Уважение, честность, вежливость
Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, веж-пшостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:
а) социальному работнику следует обращаться с коллегами на основе
профессиональных интересов и убеждений;
б) социальный работник должен уважать доверие коллег в ходе профес-
i пональных взаимоотношений;
в) социальный работник должен создавать и поддерживать ситуации,
i * шсгчающие коллегам этические, профессионально компетентные действия;
г) при работе с клиентом социальному работнику необходимо деталь
но и честно представить данные о квалификации, точке зрения, творчес
ких находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки мето-
юп работы коллег;
д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действо
вать в интересах репутации того, кого замещает;
е) социальный работник не должен использовать конфликт между колле-
юй и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции;
ж) социальному работнику следует искать арбитраж (арбитраж:
I) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) го
сударственный орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр:
I) посредник в спорах, третейский судья; 2) то же, что и судья) или
объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с
коллегами требуют немедленного разрешения;
з) социальному работнику необходимо распространять свое уважение
и к коллегам, не связанным непосредственно со сферой его работы;
и) социальный работник, выполняющий функции эксперта, руко-нодителя, инспектора, наставника по отношению к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;
к) сотрудник социальной службы, ответственный за прием на работу и оценку деятельности других социальных работников, должен выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной, беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев;
л) социальный работник, ответственный за оценку других социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой.
Отношения с клиентами коллег
Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:
а) социальный работник не должен брать на себя профессиональную ответственность за клиента другого коллеги без соответствующих согласований с этим коллегой;
207
б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоя тельства, должен обслуживать их с таким же вниманием, как и своих «собственных» клиентов.
ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ
ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обязательства по отношению к руководящей организации
Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:
а) социальный работник должен работать над совершенствовани
ем, корректировкой политики своей организации, повышением эффек
тивности и действенности ее служб;
б) социальному работнику следует действовать таким образом, чтобы
предупредить и исключить ошибки, недостатки в политике и практи
ке приема на работу в его организации;
в) социальный работник должен использовать ресурсы руководя
щей организации очень скрупулезно и только на те нужды, на кото
рые эти ресурсы предназначены.
ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ ЗЛ. Защита чистоты, неприкосновенности профессии
Социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии:
а) социальный работник должен защищать и усиливать достоин
ство и чистоту профессии и должен быть ответственным и активным
в дискуссиях по совершенствованию профессии;
б) социальный работник должен предпринимать действия по соответ
ствующим каналам против неэтичного поведения любых своих коллег;
в) социальный работник должен предотвращать неквалифицирован
ную и запрещенную практику социальной работы;
г) социальный работник не должен допускать искажений при рек
ламе своей компетентности, квалификации, услуг, результатов, кото
рые могут быть достигнуты.
Работа в микрорайоне (социуме)
Социальный работник должен всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными населению микрорайона (социума).
Социальный работник должен вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии.
Развитие знаний
Социальный работник должен нести ответственность за развитие и полное использование профессиональных знаний:
а) социальный работник должен основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
208
и) социальный работник должен критически анализировать, оценивать и быть в курсе новых знаний, относящихся к его профессии;
в) социальный работник должен вносить свой вклад в развитие знании и области системы служб социальной помощи населению, делиться тегами практическим опытом, знаниями.
4. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ 4.1. Поддержка всеобщего благосостояния
Сотрудник социальной службы должен содействовать развитию бла-ми остояния общества:
а) социальный работник должен действовать таким образом, что
бы исключить несправедливость против любого человека или группы
hi основании национального происхождения, политических или рели-
i ио шых убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного ста-
Гу< л, психических или физических недостатков, а также исключить
Hi» Iпочтение, привилегии отдельным категориям населения;
б) социальный работник должен действовать таким образом, что-
iM.i расширить личностные возможности всех людей, различных семей,
i особым вниманием относясь к ущербным группам и лицам;
м) социальный работник должен создавать условия для поддержки мижения к различным культурам;
i) социальный работник должен способствовать созданию соответ-i i пующих служб по мере возникновения необходимости в обществе;
д) социальный работник должен настаивать на изменениях в пони икс и законодательстве с целью улучшения социальных условий *н (ни и поддержания социальной справедливости;
с) социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развитии активной де-пкльности всех социальных институтов.
Социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманном профессии. Посредник— связующее звено во взаимосвязи лично-1 in, семьи и общества — он призван работать в системе служб соци-|ЛЬН0Й помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогичес-i \ю и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом - цинстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям илицам, особо в ней нуждающимся.
Пример из практики (Кейс)1
Перед вами описание культуры компании Samsung глазами ее служащих. Пгхэанализируйте отличия восточной культуры от западной. И чем сила восточных культур, чем можно объяснить успехи корейской компании, каковы стандарты и нормы поведения сотрудников?
' www.samsung.ru/about/history
209
«На взгляд корейца, наверное, ничего необычного в том, что "руко водство сказало — надо, персонал ответил — есть". Западному человеку, однако, здесь есть чему удивиться. Тем более, если он является не внешним, а внутренним наблюдателем. Кристиан Коллинз работает н Samsung Electronics уже два с половиной года. В Корею он приехал и i Вашингтона, где сначала занимался маркетингом и рекламой в телекоммуникационном гиганте Verizon, потом учился на МВА. На его взгляд, н Samsung много необычного: "В компании очень интересная культура. В школе МВА нам много рассказывали о структуре управления "снизу вверх", когда идеи в очень открытой среде берутся отовсюду. Инициатива приветствуется и в Samsung. Но в то же время компанию ведут очень умные люди, которые создали ее "сверху вниз", поэтому любое решение топ-менеджмента выполняется с потрясающей скоростью. В западных компаниях мы тратим на это гораздо больше времени, расходуя его на согласование мнений большого числа людей. В Samsung же поддержка инициативы снизу сочетается с мгновенным выполнением решений руководства, и это, очевидно, идет компании на пользу — сегодня она занимает первое место в мире по скорости создания новых продуктов. Я заметил, что Корея вообще и Samsung в частности меняются необыкновенно быстро. Корея во время финансового кризиса 1997 г. была развивающейся страной и быстро вышла из него уже развитой страной. Такой переход смогла сделать еще только одна страна — Тайвань.
Обычно крупные изменения в корпорациях происходят со сменой руководства, приходом новых людей извне. Однако перемены в Samsung осуществляли те же люди, которые и раньше ее возглавляли. Стаж работы в компании нынешнего топ-менеджмента телекоммуникационного подразделения составляет 25-30 лет. Старший вице-президент этого подразделения по продажам и маркетингу в странах Европы и СНГ Янг Хи Хан проработал в Samsung 28 лет. Он признается, что за это время несколько раз серьезно думал о том, чтобы перейти в другую фирму, но не нашел компании лучшей, чем Samsung. Главной ценностью компании он считает людей: "У нас есть такое понятие, как Samsung Man — человек, который является носителем особого духа компании. Он глубоко традиционен, но в то же самое время внутренне раскрепощен". В Samsung любят подчеркивать, что зарплата здесь — самая высокая в Корее. Однако г-н Хан считает, что не это главное: "Дух важнее зарплаты. Внутреннее стремление чего-то достигнуть намного важнее, чем деньги сами по себе. Если оно есть, деньги рано или поздно придут. Но не наоборот — дух не появляется автоматически, если есть деньги". Конечно, через двойную трансляцию корейский — английский — русский трудно полностью выразить смысл таких тонких материй, как "дух", тем более в корейской интерпретации. Вот как оценивает ситуацию К. Коллинз: "Работая здесь, ощущаешь вокруг невероятную приверженность своей работе и сильнейший драйв. И эта пассионарность очень вдохновляет". Очевидно, однако, что именно такие трудноопределимые понятия, как "дух", "пассионарность", "приверженность", составляют основу мировой корейской экспансии. К этому можно прибавить строгую дисциплину и, самое главное, самодисциплину, что выражается в самых мелких деталях — например, в лифтах
210
офисных зданий и даже отелей корейцы не стоят кучкой, как европейцы, а словно выстраиваются в затылок друг другу, лицом к дверям; со-грудники компаний, как правило, одеты вделовые костюмы; одно из Н0М1 югих мест, где разрешается ношение футболок, свитеров и джинсов, — hi тйн-центр Samsung. Западное влияние, конечно, проникает, но стро-111 к) шровано и под контролем. В компании образована Global Strategy Group, I которой работают около 40 иностранцев с образованием ММ, выполня-
.... и с функции внутреннего консалтинга. " Нечто подобное делают и другие
■ орейские компании, — говорит К. Коллинз. — Вся наша работа — i нктронная почта, презентации и т.д. — ведется на английском языке. Samsung ощущает себя глобальной компанией. Это означает не только международную экспансию. Очень многое делается для того, чтобы штаб-
► n.ipi ира в Корее стала более интернациональной. Наша задача здесь (имен
ии >этем меня и взяли в компанию)— привнести новые идеи из других
i"-i ионов и обогатить ими культуру Samsung. Каждый день я думаю над
Мм, как лучше объединить, "поженить" культуру управления Samsung и
■падную культуру управления".
Известно, что смешение разных стилей управления не всегда при-Юдит к хорошему результату. "Нужно понимать, что Samsung основа-H.I па иерархической системе, и это одна из причин ее успеха, поскольку по июляет делать все очень быстро. Сейчас топ-менеджмент учится принимать идеи снизу. Совмещать одно с другим непросто, но Samsung это удастся", — говорит К. Коллинз. Однако Янг Хи Хан уверен, что про-цесс управляем: "Наша компания — большой плавильный котел, в
► пгором смешиваются различные культуры бизнеса. Я сам проработал
м I нропе 19 лет, в это время в европейских представительствах Samsung
Фудились более 700 иностранцев— немцы, французы, представите-
1н других стран. И очень часто они были в большей степени "людьми
Samsung", чем сами корейцы".
Впрочем, ведущее место в идеологии Samsung занимает патриотизм. Об этом говорит Янг Хи Хан: "Человек Samsung очень предан своей Стране. Мы служим ей, преумножая ценности и платя налоги. И гордимся тем, что Samsung— корейская компания, что выпускники ведущих университетов хотят работать у нас. Исторически в Корее не было ми капиталов, ни особых природных богатств, но у нас были особые дюди. Когда я пришел в компанию, мы не имели практически ничего — Samsung Electronics была небольшим зданием. А сегодня корейские компании в мире занимают ведущие позиции, и в этом есть большой вклад Samsung. Я не политик, я бизнесмен. Но через бизнес я хочу принести пользу своей стране".
Взаимодействие компаний-гигантов и малого бизнеса по-разному складывается в каждом конкретном случае. В Юго-Восточной Азии крупные производители традиционно всегда сотрудничали с мелкими поставщиками. Однако в последнее время место последних все больше занимают китайские компании — так получается дешевле. Тем не менее, по слонам старшего вице-президента по продажам и маркетингу в странах Европы и СНГ подразделения мобильных коммуникаций Samsung Electronics Янг Хи Хана, это не исключает работу с многочисленными мелкими по-
211