Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

080200 «Менеджмент»:

ОК-8 - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-9 - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-12 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-13 - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-28 - понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования.

080100 «Экономика»:

ОК-4 -способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-5 -умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-8 - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-11 -осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-2-способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-9 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-13 - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

100700 «Торговое дело»:

ОК-4-способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-7 -осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-2 -умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов;

ПК-19 - готовность участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности.

031600 «Реклама и связи с общественностью»:

ОК-4-способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ОК-5 -умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-8 -осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9 -использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-18 - способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способность к выработке нестандартных решений;

222000 «Инноватика»:

ОК-6-способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК-9- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ОК-15-способность следования этическим и правовым нормам, регулирующим отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения, прав человека и гражданина при разработке проектов;

ПК-3-способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности.

221400 «Управление качеством»:

ОК-4- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК-5- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-8 -способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-10- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-3-способность идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей;

ПК-17-способность корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем.

090900 «Информационная безопасность»:

ОК-2- способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

ОК-4- применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-6- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;

ОК-7- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовность и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства;

ПК-3- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

ПК-4- способность формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности;

ПК-30 - способность применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности.

080500 «Бизнес-информатика»:

ОК-4 -способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-5 -способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-8-способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-11-осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-8 -использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия;

ПК-12 -защищать права на интеллектуальную собственность;

ПК-22 -консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов предприятия.

Ниже приведена сравнительная таблица компетенций, которые должен получить студент при изучении учебной дисциплины «Основы права интеллектуальной собственности» по разным направлениям подготовки.

Сравнительная таблица компетенций

080200 «Менеджмент»   080100 «Экономика» 222000 «Инноватика»   100700 «Торговое дело»   221400 «Управление качеством»   «Реклама и связи с общественностью» 090900 «Информационная безопасность» 080500 «Бизнес-информатика»  
 
ОК 8 ОК 8 ОК 6 ОК 4 ОК 4 ОК 4 ОК 6 ОК 8  
ОК 9 ОК 5 ОК 15 ПК 2 ОК 5 ОК 5 ОК 2, ПК3 ОК 5  
ОК 12 ОК11 ОК 15 ОК 7 ОК 8 ОК 8 ОК 7 ОК 11  
ОК 13 ОК 4 ОК 9 ОК 7 ОК 9,10 ОК 9 ОК 4 ОК 4  
ПК 28 ПК 2,9,13 ПК 3 ПК 2,19 ПК3 ПК18 ПК 4,30 ПК 8,12, 22  

Для удобства здесь и далее будет указываться только компетенция, предусмотренная государственным стандартом по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», которой будут соответствовать компетенции по другим направлениям подготовки бакалавров, номера которых приведены в соответствующей графе данной таблицы. Особенности отдельных компетенций в рамках указанных направлений подготовки бакалавров будут учитываться в рамках проведения практических занятий, а также самостоятельной подготовки студентов.

В результате освоения компетенций студент должен:

Знать:

1. основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности и защиты прав в сфере интеллектуальной собственности, основные правовые институты интеллектуальной собственности (ОК-8, 9).

2.основные правовые понятия и законы (ОК-9).

3.методологию и методы организации и проведения исследований, актуальные направления исследований в современной науке по вопросам интеллектуальной собственности (ОК-13).

4.особенности правового обеспечения корпоративной стратегии и программ инновационного развития предприятия в сфере интеллектуальной собственности (ПК-28).

5.значимость правовых условий и правовых последствий принимаемых решений в сфере интеллектуальной собственности для разработки и реализации инновационных проектов основы правового обеспечения бизнес-процесса коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности (ОК-8, 12).

6. способы и методы классификации и систематизации правовой информации, правила работы с необходимыми источниками права в сфере интеллектуальной собственности (ОК-13).

7 способы и методы классификации и систематизации научной информации, правила и процедуры работы по обоснованию актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования (ОК-13).

8. формы и способы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (ОК-9).

Уметь:

1.формулировать задачи, искать пути их решения, осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль деятельности, прогнозировать ее результаты; применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях (ОК-13).

2. подготавливать и принимать правовые решения и нести за них ответственность;

применять на практике знания об основных принципах обеспечения законности по вопросам интеллектуальной собственности; ставить цели и выбирать пути их достижения в соответствии с нормами и принципами права по вопросам интеллектуальной собственности;

(ОК- 8, 9).

3. проводить комплексные правовые исследования и правовые экспертизы (ОК-9)

4. разрабатывать цели и задачи стратегического развития; применять на практике полученные знания; анализировать и оценивать деловую среду; ставить цели и выбирать пути их достижения; разрабатывать и реализовывать проекты в сфере интеллектуальной собственности при реализации инновационных программ и проектов (ПК-28).

5. подготовить отчет о правовой целесообразности выбора способа правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (ОК- 8, 12).

6. применять нормы законодательства в профессиональной деятельности (ОК-9).

7. обобщать результаты исследования в сфере интеллектуальной собственности и представлять их в виде научного отчета, статьи или доклада (ОК-13).

Владеть:

1. навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз (ОК-8,9,12).

2. навыками идентификации объектов авторских и смежных прав, объектов патентных прав, средств индивидуализации и выбора необходимого правового режима их правовой охраны, а также защиты прав на них (ОК-9);

3. методологией проведения исследовательских проектов; приемами делать соответствующие выводы для осуществления последующих работ; навыками проведения исследовательских проектов в сфере интеллектуальной собственности (ОК-13);

4. методами правового обеспечения управления бизнес-процесса коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности (ПК-28).

Формы контроля

Текущий контроль: осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия.

Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины и письменные домашние зазания.

Промежуточная аттестация в 5 семестре -зачет.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Основы права интеллектуальной собственности» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии
Семестр 5
1. Тема 1. Интеллектуальная собственность как объект правового регулирования.   Интеллектуальная собственность как объект правового регулирования Понятие и структура интеллектуальной собственности и интеллектуальных прав. Содержание и структура права интеллектуальной собственности. Основные правовые институты интеллектуальной собственности. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Интеллектуальные права и право собственности. Основные источники права интеллектуальной собственности. ОК- 8, 9, 12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания.
2. Тема 2. Основы авторского права. Смежные права. Основы авторского права Объекты и субъекты авторских прав. Интеллектуальные права на произведение. Личные неимущественные и иные права автора. Исключительные (имущественные) права на объекты авторского права. Служебные произведения. Смежные права. Объекты и субъекты смежных прав. Интеллектуальные права на исполнение, на фонограмму, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания. Исключительное (имущественное) право исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных и публикатора на обнародованное им произведение. Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Право на топологию интегральной микросхемы. ОК-9, 12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов интеллектуальной собственности и выбора необходимого правового режима их правовой охраны. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе
3. Тема 3. Основы патентного права. Основы патентного права Объекты и субъекты патентных прав. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения. Распределение прав. Патент и порядок его получения. Право приоритета, право преждепользования и право послепользования.     ОК-9,12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов интеллектуальной собственности и выбора необходимого правового режима их правовой охраны. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе.  
4. Тема 4. Право на секрет производства (ноу-хау). Право на секрет производства (ноу-хау) Секрет производства (ноу-хау): объект и субъекты права. Интеллектуальные права на ноу-хау. Правовой режим охраны ноу-хау. Служебные ноу-хау. Преимущества ноу-хау в гражданском обороте. ОК-9,12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов интеллектуальной собственности и выбора необходимого правового режима их правовой охраны. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; обсуждение подготовленных студентами эссе
5. Тема 5. Права на сложные объекты интеллектуальной собственности. Права насложные объекты интеллектуальной собственности. Единая технология: понятие и структура. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Аудиовизуальное произведение. Интеллектуальные права на аудиовизуальное произведение. Мульмедийный продукт. Интеллектуальные права на мульмедийный продукт. Театрально-зрелищное представление и интеллектуальные права на него..   ОК-9,12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов интеллектуальной собственности и выбора необходимого правового режима их правовой охраны. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе.  
6. Тема 6. Права на средства индивидуализации. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Основные объекты прав на средства индивидуализации. Право на фирменное наименование. Право на товарный знак и право на знак обслуживания. Право на наименование места происхождения товара. Право на коммерческое обозначение. ОК-9,12 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы охраны результатов интеллектуальной деятельности, основные правовые институты интеллектуальной собственности Уметь: применять основные законы и положенияправовых дисциплин, действовать в нестандартных ситуациях Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов интеллектуальной собственности и выбора необходимого правового режима их правовой охраны. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе.  
7. Тема 7.   Правовые основы использования интеллектуальной собственности в гражданском обороте. Правовые основы использования интеллектуальной собственности в гражданском обороте. Исключительное (имущественное) право как объект гражданского оборота. Государственная регистрация в сфере интеллектуальной собственности. Особенности распоряжения исключительным правом, в т.ч. в рамках международного сотрудничества. Лицензионный договор и договор отчуждения. Договор залога и договор франчайзинга. ОК-8, ПК-28 Знать: значимость правовых условий и правовых последствий принимаемых решений в сфере интеллектуальной собственности для разработки и реализации инновационных проектов основы правового обеспечения бизнес-процесса коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности; Уметь: разрабатывать цели и задачи стратегического развития; применять на практике полученные знания; анализировать и оценивать деловую среду; ставить цели и выбирать пути их достижения; разрабатывать и реализовывать проекты в сфере интеллектуальной собственности при реализации инновационных программ и проектов; Владеть : методами правового обеспечения управления бизнес-процесса коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе.  
8. Тема 8. Основы правовой защиты интеллектуальной собственности.   Основы правовой защиты интеллектуальной собственности Формы и способы защиты интеллектуальных прав на основные объекты интеллектуальной собственности. Гражданско-правовая, административно-правовая и уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности. Самозащита в сфере интеллектуальной собственности. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности. Понятие, признаки и структура контрафакта в российском и международном праве. Основные способы защиты от контрафакта в праве интеллектуальной собственности, в т.ч. при международном сотрудничестве.     ОК- 8, 9,13 Знать: основы права интеллектуальной собственности, меры ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности, способы правовой защиты в сфере интеллектуальной собственности, основные правовые институты интеллектуальной собственности; основные правовые понятия и законы; методологию и методы организации и проведения исследований, актуальные направления исследований в современной науке по вопросам интеллектуальной собственности; Уметь: подготавливать и принимать правовые решения и нести за них ответственность; применять на практике знания об основных принципах обеспечения законности по вопросам интеллектуальной собственности; ставить цели и выбирать пути их достижения в соответствии с нормами и принципами права по вопросам интеллектуальной собственности; проводить комплексные правовые исследования и правовые экспертизы; подготовить отчет о правовой целесообразности выбора способа правовой защиты интеллектуальной собственности; применять нормы законодательства в профессиональной деятельности. обобщать результаты исследования в сфере интеллектуальной собственности и представлять их в виде научного отчета, статьи или доклада; Владеть: навыками работы и поиска правовой информации в специализированных базах данных, аналитическими методами компилирования процессов обработки информации и навыками подготовки отчетов о комплексных правовых исследованиях и проведении правовых экспертиз; навыками идентификации объектов авторских и смежных прав, объектов патентных прав, средств индивидуализации и выбора необходимого правового режима защиты прав на них; методологией проведения исследовательских проектов; приемами делать соответствующие выводы для осуществления последующих работ; навыками проведения исследовательских проектов в сфере интеллектуальной собственности. · лекции; · практические занятия; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, · письменные или устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами эссе; · анализ деловых ситуаций.  
               

.

Наши рекомендации