О комментарии к «Портфелю»

Комментарий, описывающий каждый из представленных на презентацию «Портфелей» материал, должен быть вдумчивым, отражающим ваши собственные мысли в отношении всей сово­купности представленных в «Портфеле» работ (классных и до-

машних, контрольных работ, тестов и пр.). Он должен представ­лять полную картину вашего математического образования по конкретной теме или разделу математики. Попытайтесь быть са­мокритичным и объективным, давая характеристику своим ус­пехам по тому или иному материалу. Попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины вашего математичес­кого образования на данном этапе. Используйте математическую терминологию.

Далее могут следовать еще более конкретные советы по офор­млению каждого из рекомендованных разделов. Самое сложное в создании «Портфеля» — отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей. В этом письме (или параграфе) следует описать каждый отобранный материал. Попробуйте воспользоваться приведенны­ми ниже вопросами.

. Какую работу вы провели для отбора материала в «Портфель»?

- Что получилось, что вызвало трудности?

- Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой «Порт­фель»?

- Есть ли у вас образец, по которому вы действовали?

- Как вы организовали информацию?

. Можете ли вы переформулировать задачу/проблему более про­стыми словами?

- Какие слова при этом оказались наиболее значимыми? По­
чему?

- Насколько такая переформулировка оказалась рациональной?

- Какие вопросы эта задача затронула?

- Можете ли вы сформулировать задачу/проблему, близкую к
этой?

- Что для вас было наиболее трудным при решении этой зада­чи/проблемы?

- Что нового вы узнали, решая эту задачу/проблему?

- Можете ли вы представить себе жизненную ситуацию, в ко­торой данная задача/проблема могла бы быть использована?

- Единственный ли это возможный ответ?

- Как вы относитесь к групповой работе?

- Что вам нравится/не нравится при работе в парах?

. Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего про­движения в области математического знания?

Можно предложить некоторую серию вопросов и для родите­лей/рецензентов.

- Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»?

- Что Вас удивило в комментарии ученика?

- Что вызвало в Вас чувство гордости?

• Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в даль­нейшем?

. Насколько аккуратно и логично организован материал «Пор­тфеля»?

. Насколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»?

. Как часто он консультировался с Вами?

• Какие дополнительные материалы, технологии он использо­вал при оформлении «Портфеля»?

При оценке «Портфеля» родители или рецензент должны вос­пользоваться рубриками, приведенными выше, в качестве обяза­тельных. Соответственно можно указать несколько вариантов оце­нок: полностью соответствует (!); не полностью соответствует (—); неприемлемо (х); отсутствует (0); приемлемо (+).

Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от учебного предмета, сроков его со­здания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализи­ровать собственную работу, собственные успехи; объективно оце­нивать свои возможности и видеть способы преодоления трудно­стей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятель­ность становится еще более осознанной. Более осознанной стано­вится и ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независи­мые эксперты. Таким образом, создается целостная картина объек­тивного продвижения ученика в той или иной области. Как уже говорилось, подобный «Портфель» не обязательно создавать толь­ко по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравствен­ных ценностей, например, содержание которого отражает поступ­ки школьников на протяжении определенного отрезка времени (иногда достаточно длительного). Таким образом, можно отслежи­вать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. Однако такой «Портфель» должен создаваться непременно под пристальным наблюдением психолога и не всегда становиться достоянием презентации. В этих случаях более уместны индивиду­альные беседы с психологом, иногда с родителями.

Важно иметь в виду еще один момент. Нельзя предлагать уча­щимся делать подобные «Портфели» сразу по нескольким пред­метам. Так же, как и в случае проекта, ученик может едино­временно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой рабо­ты — сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятель­ности. Поэтому так же, как и при работе над проектом, необхо­димо иметь в учебной части школы график создания таких «Пор­тфелей» учениками разных классов по разным темам, учебным предметам.

Вопросы к семинару:

1. Как вы считаете, действительно ли настолько важно научить детей
самооценке? Почему?

2. Что понимается под «Портфелем ученика»?

3. Какова технология создания «Портфеля ученика»?

4. Каковы принципы использования данной технологии?

5. Что вам представляется интересным в приведенном здесь примере
«Портфеля ученика» по математике?

Творческое задание

Попробуйте составить структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля» по вашему предмету (можно на четверть, год). Обсудите в группе представленные проекты «Портфелей» и составьте один «Пор­тфель», который удовлетворял бы всех. Что нового вы считаете необ­ходимым внести в эту идею применительно к нашей школе?

Занятие 13. Цикловое планирование занятий

Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотруд­ничестве и с методом проектов. Как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обуча­ющие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия реше­ний, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. Это не так просто. Особенно труд­но планировать занятия в рамках использования данных техно­логий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами техноло­гии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэто­му необходимо «видеть» развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных техно­логий. На этом занятии вам предлагается познакомиться с сис­темой планирования, которая называется цикловым планиро­ванием. Овладение этой системой поможет вам управлять учеб­но-воспитательным процессом по любому предмету с исполь­зованием любых педагогических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашей книге.

На этом занятии вы:

• познакомитесь с идеологией циклового планирования;

• получите возможность проанализировать пример циклового пла­нирования по курсу иностранного языка;

• сможете самостоятельно составить цикловой план по разделу,
теме или вопросу программы с использованием новых педагоги­ческих технологий по одному из предметов школьной программы
по своему выбору.

Профессия учителя, педагога — творческая профессия. Спра­ведливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предме­том, который он преподает (что естественно отнести к опреде­ленной научной области знания), но и педагогикой, современ­ной дидактикой, педагогической психологией, методикой пре­подавания своего предмета. Учитель должен в определенной сте­пени обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у него плохая дикция, если он монотонен при изложении мате­риала, если он скучен и сер, значит он не профессионал в под­линном понимании учительской профессии. Учитель — это лич­ность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, автори­тетом, яркостью собственной индивидуальности. Все это так. Но выше мы уже говорили, что ни одна профессия не обходится .без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой явля­ются различные технологии. Он должен уметь настолько мастерс­ки ими владеть, чтобы, как и у представителя любой творческой профессии, они стали незаметными, органичными компонента­ми его творчества. Но чтобы это случилось, необходима скрупу­лезная каждодневная работа. И основным продуктом этой дея­тельности становится урок, занятие. Разумеется, деятельность учи­теля не заканчивается и не ограничивается рамками урока и даже шире — любого занятия. Но урок — важнейший компонент его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается великое таинство творчества. И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок является одним из ее составных частей. Логика познания, психология познавательной деятельности, при­нятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только и не столько содержания (чаще содержание обусловлено требова­ниями программы обучения, образовательным стандартом), но и методов, организационных форм, средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и сред­ства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной концепции обучения, необхо-

дима разработка стратегии обучения теме или вопросу програм­мы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство» всего здания. В этом случае быва­ет весьма полезно разработать цепочку видов уроков, совокуп­ность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последователь­ность развития логики усвоения и применения полученных зна­ний. Такое планирование, предусматривающее не конкретное со­держание, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидак­тике цикловым планированием (где под циклом понимается цик­лично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу про­граммы логика познавательной деятельности учащихся и обучаю­щей деятельности учителя). Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего, важно определить цеди, задачи урока (№ 1, 2, 3 и так далее по теме или вопросу программы). Затем следует продумать последовательность задач отдельных этапов урока в со­ответствии с принятой логикой познания и особенностями кон­цепции обучения. Далее надо наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, на­конец, средства обучения для выполнения каждого из намечен­ных видов деятельности (возможные варианты). При таком пла­нировании значительно легче, оказывается предусмотреть исполь­зование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и все необходимое для ее осуществления.

Приведем некоторые примеры циклового планирования на материале английского языка. Цельпредлагаемых рекомендаций — показать:

. место и дидактическую функцию той или иной педагогичес­кой технологии, различных видов средств обучения, включая но­вые информационные технологии непосредственно в учебно-вос­питательном процессе;

• технологию разработки циклового планирования уроков;

• технологию отбора средств обучения на конкретный урок для
решения конкретных методических задач;

• методику комплексного использования средств обучения в
учебно-воспитательном процессе.

Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными пу­тями в зависимости от используемой методической концепции обучения. Известно, что учебно-воспитательный процесс являет­ся открытой системой, включающей в себя в качестве компонен­тов цели, содержание, методы, организационные формы и сред­ства обучения, а также деятельность учителя и ученика. Но функ­ционировать такая система может по-разному в зависимости от концепции обучения, объединяющей ее и служащей общим ориен-

тиром для установления системообразующих связей между ком­понентами. Поэтому уместно, прежде всего, определиться с осно­вополагающими принципами такой концепции. При обучении ино­странному языку это будут следующие принципы:

• активизация деятельности каждого ученика группы. Это оз­начает с учетом специфики предмета «иностранный язык», что
каждый ученик должен быть вовлечен в активный учебно-позна­вательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового
материала, овладения различными видами речевой деятельности;

. в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основное время следу­ет уделять именно устной практике при формировании фонетичес­ких, грамматических, лексических навыков, при овладении не толь­ко говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в связи с увиденным, услышанным, прочитанным);

• опора на сознательное усвоение языкового материала. Это
означает, что правило, формирование ориентировочной основы
действий (ООД) должны предшествовать этапу формирования на­выка;

• использование изучаемого языка на этапе творческого его
применения в качестве средства общения, что предусматривает
создание не только искусственной языковой среды, но и есте­ственной, формирующей подлинную потребность в использова­нии изученного материала для естественного общения с носите­лями языка;

• сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик—ученик
на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения
в различных видах речевой деятельности;

• опоры на родной язык учащихся там, где это возможно и
методически оправдано;

• широкое использование культуроведческого материала в ка­честве культурного фона изучаемого языка, формирование не толь­
ко коммуникативной, лингвистической, но и страноведческой
компетенции в пределах, обусловленных стандартом и содержа­нием обучения.

Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуаль­ные взгляды лежат в плоскости сознательно-коммуникативного на­правления в методике, гуманистического по своей сути. Сообразу­ясь, таким образом, с общими концептуальными подходами к обу­чению иностранному языку, обозначим, что собственно мы пони­маем под новыми педагогическими технологиями, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это должны быть технологии, которые бы обеспечивали:

• необходимый и достаточный объем устной практики для каж­дого ученика на уроке при эффективной обратной связи, контроле и
регулировании на всех уровнях формирования навыков и умений;


 

о )=; У, И Я Ц о

 


Таблица 3

Ознакомление с новым языковым материалом (формирование ООД)

Вид навыка Методическая задача Вид деятельности. Средства обучения/учитель
Фонетический Постановка произношения Индивидуально Учитель
Отработка интонации Индивидуально Звукозапись, ЯЛ
Совершенствование произношения Индивидуально Звукозапись, ЯЛ
Лексический Формирование ориентировки Восприятие, осмысление Учитель, средства наглядности, звукозапись
Отработка произношения Индивидуально Звукозапись, ЯЛ
Узнавание на слухи при чтении Фронтально Учитель
Грамматический Объяснения, самостоятельная работа Индивидуально Учитель, учебник
Формирование ориентировки Сотрудничество в тройках/ четверках Учебник, раздаточный материал

и» Сю


Вид навыка Фонетический

Методическая задача

Отработка произношения, интонации

Лексический

Применение по образцу Применение по аналогии

Проверка результатов работы в малых группах

Контроль Орфографический Правописание

Грамматический

Применение правила по образцу

Применение по аналогии

Обсуждение результатов выполненных заданий

Формирование навыка

Вид деятельности Индивидуально

Сотрудничество парах/тройках

Сотрудничество парах/тройках и т.д.

Обсуждение результатов выпол­ненных заданий, фронтально

Тестирование индивидуально

Сотрудничество в парах/тройках

Сотрудничество тройках/четверках

Сотрудничество в тройках/четверках

Фронтально

Таблица 4

Средство обучения/учитель Звукозапись, ЯЛ

Учебник, раздаточный материал Раздаточный материал Учитель

ТПО, раздаточный материал

Учебник, ТПО, раздаточный материал

ТПО, учебник, раздаточный материал

ТПО, учебник, раздаточный материал

Учитель

Таблица 5

Наши рекомендации