Материально техническое обеспечение дисциплины
Аудитории, оборудованные компьютерной техникой, мультимедийным проектором, телевизором, видеомагнитофоном, экраном, учебной доской.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций с учетом общей динамики и тенденций развития международного и российского рынка рекламы и с использованием средств наглядности и компьютерной техники; проведение семинарских занятий; выполнение практических работ.
В рамках семинаров проводятся дискуссии, обсуждение ключевых вопросов имиджмейкерства и имиджелогии, практические работы с современными информационными материалами, также даются задания студентам на самостоятельную работу.
Самостоятельная работа студентов направлена на совершенствование первичных знаний, полученных в ходе лекционных и семинарских занятий, включает разработки проектов, связанных с различными аспектами связей с общественностью.
Освоение программы дисциплины осуществляется в 8 семестре и заканчивается экзаменом. Вопросы к зачету составлены в соответствии с содержанием дисциплины и отражают темы лекционных и семинарских занятий.
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины
Аудиторная работа студентов складывается из следующих составляющих:
слушание лекционного курса;
участие в семинарских занятиях (выполнение практических и проектных заданий, участие в обсуждениях, доклады, сообщения, участие в деловых и ролевых играх, выполнение контрольных заданий и т.п.).
Самостоятельная работа студентов складывается из следующих составляющих:
- работа с учебниками, дополнительной литературой, журналами, материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов;
- подготовка к семинарским занятиям, студенческим научным конференциям;
- подготовка к экзамену.
По изучаемой дисциплине разработаны планы семинарских занятий с конкретными вопросами и заданиями по каждой теме.
Практические задания выполняются в рамках семинарских занятий, особое внимание отводится работе с текстами. На семинарских занятиях организовываются дискуссии по изучаемым темам, на которых обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса. Практические и семинарские занятия предусматривают задания, проблемные вопросы, предложенные студентам при изучении дисциплины, в том числе и для самостоятельного выполнения.
Студентам для лучшего усвоения материала базовых концепций в области PR предлагаются контрольные работы, которые предусматривают усвоение части учебного материала, а способность студента мыслить, анализировать, доказывать, оперировать специальной терминологией контролируется в ходе участия в обсуждениях, деловых и ролевых играх, выполнении практических заданий, а также путем выступлений с докладами, сообщениями по заранее согласованной тематике. При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо использовать конспект лекции по данной теме; ознакомиться с соответствующей учебной литературой; проработать дополнительные источники; выполнить задания на самостоятельную работу.
Лекционные и семинарские занятия организованы с использованием технических средств, в частности, слайд лекций, презентаций и т.п.
Список основной и дополнительной литературы может быть использован студентами при подготовке докладов и рефератов по языку рекламы.
Контрольной формой проверки знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях в процессе изучения языка рекламы, является зачет. Вопросы к экзамену составлены в соответствии тематикой лекций, семинарских и практических занятий по изучаемой дисциплине.
Методические рекомендации студентам, осваивающим основную образовательную программу заочно
Работа с учебником
Базовые учебники включают необходимый объем сведений для освоения изучаемой дисциплины. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Целесообразно чтение учебника до лекции, т.к. это позволяет заранее подготовиться к изучаемой тематике и более глубоко и осознанно воспринимать лекционный материал
При ознакомлении с каким либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит быстро освежить в памяти перед экзаменом изученный материал. Следует отметить сложные и непонятные места в учебнике, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.
Работа с конспектами лекций
В процессе изучения дисциплины «Связи с общественностью» различают следующие виды лекций.
1. Вводная лекция, где лектор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.
2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно следственные связи, сделать выводы это обычный вариант лекции. Вместе с этим может быть прочитана проблемная лекция по какому либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Это более сложный вариант лекции, так как предполагается, что студенты уже владеют базовым материалом и основными понятиями, поэтому без усвоения уже пройденного материала будет сложно понять обсуждаемую проблему.
Наиболее сложна для записи лекция дискуссия(разновидность проблемной лекции), так как студенты одновременно должны следить и за мыслью преподавателя, и участвовать в диалоге, в который сознательно вовлекаются лектором, и успевать делать записи. Наиболее распространенная ошибка в этом случае прекращение конспектирования. Если такое произошло, сразу после лекции восстановите в памяти ее содержание и обязательно сделайте записи. Такой вид лекции стимулирует мыслительные способности, ориентирует на правильное конспектирование и отучает от записи «под диктовку», что бывает свойственно студентам первых и вторых курсов.
3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания студентов на более высокий методологический уровень.
4. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.
Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов студентам по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. Конспект должен легко восприниматься зрительно, чтобы максимально использовать зрительную память, поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте отмечать это при конспектировании.
3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.
Подготовка к семинару
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
студенты имеют возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала, подготовленное выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы памяти;
происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
немаловажную роль играет обмен знаниями, т.к. нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
на семинаре студенты обучаются выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать;
имея возможность на занятии обсуждать, студенты учатся оперировать необходимой в будущей работе терминологией.
На практике существует 3 основных вида семинаров:
а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом;
б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса;
в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
Первый вид семинара является основным. По всем изучаемым дисциплинам разработаны планы семинарских занятий с конкретными вопросами и заданиями по каждой теме. При подготовке к семинару основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующими учебниками;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить задания на самостоятельную работу.
Написание реферата
Реферат (от лат. refero докладываю, сообщаю) краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой и дипломной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.
Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:
если необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;
если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;
в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;
в настоящее время библиотеки предоставляют платные услуги для составления списка литературы по требуемой тематике, однако откажитесь от соблазна воспользоваться этим, пока не освоите методику поиска литературы самостоятельно;
При подготовке рекомендуется использовать ресурсы Интернета.
Подготовка к зачету
Контрольной формой проверки знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях в рамках данного курса, является зачет. Вопросы к зачету составлены в соответствии тематикой лекций, семинарских и практических занятий по изучаемой дисциплине.
Зачетэто форма проверки выполнения студентами практических работ, а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех видов самостоятельных и практических работ, предусмотренных программой курса и настоящим учебно методическим комплексом, является обязательным условием для допуска студента к экзамену по данной дисциплине.
Для подготовки к каждому семестровому экзамену дается 3 4 дня. В течение этого времени можно только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его.
Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц полтора до экзамена: распределите экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные 3 4 дня перед экзаменом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2 3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы.