Выбор темы, подбор и изучение материала для курсовой работы

Важное значение имеет правильный выбор (или формулирование) темы курсовой работы. Целесообразно выби­рать тему курсовой работы с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования полученных материалов и результатов в выпускной квалификационной работе.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятель­но на основе тематики, утвержденной кафедрой. Тема может быть выбрана и индивидуально, с учетом личного практичес­кого опыта студента, но в этом случае требуется ее согласова­ние с научным руководителем.

Предпочтение отдаётся курсовым работам, выполняемым по заказам предприятий. Иногда предприятия, направившие студентов на обучение, дают им индивидуальные задания на выполнение отдельных научно-исследовательских работ. Подготовка курсовых работ по заказам предприятий способствует прибли­жению обучения к требованиям практики, к нуждам производства, по­вышает их практическую значимость.

Основными требованиями, предъявляемыми к темам курсовых работ, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами раз­вития конкретного хозяйствующего субъекта.

По согласованию с преподавателем курсовая работа по сложной теме для большого предприятия в виде исключения может выполняться двумя студентами. При этом аналитические материалы и рекомендации не должны повторяться.

После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, и изучить методические пособия, а также литературу, рекомендованную в учебных программах. Изу­чение литературы способствует формированию научных знаний студен­тов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме иссле­дования, знакомятся с взглядами на них разных экономистов и воз­можными путями их решения. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана работы по выбранной теме.

Если курсовая работа выполняется на фактическом материале кон­кретного коммерческого пред­приятия, то собранный на предприятии практический материал должен служить базой и исходными условиями при описании объекта исследования для:

· выявления недостатков в организации логистической деятельности на ис­следуемом предприятии и приобретения соответствующих навыков и опыта;

· научного обоснования предлагаемых рекомендаций в соответствии с темой курсовой работы;

· разработки проекта внедрения рекомендаций, устраняющих недостатки работы на исследуемом предприятии;

· расчета эффективности логистической деятельности предприятия в результате внедрения разработанных в курсовой работе рекомендаций.

Если курсовая работа выполняется для гипотетического предприятия, то, в первую очередь, необходимо ознакомиться с новыми источниками (литературой и научно-производственными статьями) по выбранной теме. Целесообразно использовать наиболее успешные попытки создания и развития подразделений, выполняющих логистические функции.

К написанию курсовой работы студент приступает после ознакомления с источниками в соответствии со списком, утвержденным научным руководителем, и сбора практи­ческого материала.

Изучением литературных источников студент занимается на протяжении всей своей работы по избранной теме. Хорошие результаты могут быть достигнуты только при условии систематического и длительного изучения студентом соответствующих литературных источников.

По выбранной теме курсовой работы рекомендуется ис­пользовать данные Госкомстата Российской Федерации, мате­риалы Института исследования товародвижения и конъюнкту­ры оптового рынка (ИТКОР), учебную и спе­циальную литературу, Интернет источники, монографии, брошюры, статьи. Целесо­образно изучить зарубежный опыт применительно к рассматри­ваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия из­бранной темы является ознакомление с материалами, опубли­кованными в периодических изданиях, таких, как научно-прак­тический журнал «Рынок. Информация. Снабжение. Конкурен­ция» (РИСК), аналитический еженедельник «Коммерсант», журнал «Вопросы экономики», еженедельная экономическая газета «Эко­номика и жизнь», журнал «Логистика» и др.

По наиболее важным монографиям, статьям, содержание которых полностью относится к теме курсовой работы, целесообразно пи­сать рефераты. Реферат по определенному вопросу (теме) должен в сжатой форме и логической последователь­ности и в то же время полно и объективно раскрывать содержание вопроса (темы). В нем необходимо показать новизну, теоретическую и прак­тическую значимость исследуемой темы. Умение реферировать лите­ратуру необходимо студенту при подготовке выводов и предло­жений по результатам исследования.

Современная научно-техническая литература многочисленна и разнообразна. Чтобы изучить все существенное, что имеется по избранной теме, необходимо это разыскать и подобрать. Задача эта трудная и требует известных навыков.

Каждому исследователю необходимо знать справочно-библиографический аппарат, основная цель которого - помочь читателю разыскать нужную литературу и ознакомиться с правилами описания книг, статей и журналов, отчетов и сборников научных трудов.

После того как литература будет подобрана, следует начать предварительное ознакомление с содержанием каждой книги. Это делается в определенном порядке: вначале прочитывается титульный лист, затем оглавление, предисловие, введение и заключение. Прочитанные сведения помогут понять цель написания научного труда, познакомят с расположением материала, с основными вопросами и особенностями их изложения, укажут возможный круг читателей. Затем следует бегло просмотреть весь труд, прочитывая выборочно лишь отдельные его места и попутно определяя, в какой мере он может быть использован. Следует также записать возникшие при просмотре труда мысли, вопросы и замечания, а затем наметить способы дальнейшей работы с ним.

Предварительное ознакомление с литературой обычно приводит к более ясному пониманию студентом цели курсового исследования и более точному определению границ исследования. Ознакомление заканчивается составлением библиографического списка книг, журналов и сборников, которые подлежат изучению с целью использования их в курсовой работе.

Изучая научные труды, необходимо добиваться глубокого понимания их содержания, четкого уяснения основных теоретических положений и выводов. Для того чтобы уяснить основные мысли автора, необходимо научиться критически воспринимать все прочитанное, увязывая его с собственными планами исследования по теме курсовой работы, делая замечания и заключения и вынося суждения. Следует иметь в виду, что критическое отношение к прочитанному неизбежно стимулирует возникновение собственных мыслей, развивает творческий подход к своим исследованиям.

Изучение литературы следует начинать с печатных произведений текущего года, например, с чтения статей, опубликованных в научно-технических журналах соответствующих отраслей, так как в них содержатся наиболее новые материалы. Затем необходимо постепенно переходить к публикациям предшествующих лет. Если поступать наоборот, то трудно будет целеустремленно и критически подойти к изучению научных трудов более ранних изданий. Изучая литературу, студент должен записывать литературные источники и иметь библиографический указатель изученных трудов.

Изучение литературных источников заканчивается составлением критического обзора литературы по теме курсовой работы.

В результате изучения базовых источников студент должен четко усвоить основные термины и определения, необходимые для теоретического осмысливания фундаментальных положений по выбранной теме. Рекомендуется проводить краткое конспектирование изученных материалов, чтобы можно было найти ответы на затруднения, которые возникают при оформлении курсовой работы.

После подбора фактического материала и основных источников нужно составить оконча­тельный вариант плана (структуры) курсовой работы, согласовав его с науч­ным руководителем.

Наши рекомендации