектирования и внедрения АСУ
А3.1. Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства
А4. Процесс программной поддержки АСУ производства 0,2
А5. Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений
А6. Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы

Источник: сост. авт.

Проанализировав бизнес-процессы в отделе систем автоматизированного проектирования видно, что «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений» и

«Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы» необходимо оптимизировать.

Для того чтобы ускорить, повысить эффективность, результативность, управляемость этих процессов следует внедрить ЛОЦМАН: ПГС. (см. приложения 12,13).

Данная программа предназначена для автоматизации управления основным производственным процессом проектной организации, осуществляется разработка и выпуск проектно-сметной документации. На основании этой системы строится архив, электронный документооборот, планирование работ и управление заданиями. В ЛОЦМАН: ПГС легко организовать коллективную работу над проектом, электронное согласование чертежей, управление заданиями, своевременное получение отчетности. К основным преимуществам этой системы можно отнести: быструю внедряемость, поддержку технологии сквозного проектирования, электронные подлинники, мгновенную переписку в рамках проекта, создание составных пояснительных записок, сравнение версий документов, планирование работ (модуль RPM), организацию делопроизводства (модуль ОРД) и возможность адаптации под основные задачи пользователей.

Для оптимизации бизнес-процессов «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений» и

«Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы» в ЛОЦМАН: ПГС следует внедрить модуль случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования.

Отказоустойчивость системы будет достигаться за счет того, что несколько копий прикладных процессов будет запускаться на нескольких сетевых серверах. Если какой-нибудь из входящих в группу процессов даёт сбой, то остальные продолжают функционировать, обеспечивая бесперебойность оказываемого сервиса.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На разработку модуля случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования

Наименование услуг

Учитывать случаи отказа системы, устранять неисправности и обеспечивать бесперебойное функционирование системы.

Цель

Внедрение модуля случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования в программу ЛОЦМАН: ПГС повысит работоспособность, эффективность системы, позволит хранить документацию о выполненных работах по устранению в системе, ускорит выявление проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений, а также снимет ряд задач начальника отдела систем автоматизированного проектирования.

Предмет

В соответствии с настоящим заданием, программа принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по выявлению и ликвидации неисправностей в системе, обеспечивает бесперебойное функционирование, тем самым экономит время начальника и персонала в отделе САПР.

Комплекс услуг

· Вести учет случаев отказа системы;

· Составлять отчетность о выполненных работах;

· Выполнять профилактические работы по поддержанию работоспособности системы;

· Выявлять неисправности в системе автоматизированного проектирования;

· Принимать оперативные меры по устранению возникающих в процессе работы нарушений;

· Ликвидировать последствия аварийных сбоев.

Наши рекомендации