Выбор темы, подбор и изучение материала для курсовой работы
Важное значение имеет правильный выбор (или формулирование) темы курсовой работы. Целесообразно выбирать тему курсовой работы с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования полученных материалов и результатов в выпускной квалификационной работе.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно на основе тематики, утвержденной кафедрой. Тема может быть выбрана и индивидуально, с учетом личного практического опыта студента, но в этом случае требуется ее согласование с научным руководителем.
Предпочтение отдаётся курсовым работам, выполняемым по заказам предприятий. Иногда предприятия, направившие студентов на обучение, дают им индивидуальные задания на выполнение отдельных научно-исследовательских работ. Подготовка курсовых работ по заказам предприятий способствует приближению обучения к требованиям практики, к нуждам производства, повышает их практическую значимость.
Основными требованиями, предъявляемыми к темам курсовых работ, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами развития конкретного хозяйствующего субъекта.
По согласованию с преподавателем курсовая работа по сложной теме для большого предприятия в виде исключения может выполняться двумя студентами. При этом аналитические материалы и рекомендации не должны повторяться.
После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, и изучить методические пособия, а также литературу, рекомендованную в учебных программах. Изучение литературы способствует формированию научных знаний студентов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме исследования, знакомятся с взглядами на них разных экономистов и возможными путями их решения. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана работы по выбранной теме.
Если курсовая работа выполняется на фактическом материале конкретного коммерческого предприятия, то собранный на предприятии практический материал должен служить базой и исходными условиями при описании объекта исследования для:
· выявления недостатков в организации логистической деятельности на исследуемом предприятии и приобретения соответствующих навыков и опыта;
· научного обоснования предлагаемых рекомендаций в соответствии с темой курсовой работы;
· разработки проекта внедрения рекомендаций, устраняющих недостатки работы на исследуемом предприятии;
· расчета эффективности логистической деятельности предприятия в результате внедрения разработанных в курсовой работе рекомендаций.
Если курсовая работа выполняется для гипотетического предприятия, то, в первую очередь, необходимо ознакомиться с новыми источниками (литературой и научно-производственными статьями) по выбранной теме. Целесообразно использовать наиболее успешные попытки создания и развития подразделений, выполняющих логистические функции.
К написанию курсовой работы студент приступает после ознакомления с источниками в соответствии со списком, утвержденным научным руководителем, и сбора практического материала.
Изучением литературных источников студент занимается на протяжении всей своей работы по избранной теме. Хорошие результаты могут быть достигнуты только при условии систематического и длительного изучения студентом соответствующих литературных источников.
По выбранной теме курсовой работы рекомендуется использовать данные Госкомстата Российской Федерации, материалы Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), учебную и специальную литературу, Интернет источники, монографии, брошюры, статьи. Целесообразно изучить зарубежный опыт применительно к рассматриваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия избранной темы является ознакомление с материалами, опубликованными в периодических изданиях, таких, как научно-практический журнал «Рынок. Информация. Снабжение. Конкуренция» (РИСК), аналитический еженедельник «Коммерсант», журнал «Вопросы экономики», еженедельная экономическая газета «Экономика и жизнь», журнал «Логистика» и др.
По наиболее важным монографиям, статьям, содержание которых полностью относится к теме курсовой работы, целесообразно писать рефераты. Реферат по определенному вопросу (теме) должен в сжатой форме и логической последовательности и в то же время полно и объективно раскрывать содержание вопроса (темы). В нем необходимо показать новизну, теоретическую и практическую значимость исследуемой темы. Умение реферировать литературу необходимо студенту при подготовке выводов и предложений по результатам исследования.
Современная научно-техническая литература многочисленна и разнообразна. Чтобы изучить все существенное, что имеется по избранной теме, необходимо это разыскать и подобрать. Задача эта трудная и требует известных навыков.
Каждому исследователю необходимо знать справочно-библиографический аппарат, основная цель которого - помочь читателю разыскать нужную литературу и ознакомиться с правилами описания книг, статей и журналов, отчетов и сборников научных трудов.
После того как литература будет подобрана, следует начать предварительное ознакомление с содержанием каждой книги. Это делается в определенном порядке: вначале прочитывается титульный лист, затем оглавление, предисловие, введение и заключение. Прочитанные сведения помогут понять цель написания научного труда, познакомят с расположением материала, с основными вопросами и особенностями их изложения, укажут возможный круг читателей. Затем следует бегло просмотреть весь труд, прочитывая выборочно лишь отдельные его места и попутно определяя, в какой мере он может быть использован. Следует также записать возникшие при просмотре труда мысли, вопросы и замечания, а затем наметить способы дальнейшей работы с ним.
Предварительное ознакомление с литературой обычно приводит к более ясному пониманию студентом цели курсового исследования и более точному определению границ исследования. Ознакомление заканчивается составлением библиографического списка книг, журналов и сборников, которые подлежат изучению с целью использования их в курсовой работе.
Изучая научные труды, необходимо добиваться глубокого понимания их содержания, четкого уяснения основных теоретических положений и выводов. Для того чтобы уяснить основные мысли автора, необходимо научиться критически воспринимать все прочитанное, увязывая его с собственными планами исследования по теме курсовой работы, делая замечания и заключения и вынося суждения. Следует иметь в виду, что критическое отношение к прочитанному неизбежно стимулирует возникновение собственных мыслей, развивает творческий подход к своим исследованиям.
Изучение литературы следует начинать с печатных произведений текущего года, например, с чтения статей, опубликованных в научно-технических журналах соответствующих отраслей, так как в них содержатся наиболее новые материалы. Затем необходимо постепенно переходить к публикациям предшествующих лет. Если поступать наоборот, то трудно будет целеустремленно и критически подойти к изучению научных трудов более ранних изданий. Изучая литературу, студент должен записывать литературные источники и иметь библиографический указатель изученных трудов.
Изучение литературных источников заканчивается составлением критического обзора литературы по теме курсовой работы.
В результате изучения базовых источников студент должен четко усвоить основные термины и определения, необходимые для теоретического осмысливания фундаментальных положений по выбранной теме. Рекомендуется проводить краткое конспектирование изученных материалов, чтобы можно было найти ответы на затруднения, которые возникают при оформлении курсовой работы.
После подбора фактического материала и основных источников нужно составить окончательный вариант плана (структуры) курсовой работы, согласовав его с научным руководителем.