С Холистические приемы обучения
Холистическая модель предполагает обучение детей в малых группах сотрудничества в зависимости от типа познавательной деятельности. Джек Хассард в книге «Уроки естествознания» приводит интересный холистический опыт работы американских педагогов, попытавшихся интегрировать различные формы познавательной деятельности: эмоции, чувства, собственное мнение учащихся об элементах естественно-научного знания, научные факты и концепции.
Марсия Марквит так описывает случай, который произошел на ее занятиях: «Игра, в которую мы играли, дала удивительные результаты. Я никогда не думала, что можно так радоваться учебе. Мы разделили класс на две команды и дали каждой задание: построить живую клетку. Учащиеся, которые стали оболочкой, должны были окружить всех остальных в их группе. Перед теми детьми, кто оказался внутри, возникла проблема: кому стать цитоплазмой, а кому — ядром. Ребята чуть не перессорились, выбирая, кому быть митохондрией. Ядро посадили на плечи самого сильного в классе, и веселье началось. От ядра поступали указания в форме команд: «съешьте эту пищу», «удалите отходы», «поверните налево». Мы даже прошли процесс деления клетки, и, в довершение всего, у нас был набег амеб».
Приемы, используемые в холистическом обучении, основаны на целостной работе головного мозга, на гармоничном взаимодействии правого и левого полушарий, развитии дивергентного мышления. Это сбалансированная модель, обращенная к ученику как к целостной личности, она включает мозговую атаку, изобретение по аналогии, построение сети ассоциативных связей, развитие дивергентного мышления, визуализацию, кооперативное обучение, спеллинг и др.
Мозговая атака. Ее цель — найти максимально возможное количество вариантов решения поставленной проблемы. Учащиеся и учитель должны воздерживаться от критики или оценки любых предложений. Работу можно проводить, используя классную доску, цветные мелки, бумагу, фломастеры. Процедура проведения «мозговой атаки» следующая:
1. Выберите проблему, над которой стоит поработать группе детей или классу.
2. Дайте детям представление о целях и процедуре «мозговой атаки».
3. Разделите детей на группы, каждая из которых выбирает секретаря для записи результатов «мозговой атаки».
4. Начните с «разминки». Попросите каждую команду подумать, как и что они могут сделать полезного в школе. Секретарь должен записывать все высказывания. Спустя пять минут остановите работу групп и попросите подсчитать число пунктов в их записях.
5. Выясните, была ли у каждого ученика возможность принять участие в обсуждении проблемы и воздерживались ли ребята от критики.
6. Объявите тему, над которой предстоит работать группам, и время, которое выделяется на это (10 минут). Перемещайтесь по классу, подбадривайте и подсказывайте в случае необходимости.
7. Попросите каждую группу поделиться со всеми наиболее важными и интересными идеями. Желательно последующее обсуждение наиболее интересных идей.
Изобретение по аналогии.Аналогии служат связующими звеньями между новым и хорошо знакомым. Они дают учащимся возможность связать известные факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент. На таких занятиях развивается творческое мышление детей, для облегчения им предлагаются различные сравнения. Дети учатся использовать различные связи между предметами и явлениями, которые помогают им строить догадки и предположения о том, как могло возникнуть то или иное изобретение. Например:
— многие знаменитые изобретатели почерпнули свои идеи из мира живых существ; так, идею шприца для подкожной инъекции подсказал комар, который во время укуса высасывает кровь через полую трубочку носа, имеющего форму иглы;
— братья Райт, создавая самолет, конструкцию крыльев заимствовали у ястреба.
Детям предлагается самим подумать, какие объекты природы послужили для изобретателей прототипом лодки, рыбачьей сети, качелей и др.
Построение сети ассоциативных связей(САС). Это — одна из форм «мозговой атаки», в центре которой находится поиск связей между предметами, идеями, представлениями.
Для построения САС напишите в центре листа заголовок темы, от которого будут выстраиваться ответвления, развивающие тему. Достоинства такого приема работы заключаются в том, что четко выражается основная цель, центральная идея порождает собственную структуру, легко добавляется новая информация.
САС можно использовать для разработки урока, написания текста выступления, всестороннего рассмотрения проблемы.
Разделите детей на команды, сформулируйте одну из проблем, попросите предложить варианты ее решения и назвать несколько сходных, связанных с поставленной проблемой. Через 10 минут представители команды должны поделиться результатами своей работы. Представьте всему классу для ознакомления и обсуждения построенные каждой командой ассоциативные сети.
Развитие дивергентного мышления.Оно тесно связано с интуицией, творческим мышлением и юмором. Эдуард де Боно разработал широкий набор различных приемов работы, связанных с этим мышлением и направленных на форсированное использование ресурсов мозга. Наиболее важной способностью мозга является создание схем. Дивергентное мышление помогает сломать старые схемы и создать новые, увидеть в предмете его альтернативные свойства.
Не оценивайте и не высказывайте своего суждения. Поощряйте любое высказывание. Квариантам развития дивергентного мышления можно отнести генерирование альтернатив, конструирование, занятие «Почемучка».
На занятии «Почемучка» дети учатся ставить под сомнение исходные посылки и предположения. Учитель должен сделать какое-нибудь утверждение, а дети реагируют на него вопросом «почему?». Учитель предлагает объяснения в форме утверждения, а ученики опять задают вопрос «почему?». Например:
Учитель. Листья зеленые.
Ученик. Почему?
Учитель. Из-за присутствия хлорофилла. Ученик. Почему?
Учитель. Хлорофилл помогает растениям питаться.
Ученик. Почему растениям нужно питаться?
Учитель. Я не знаю. А что вы думаете об этом?
Ученик. Для того, чтобы расти и развиваться.
Учитель. Почему растения без питания не могут расти и развиваться?
В любой момент учитель и ученик могут поменяться ролями.
Визуализация.Это — процесс создания образов в воображении. Образы могут быть сформированы не только через зрительный канал восприятия, но и через другие модальности. Визуализация может происходить в обоих полушариях головного мозга. Левое полушарие «видит» символы, буквы, слова, а правое — конкретные предметы. Особенно эффективен этот прием на занятиях с младшими школьниками.
Кооперативное обучение.Оно подходит для естественно-научных дисциплин с большим выбором тем. Учащиеся являются экспертами по какой-то части изучаемого материала, затем обучают других членов своей кооперативной группы. Учащиеся-эксперты могут получать информацию из книг, бесед с другими людьми, просмотра фильмов, работы с наглядным материалом и компьютером. Эта форма обучения способствует развитию у школьников ответственности за обучение других, что. в свою очередь, развивает у них самоконтроль.
Кооперативные группы должны состоять из 4—5 учащихся. Их совместная работа помогает каждому из них выучить материал при подготовке к проверочной работе Каждая группа должна совместно провести хотя бы один урок, используя подготовленный учебный материал. Необходимо стремиться к тому, чтобы группа отвечала за каждого своего члена, для чего они должны:
— быть уверенными, что каждый член группы правильно ответит на любой вопрос;
— стараться как можно лучше усваивать материал внутри группы, не обращаясь за помощью к учителю и другим группам;
— нести ответственность за знания каждого члена группы. Спеллинг (стратегия грамотного письма)
Дети, обладающие «врожденной грамотностью», безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Как уже упоминалось, они владеют особой стратегией, позволяющей им не делать ошибок. Они запоминают слова в форме зрительных образов и кинестетических ощущений (визуальная и мышечная память на слово). Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то и при написании он будет их постоянно путать. И даже если звуковой эталон слова верно сформирован, часто произношение и написание не совпадают между собой. Поэтому многие вынуждены всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.
Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную и кинестетическую модальности. Ребенок отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы. В сознание информация вводится также при помощи зрительного и мышечного канала, но оценка соответствия написанного слова эталону осуществляется посредством кинестетических ощущений. Ребенок просто чувствует, правильно или неправильно написано .слово. При ошибочном написании слова у него возникает своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно сигнализирует ему, что при написании допущена ошибка.
Этой стратегии можно обучить всех других детей.
Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать. Затем эти же карточки последовательно показываются на мгновение. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх и влево относительно средней линии взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти, в которой необходимо хранить эталон написания слова.
Кратковременный показ карточки позволяет узнать слово, но не прочитать его, проговаривая про себя. Иначе эталон сформируется сразу в двух формах образов — зрительном и слуховом. (В этом случае может возникать конфронтация эталонов в момент написания слова, особенно если произношение и написание не совпадают.)
Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх и влево относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, так как в этом случае доступ к зрительной памяти затруднен.
Предъявив несколько карточек, следует попросить человека написать те слова, что были на них. Наблюдение за движением глаз позволит контролировать используемую внутреннюю стратегию. Относительно наблюдателя глаза при написании слова первоначально уходят в верхний правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).