Тема: Бухгалтерский учет основных бизнес- процессов:заготовления,производства,продажи.

Тема: Бухгалтерский учет основных бизнес- процессов:заготовления,производства,продажи.

1В. Учет процесса заготовления.

2В. Учет процесса производства.

3В. Учет процесса продажи.

Вариант ведения учета заготовления материалов закрепляется в учетной политике организации.

Источники поступления материалов на предприятие

1.Приобретены материалы через подотчетных лиц. Д10 К71.

2.При инвентаризации выявлены материалы, которые ранее в учете не числились. Д10 К91 – по рыночной цене на дату оприходования.

3.Получены материалы по договору дарения (безвозмездно). Д10 К91. По гражданскому кодексу безвозмездная передача между юридическими лицами свыше 500 руб. ЗАПРЕЩЕНА.

4.Материалы, изготовленные на предприятии в цехе вспомогательного производства. Д10 К23.

Пример отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения материалов:

1. Исходная информация: Сальдо счета 10 на начало месяца – 45000 руб., в том числе ткань х/б – 20000 руб.(200 м. * 100 руб.), шерстяная – 24000 руб. (100 м. * 250 руб.).

2. Произошли операции:

1) Поступили и оприходованы на склад материалы по покупной стоимости, в том числе ткань х/б на сумму 80000 руб. (800 м. по цене 100 руб./м.), ткань шерстяная – 120000 руб. (400 м. по цене 300 руб./м.), кроме того НДС 18% (36000 руб.).

Д10/1 К60 200000 руб.

Д19 К60 36000 руб.

Итого 236000 руб.

2) Принят к оплате счет транспортной организации за доставку материалов, на сумму 4500 руб. + НДС 18% - 810 руб., всего на сумму 5310 руб.

Д10/ТЗР К60 – 4500 руб.

Д19 К60 – 810 руб.

Итого 5310 руб.

3) Оплачен счет поставщика и транспортной организации.

Д60 К51 236000 руб.

Д60 К51 5310 руб.

4) Определены и списаны ТРЗ на стоимость поступивших материалов. Для этого рассчитываем средний процент ТЗР. Средний % ТРЗ =4500 руб. / 200000 руб. * 100% = 2,25 %.

При помощи среднего процента ТЗР определяется доля ТЗР, которая приходится на стоимость каждого вида поступившего материала. Таким образом, мы определяем фактическую себестоимость каждого вида приобретенных материалов.

Д10/1 К10/ТЗР 80000 руб. * 2,25% / 100% = 1800 руб. – ткань х/б.

Д10/1 К10/ТЗР 120000 руб. * 2,25% / 100% = 2700 руб. – ткань шерстяная.

5). Отпущены в производство материалы по фактической себестоимости, в том числе ткань х/б 750 м. и ткань шерстяная 350 м.

Для того, чтобы определить фактическую себестоимость израсходованных за месяц материалов необходимо рассчитать среднюю себестоимость каждого вида поступившего материала с учетом остатка материалов на начало месяца.

Средняя себестоимость единицы материала = (остаток материалов на начало месяца по фактической себестоимости + поступление материалов за месяц по фактической себестоимости) / (остаток материалов на начало месяца (количество) + поступление материалов за месяц (количество)).

Средняя себестоимость единицы ткань х/б = (20000 руб. + 80000 руб.) / (200 шт. + 800 шт.) = 100 руб. / шт.

Средняя себестоимость единицы ткань шерстяная = (25000 руб. + 120000 руб.) / (100 шт. + 400 шт.) = 290 руб. / шт.

Д20 К10/х/б 75000 руб. (750 м. * 100 руб.)

Д20 К10/шер. 101500 руб. (350 м. * 290 руб.)

В конце месяца определяется остаток материалов по фактической себестоимости на складе.

Остаток на конец месяца = остаток на начало месяца + поступления за месяц – израсходовано за месяц.

Ткань х/б = 200 м. + 800 м. – 750 м. = 250 м.

Ткань шерстяная = 100 м. + 400 м. – 350 м. = 150 м.

Остаток ткани х/б на конец месяца по фактической себестоимости = 250 м. * 100 руб. = 25000 руб.

Остаток ткани шерстяной на конец месяца по фактической себестоимости = 150 м. * 290 руб. = 43500 руб.

ИТОГО остаток материалов на конец месяца – 68500 руб. (сальдо на конец месяца по дебету счета 10).

Счет 26 в конце месяца закрывается и сальдо не имеет.

Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц.

В течение месяца произошли следующие операции:

  1. Отпущены в производство материалы по фактической себестоимости.

1.1. На изготовление изделия А – 66000 Д20-А К10

1.2. Производство изделия Б – 44000 Д20-Б К10

Всего 110000.

  1. Начислена зарплата.

3.1 Рабочим за изделие А Д20/а К70 – 25000

3.2 Д20/Б К 70 – 12000

3.3 Д26 К70 – 20000

  1. Произведены отчисления ЕСН от суммы начисленной зарплаты по ставке 30%

3.1. Д20/А К69 6500

3.2. Д20/Б К69 – 3120

3.3. От зарплаты работников заводоуправления Д26 К69 – 5200 руб.

  1. Начислена амортизация производственного оборудования цеха №1.

Д25 К02 – 9000

  1. Определены и списаны о назначению.

5.1. Общепроизводственные расходы на изделие А Д20/А К25 - ? 6080

5.2. Общепроизводственные расходы на изделие Б Д20/Б К25 - ? 3920

5.3. Общехозяйственные расходы на изделие А Д20/А К 26 - ? 17025

5.4. Общехозяйственные расходы на изделие Б Д20/Б К26 - ? 8175

Ведомость распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Изделия База распределения (Основная зарплата рабочих) Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы
А
Б
Итого

Косвенные расходы распределяют пропорционально основной зарплате рабочих.

Д 25 К   Д 26 К
3) 9000   3) 20000 4) 5200
 
         

К25 = 9000/37000 = 24%

К26 = 25200/37000 = 68%

  1. Выпущена и оприходована на склад готовая продукция по фактической производственной себестоимости.

В том числе Изделие А Д43/А К20/А - ? 115605

Изделие Б Д43/Б К20/Б – ? 68205

Д 20-А К   Д 20-Б К
С.н.25000   7) 115605   С.н.20000   6) 68205
1) 66000 2) 25000 3) 6500 6) 6080   1) 44000 2) 12000 3) 3120 4) 8175
 
С.к. 30000      

Ф с/б А = 25000 + 120605 – 30000 = 115605

Ф с/б Б = 20000 + 70205 – 22000 = 68205

В. Учет процесса продажи.

Процесс продаж представляет собой третью часть кругооборота средств предприятия. Основной задачей является возмещение затрат, связанных с производством продукции (работ, услуг) и получение определенной суммы прибыли.

Стоимость отгруженной (проданной) покупателям продукцию, называется выручкой от продаж.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1.Сумма выручки может быть определена исходя из условий договора.

2.Организация имеет право на получение этой выручки, исходя из договора и иных подтверждающих документов (накладная на отгрузку и счет-фактура).

3.Право собственности перешло от продавца к покупателю .

4.У продавца есть уверенность в том, что в результате продажи продукции он получит экономическую выгоду (доход).

5.Признание выручки отражается в бухгалтерском учете на счетах по КРЕДИТУ счета 90 – продажи.

6.В процессе продажи организация несет определенные расходы, которые называются расходами на продажу. Они учитываются по ДЕБЕТУ счета 44. К ним относятся:

1.Расходы на дополнительную упаковку изделия на складе готовой продукции.

2.Расходы по доставки продукции до станции отправления.

3.Комиссионные сборы, уплаченные посредникам организации.

4.Расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах её продажи.

5.Расходы на рекламу.

6.Представительские расходы – расходы на официальный прием представителей других организаций, прибывших для участия в переговорах с целью установления сотрудничества (автобус для встречи участников, прибывших на переговоры, расходы на оплату ужина, услуги переводчика, по организации экскурсии по городу и др.).

7.Другие аналогичные по значению расходы.

Фактическая производственная себестоимость отгруженной покупателю готовой продукции + расходы на продажу = фактическая полная с/б отгруженной покупателю готовой продукции (Ф с/б + РП = Ф полн. с/б ГП)

Выручка-НДС – Фактическая полн. с/б = Финансовый результат от продажи ГП (либо прибыль, либо убыток)

Момент перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю определяется условиями договора.

Исходя из общего порядка перехода права собственности на продукцию, который устанавливается ГК, право собственности переходит к покупателю в момент отгрузки продукции продавцом и предъявления расчетно-платежных документов (накладная, товаротранспортная накладная, счет-фактура).

Тема: Бухгалтерский учет основных бизнес- процессов:заготовления,производства,продажи.

1В. Учет процесса заготовления.

2В. Учет процесса производства.

3В. Учет процесса продажи.

Наши рекомендации