Уровни информационно-коммуникационных процессов
ISBN 5-7567-0361-6
Введение
Информационные технологии за последние два-три десятилетия качественно преобразили облик современного мира. Средства и каналы доставки разнообразных сведений, созданные на основе компьютерных и межспутниковых систем связи, совершили подлинную революцию в человеческом общении. Формируемые на их основе потоки сообщений создали трансграничную информационную сферу, которая превратилась в самостоятельную область жизни со своими институтами, нормами, устойчивыми отношениями и связями. Сегодня эта сфера, став решающим рычагом преобразования экономики и культурного сотрудничества стран и народов и обретя собственные механизмы и технологии общения, качественно видоизменяет формы организации власти и сам облик политического пространства. И хотя в российском — как и многих других — обществе этот процесс еще далек от завершения, некоторые тенденции развития информационных процессов уже сейчас заставляют ученых и практиков говорить об их приоритетном значении по отношению к экономике, политике, праву, а также другим областям общественной жизни.
В любом случае развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий воспринимается сегодня не только как необходимое условие повышения конкурентоспособности отечественной экономики, расширения возможностей ее включения в мировую систему хозяйства, но и как средство повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, дальнейшего развития демократии. Залогом этого выступают реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации, массовое распространение технических средств, расширяющих возможности участия населения во власти, а главное — органичное включение российского общества в наднациональные информационные связи.
В этой столь динамично изменяющейся информационной среде политические акторы начинают выстраивать новые взаимоотношения, вступают в непривычные для себя контакты, формируют новый стиль общения с властью. Интернет-технологии, создавая виртуальные пространства и общности, предлагают государству, его партнерам и оппонентам новые способы и методы взаимодействия.
Одновременно и сама власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Национальные государства испытывают потребность в новых технологиях власти и управления. Отправление государственной власти по технологиям online и «электронного правительства» постепенно становится приметой нашего времени. Государственные структуры начинают осваивать технологии пиар*-коммуникаций, политической рекламы и другие со-
Все книги издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru
* Пиар от англ. PR (public relations) — связи с общественностью. — Прим. ред.
временные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами. При этом традиционные носители политического влияния в индустриальном обществе — партии — уступают ведущее место СМИ и иным институтам, формирующим информационное пространство власти. Использование новых информационных технологий ведет к качественному преобразованию социума на основе принципов гражданского и информационного общества. Все эти изменения обусловливают становление новой формы организации власти в современных обществах — медиакра-тии, образующей специфические политические отношения общества и правящего класса, создающей новые возможности использования государственной власти.
Самым характерным показателем возникновения новых политических практик и отношений, использования технических возможностей в сфере власти служат политические коммуникации. Именно в них соединяются намерения акторов и используемые ими средства общения по поводу власти. Именно в них политические возможности граждан и институтов трансформируются в реальные властные статусы, влияют на распределение общественных ценностей и ресурсов. Именно в них в полной мере проявляются выгоды и издержки применения в политике новых информационных технологий.
Такой подход к проблеме коммуникационного содержания политических процессов дает основание рассматривать современную сферу политики как масштабный диалог властных и гражданских структур, подразумевающий особый механизм возникновения и распределения власти. Кроме того, он позволяет проследить во времени процесс совершенствования коммуникационных механизмов применения власти, сопоставить характерные для разных исторических эпох каналы и средства общения, формы и технологии поддержания политических контактов.
Как показывает мировой опыт, развитие политических коммуникаций неразрывно связано с усложнением способов организации политического дискурса. Причем применение политическими акторами тех или иных средств налаживания информационных контактов со своими партнерами и конкурентами самым непосредственным образом связано с наличием у них необходимых для этого ресурсов, а также гуманитарных навыков и технических умений использования подобных приемов общения. Так что сегодня от степени владения пиар-технологиями или средствами политической рекламы зависит положение в сфере политики государственных и корпоративных структур, которые могут либо утратить, либо обрести конкурентоспособность на политическом рынке, возможности для продвижения своих проектов. И кто кого обыграет на этом поле, кто окажется более искусным в использовании информационных технологий, предугадать невозможно. Официальные статусы и полномочия здесь не имеют никакого значения.
Большое влияние на формирование политических коммуникаций оказывают исторические и цивилизационные условия. Этот процесс зависит от целого ряда культурных и технических факторов и имеет свои специфические особенности в каждой стране. В России, где политическое сообщество еще недостаточно организовано, политические коммуникации только сейчас начинают занимать подобающее место в жизни общества. Их изучение в последние годы стало одним из основных направлений развития политической науки. Однако интерес к этой теме возник еще в первой четверти XX в. Правда, политические коммуникации в основном рассматривались как публичные информационные процессы и являлись предметом междисциплинарных исследований. И хотя отдельные авторы не относят сегодня политологию к сфере научного знания, занимающегося изучением информационно-коммуникационных процессов1, практика доказывает обратное. И не в последнюю очередь благодаря накопленным знаниям в этой области реализуются многие политические проекты, формируются мощные культурные контакты стран и народов, совершенствуются процессы политической социализации личности.
На фоне интенсивных исследований информационно-коммуникационных процессов все рельефнее видятся очертания политической ком-муникативистики — науки, изучающей природу и строение информационно-политической сферы общественной жизни, характерные для нее механизмы и тенденции развития публичных и непубличных контактов, формы эволюции общения правящих кругов и гражданского общества. Как показывает опыт, эта субдисциплина развивается тем успешнее, чем более заметную роль играют политические коммуникации в репродукции механизмов государственного управления и социализации индивида, выстраивании новой системы представительства интересов граждан и в конечном счете — в становлении информационного общества и соответствующих структур властного регулирования в публичной сфере.
Теоретическое обоснование политической коммуникативистики заложили как естественнонаучные исследования Н. Винера, К. Шеннона, У. Уивера и других ученых, так и философские, социологические и лингвистические изыскания Дж. Гэлбрейта, Т. Парсонса, Д. Рис-мена, Д. Белла, Г. Блумера, М. Бубера, Т. Ньюкомба, А. Моля, А. Турена, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, А. Тоффлера и многих других теоретиков, работавших и работающих в области изучения этой междисциплинарной проблемы. Г. Лассуэлл, Р. Брэддок, С. Липсет, У. Липпман, П. Лазарсфельд, Р. Парк, Г. Маклюэн стоят у истоков политической коммуникативистики. Существенный вклад в становление этой науки вносят современные зарубежные и российские ученые: Э. Аронсон, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань, Д. Уилхем, Ю. Буданцев, Б. Грушин, Е. Егорова-Гантман, Л. Земляно-
Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ |
§ 1. Информационно-коммуникационные процессы в сфере политики |
ва, Т. Иларионова, В. Конецкая, Т. Лебедева, Ю. Нисневич, Г. Почеп-цов, А. Соколов, Б. Фирсов, Л. Федотова, Ю. Шерковин и др.
Столь широкий перечень имен и спектр направлений научной мысли свидетельствуют не только о многогранном теоретическом содержании, но и о длительной истории политической коммуникати-вистики. Начало изучению этой тематики было положено в 20-е годы прошлого столетия. Именно тогда стали исследовать практики политической пропаганды. Впоследствии основной упор делался на изучение деятельности средств массовой информации, в том числе их интерактивных возможностей. Существенным шагом в развитии этой отрасли научного знания явились исследования, посвященные роли медиа в формировании политической повестки дня, проведении выборов и конструировании архитектуры политического пространства.
Следует особо подчеркнуть внутреннюю противоречивость политической коммуникативистики, становление которой происходило на стыке естественных и гуманитарных наук. Более того, видимо, в силу междисциплинарного характера изучения рассматриваемого круга явлений зачастую слабо отражаются специфические источники и отличительные свойства политических коммуникаций, превалирует отношение к ним как к простой экспликации социальных информационных обменов в сфере власти. В этом смысле выработка четкой методологии изучения данного круга явлений, выделение и описание их специфицирующих параметров выступают насущной задачей развития политической коммуникативистики как особой научной субдисциплины.
Посильному решению этой приоритетной задачи и посвятили свои усилия авторы этой книги. Они прежде всего пытались создать теоретический образ политических коммуникаций как специфической сферы общения, базирующейся на особых источниках и механизмах, имеющих социальные и технические составляющие и использующие особые методы и технологии организации публичного дискурса.
Введение, главы 1—8, 10 написаны А. Соловьевым, главы 9, 11 — А. Соловьевым и С. Туронком, главы 12—13 — С. Туронком, Ю. Петру-ниным и А. Суриным. При подготовке отдельных глав были использо-
# |
ваны материалы А. Швидуновой и Ю. Мартыновой.
Место информационно-коммуникационных процессов в сфере политики |
В политической сфере общества существует множество зависимостей между участвующими в борьбе за власть группами, индивидами и
институтами. Наиболее глубинный характер имеют связи, которые возникают вследствие информационных обменов между людьми и складывающихся на этой основе разнообразных форм взаимного общения, или, говоря другими словами, — форм коммуникации. Именно на основе коммуникации информация передает политический опыт поколениям, способствует социализации людей, структурирует политическую жизнь.
Как доказали исследования Н. Винера и других ученых, информационные обмены являются базовым основанием для любых областей жизни на Земле, а информация — такое же неотъемлемое свойство всего сущего, как вещество и энергия.
Однако не все обращающиеся в политике сведения равноценны для людей. Как отмечал американский ученый П. Шеннон, к информации могут быть отнесены только те сообщения, которые способствуют разрешению человеком ситуации выбора различных альтернатив своего поведения. Поэтому политической информациейпризнаются только те сообщения, которые выбираются людьми из потока разнообразных сведений для подготовки и принятия необходимых им решений в сфере государственной власти или исполнения там своих функций (а также совершения сопутствующих действий). В этом смысле информация выступает и как предпосылкадействий любого политического субъекта, и как их важнейшее
условие,позволяющее людям эффективно взаимодействовать в политической сфере ради достижения своих целей.
Если рассматривать информацию в качестве универсального субстрата общественных отношений, то политика будет представлять собой не что иное, как особую форму информационно-коммуникационных процессов, формирующихся при распределении общественных ресурсов и статусов с помощью государственной власти. Эти процессы проявляются как взаимодействие разнообразных идеологий, чувств, ценностей или же официальных норм и оппозиционных мнений различных акторов. Так, политические субъекты сигнализируют о своем существовании контрагентам и устанавливают с ними определенные контакты и связи, которые и позволяют им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения (знания, сообщения), выступают связующим звеном между разными уровнями политической системы. С их помощью институты власти выполняют свои особые функции по управлению государством и обществом.
Наряду с этим генетическим значением информация выступает и как особый политический ресурс:владеющие ею акторы получают преимущества при завоевании и перераспределении власти. От наличия или отсутствия должной информации зависят возможности субъекта обрести или утратить власть, добиться влияния, реализации своих интересов в политической сфере. Таким образом, получение нужной информации становится специфической целью любых акторов, действующих в политике и заинтересованных во влиянии на власть. В силу этого процесс обретения информации выступает как механизм, обеспечивающий целенаправленные действия политических акторов и позволяющий корректировать их поведение. Но если информация не находит выхода в практических действиях людей и институтов, она начинает подтачивать основания их политических статусов, подрывать действующие в обществе традиции распределения власти. Посему неразвитость информационно-коммуникационных обменов в конкретной политической системе неизбежно ослабляет власть государства, ведет к снижению адаптации его институтов к социальным изменениям, а в конечном счете способствует дестабилизации власти и общества.
Впервые представление о политической системе как совокупности информационных потоков и специфической сети коммуникаций, влияющих на принятие и реализацию государствен-
ных решений, выдвинул американский ученый К. Дойч в работе «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (Нью-Йорк, 1963). С его точки зрения, все институты и механизмы власти (контролируемые информационной элитой — дейтократией) представляют собой относительно самостоятельные структуры, обладающие в информационном пространстве собственными возможностями по переработке потоков сведений и обеспечению потребления и обмена людьми информацией. Рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникационных связей и отношений, он видел в ней социальное целое, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации. Информационные потоки в свою очередь позволяют политическим субъектам выполнять разнообразные роли и функции по распределению ресурсов и полномочий государственной власти. Эффективность деятельности властных институтов Дойч ставил в зависимость от их способностей к упорядочению информации и налаживанию осмысленных контактов между субъектами политических отношений.
Прежде чем приступить к анализу информационно-коммуникационных процессов, необходимо выяснить источники, каналы, время передачи информации, расстояние, характер приема сообщений, наличие (отсутствие) обратной связи, способы регулирования информационных обменов и множество других параметров, свидетельствующих о скорости передачи сведений, их объеме, характере обработки, технической оснащенности средств связи и других аспектах политических контактов.
Следует учитывать, что в рамках политической сферы используемые совместно понятия «информационные» и «коммуникационные процессы» не одинаковы по значению. Так, первое в основном характеризует технико-организационнуюсторону обменных процессов. И в этом смысле информационные процессы рассматриваются как технологическая основа политической коммуникации. Сюда входит не только содержание сообщений, но и средства передачи информации, степень плотности потоков сообщений и другие аналогичные параметры, от которых непосредственно зависит качество коммуникации. Что касается понятия «коммуникации», то оно охватывает все аспекты субъективированного восприятия, истолкования и усвоения людьми информации,все грани процесса установления осмысленных контактов между отправителями и получателями политической информации и ее применения в соответствии с намерениями субъектов.
J
Взаимно дополняя друг друга, эти понятия раскрывают информационно-коммуникационные отношения как связующийполитический процесс, в рамках которого происходит самоорганизация сферы политики (придающей данной области человеческих отношений внутреннюю сплоченность и антиэнтропийный характер) и складываются предпосылки для искусственного управления политической системой.
Каждый из названных аспектов информационно-комуникатив-ных процессов, символизируя технико-организационные и социальные источники их эволюции, обладает специфическим значением для функционирования и развития политической сферы в целом. Некоторые исследователи акцентируют внимание на их технократических элементах, выдвигая на первый план не социальные, а технические аспекты информационно-политических процессов. Например, еще в 60-х годах XX столетия немецкий теоретик Г. Шельски, отдававший явное предпочтение организационно-техническим аспектам организации власти, выдвинул идею «техницистского государства», задача которого состояла не в реализации социальных интересов общества или иных групп, а в обеспечении «власти аппаратуры», обладающей своей логикой развития и сохранявшей способность к урегулированию всех общественных конфликтов. Такой характер доминирования и повышение эффективности использования техники превращают государство и политику в целом в инструмент рационального и безошибочного регулирования всех социальных отношений. Впоследствии, развивая эти взгляды и обосновывая возникновение «информационного общества» ряд ученых (Д. Мичн, Р. Джонсон) предложил гиперрационалистские трактовки политических коммуникаций. В частности они отводили компьютерной технике решающую роль в победе над всеми социальными болезнями (голодом, страхом, политическими распрями и др.).
Несмотря на односторонность такого рода подходов, отдельные тенденции развития современного общества и государства действительно подтверждают возрастание роли технико-информационных средств в организации политической сферы. Особенно ярко это проявляется в политической жизни индустриально развитых государств. Возникли технические возможности для проведения электронных голосований (при использовании систем интерактивной связи), усилилось влияние информационной бюрократии, повысились роль и значение в политическом процессе электронных СМИ (уже сейчас дающих основания говорить о появлении элементов теле- или кибердемократии), разрушаются
(в силу образования компьютерных систем) иерархические связи в государственном управлении, а однолинейная связь заменяется многофункциональной. В результате сокращаются возможности централизованного контроля и «сплющивается» прежняя структура управления (т.е. усиливается автономность низовых структур управления и регулирования). Даже рассматривая эти факторы как некие предпосылки, расширяющие возможности институтов и субъектов власти для политического маневра, нельзя не признать серьезности происходящих под их влиянием изменений в политике.
В противоположность этому Ю. Хабермас и ряд других ученых, исследуя информационно-коммуникационные процессы, делают акцент на собственно коммуникационных действиях и соответствующих элементах политики (ценностях, нормах, обучающих дей- \ ствиях), представляя их в качестве основы политического порядка, ] Ведь в политике, по их мнению, не менее, а то и более значимы- I ми являются изменения в «человеческом» материале политических ( коммуникаций. Именно от человека зависит наличие и характер общения. Известно, например, что многие решения даже на государственном уровне принимаются не в соответствии, а вопреки полученной информации, а многие конфликты возникают в результате личных амбиций лидеров, фанатичного истолкования людьми религиозных догматов, национальной непримиримости и других рационально необъяснимых побуждений человеческого поведения. Одним словом, собственно человеческий потенциал коммуникаций оказывается куда более значимым, нежели их технические компоненты.
Единицы политических коммуникаций |
В качестве исходной единицы информационно-коммуникационных обменов ученые выдвигают самые
различные образования: Наиболее распространенным считаются две позиции: сообщение (Н. Винер) и текст.
Что касается сообщений,то содержащиеся в них сведения в зависимости от интересов и возможностей акторов могут либо трансформироваться в информацию, либо остаться абсолютно нейтральными знаниями, не способными побудить политического актора к поддержанию взаимных контактов со своим контрагентом. Иными словами, если для одних граждан или институтов власти какие-то сведения носят, к примеру, побудительный, оповещательный или же практический (направленный на поддержание контактов) характер, то для других они обладают совершенно нейтральным по отношению к целям их деятельности значением.
Иными словами, сообщение не всегда способно преобразовать обмен сведениями в устойчивую форму общения акторов. Это тем более справедливо, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику»1.
Однако в политической сфере оценке сведений всегда предшествует их отбор. Например, из массива информации, специально собираемой в государственных органах для принятия решений, фактически используется только 5—7%, а все остальное консервируется и оседает в базах данных до лучших времен.
В то же время, поскольку человек не всегда может сразу определить ценность сообщений и ему приходится возвращаться к переоценке сведений, возникает феномен «отложенной информации» (сведений, сохраняющих свою ценность для актора в течение определенного времени). Но в любом случае при оценке политических фактов человек сталкивается с «валом информации», т.е. перенасыщенностью картины мира политики разнообразными сведениями. Поскольку возможности человеческого сознания не безграничны, нарастание информационного давления снижает качество отбора сообщений. В потоке сообщений о политических событиях человек зачастую не может отличить существенное от вторичного и теряет способность ориентироваться в политике в целом. Понятно также, что в таких условиях он нередко «проскакивает» мимо необходимой ему информации. Сегодня, по подсчетам специалистов, соотношение распространяемой и усваиваемой информации составляет 10 000 000 : 1.
Таким образом, сообщение — это, скорее, формальная оболочка того содержания, которое запускается по каналам информационных обменов. Главной, собственно коммуникационной единицей, которая не только оформляет информационное сообщение, придает ему тот облик, с которым взаимодействует реципиент (получатель информации), но и одновременно стремится вызвать осмысленный «ответ» конкретного получателя информации, является текст.Ведь различные процессы кодирования, передачи и хранения информации, ее восприятия, усвоения и т.д. означают не что иное, как соответствующие способы обработки текстов. В таком случае политическая коммуникация представляет собой деятельность, выраженную в обмене действиями, порождающими и интерпретирующими тексты.
В собственно коммуникационном аспекте текст представляет собой относительно замкнутую, внутренне организованную знаковую систему, объединенную общим смыслом и содержащую в себе некую интенцию, побуждение к обратной связи.Выделение такой единицы общения делает акцент на то, что передаваемые тексты формируются на основе как вербальных (словесных), так и невербальных элементов (или же их комбинаций). Как пишет Н. С. Рябин-ская, «в широкой трактовке текстом является не только печатное слово или устное высказывание, но и положение тела (язык тела), жест, мимика, интонация... длительность речи говорящего, пауза в разговоре и даже молчание»2.
Некоторые ученые, в частности Р. Барт, для отображения как сложности строения текста, так и его «совместности» (с действительностью) используют также понятие «письма». Это понятие трактуется как опредметившаяся в языке «идеологическая сетка», помещаемая между человеком (группой) и действительностью.
Выполнение такого рода функций предполагает наличие внут-
| ренней структуры текста, обусловливающей побуждение обмен
ных процессов и общения между людьми. В структуре текста выде
ляется несколько компонентов, которые играют различные роли
на тех или иных этапах построения политических коммуникаций.
В частности, ряд ученых (В. Музыкант) выделяет затекст(инфор
мацию, транслирующую влияние духовной атмосферы, в которой
создавался текст, на коммуникационный акт), подтекст(инфор
мацию, связанную с намерением коммуникатора, но непосред
ственно не выраженную в его сообщении), а также контекст(ин
формацию, придающую единый смысл коммуникационному акту).
На наш взгляд, есть основания выделять также и протекст(проек
тивную составляющую текста, означающую наличие некоего пред-
' варительного замысла в сообщении коммуникатора).
* Улавливание реципиентом в процессе коммуникации тех или
" иных компонентов текста способно повлиять на коммуникацию сторон. Например, прочтение реципиентом подтекста свидетельствует не только о более глубоком восприятии текста, но и о его «расширении» (в силу выявления дополнительных смыслов послания). Поэтому такое прочтение текстов конкретным «читателем» сообщения превращает последнего в соавтора текста.
§ 2. Теории политических коммуникаций |
Основные теории политических коммуникаций |
Впервые в своем современном значении термин «коммуникация» появился в статье основоположника
современной кибернетики Н. Винера*. С тех пор это понятие неоднократно видоизменялось, и сегодня, например, под термином «коммуникация» понимают и путь установления контактов между субъектами, и форму их взаимной связи, и сам акт общения, и процесс превращения сведений во всеобщее достояние, а нередко даже частный случай коммуникации — массовую коммуникацию. Аналогичные смысловые оттенки проецируются и на политические коммуникации.
Столь же разнообразны и теоретические подходы к исследованию коммуникационных процессов. И хотя начало специализированных исследований политических коммуникаций — изучение пропагандистских процессов — относится еще ко времени Первой мировой войны, сегодня трудно говорить о какой-либо однозначной определенности в толковании этого понятия. Возможно даже, это обусловлено традиционным взглядом на коммуникации в сфере власти и управления государством как на одну из составляющих универсального процесса социального общения.
Так, в Древней Греции их понимание определялось отношением к риторике и характеру аргументации при общении граждан; в Новое время, например в сочинениях Дж. Милля, акцент делался на состязательный характер общественных контактов, описание того, как формируется рынок идей, и т.д. Большой вклад в разработку проблем политических коммуникаций внесли представители различных философско-социологических учений, например понимающей социологии (рассматривающей социальность в качестве результата конструирования коммуникационных актов), персонализма (описывающего коммуникацию через способность одного актора открывать в себе чувства другого), феноменологического направления (оценивающего коммуникацию через понятие интерсубъективности), семиологических учений (ставящих во главу угла свойства знаков как носителей значений) и т.д.
Однако определяющее значение для разработки теории политической коммуникации имеют труды К. Дойча (впервые в конце 40-х годов XX в. представившего политическую систему как особую форму информационно-коммуникационных обменов между
* Rosenbluelh A., Wiener N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science. Baltimore, 1943. Vol. 10. No 1.
й
управляющими и управляемыми), работы Д. Истона и Г. Алмонда (описывавших функционирование системы власти через механизмы распространения ценностей и других форм сообщений), а также Ю. Хабермаса и X. Арендт (связавших изучение коммуникационных процессов с понятием публичной сферы).
В русле развития этих многообразных научных течений сформировались и весьма различные взгляды на природу и сущность политических коммуникаций. В современной западной науке под политическими коммуникациями в теоретическом плане часто понимают разнообразные социальные контакты, возникающие как впубличной сфере, так и в связи с влиянием акторов на политические события. Так, Р. Дентон и Г. Вудворт трактуют политические коммуникации как публичные дискуссии, формирующиеся «по поводу рационального распределения дефицитных ресурсов, наделения кого-либо легитимной властью, возможностей публичной власти применять различного рода санкции»3. Б. Макнайр связывает их природу с «целевым характером коммуникации, касающимся политики», зависящим от поведения публики и действия медиаинститутов4. Американская исследовательница Д. Грабер предложила более широкое определение этой разновидности коммуникаций, которые она, впрочем, обозначает по-своему, как «язык политики». В частности, она понимает их как форму общения, использующую вербальные и неязыковые средства контактов (в том числе язык телодвижений), а также включающую различные политические акты — бойкот, протест и др.5. Такого же расширительного, по сути, понимания политических коммуникаций придерживается и Р. Шварценберг, усматривающий их наличие в отношениях не только элементов политической системы, но и политической системы с обществом в целом.
Однако политические коммуникации чаще рассматриваются в более прикладном плане в связи с изучением массовых информационных процессов. Так, ряд западных авторов (П. Норрис, Дж. Куртис и Д. Сандерс), обобщив такого рода подходы, выделяет три основных научных направления, в которых политическая коммуникация рассматривается как форма осуществления массовой коммуникации.К первому направлению относятся довоенные теории (представленные, прежде всего, в трудах У. Липпмана, утверждавшего способность СМИ к практически ничем не ограниченному влиянию и манипулированию общественным мнением); ко второму — послевоенные теории партийной поддержки и убежденности (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, X. Годе и ряд других ученых, исследовавших зависимость эффективности массовой информации и пропаганды от состава аудитории и ее партийных идентично-
стей); к третьему — недавно сформировавшиеся теории (исследования Д. Батлера, Д. Тоукса, Д. Каванаха и др., в которых делается упор на методы информационного воздействия во время избирательных кампаний, информационные ресурсы и технологии, изменяющие приоритеты общественного мнения, стратегии СМИ и партий, динамику информационной среды)6.
Основные подходы к анализу В результате взаимодействия различ-политических коммуникаций ных теоретических идей и моделей
политических коммуникаций выкристаллизовались два наиболее общих подхода к их исследованию.
Сторонники идеи, что обмен информацией и соответствующие контакты между ее источником и приемником происходят одним и тем же способом как в обществе, так и в природе (в том числе и неживой), предлагают так называемый информационный подход к анализу коммуникаций, в том числе и их политических разновидностей. Так, Н. Винер, даже говоря о homo communicans, всегда делал акцент на внешние условия, игнорируя внутренние чувства и настроения человека, т.е. все собственно человеческие аспекты коммуникации. Базирующиеся на таких идеях теории политических коммуникаций являются непосредственным переложением (приложением) чисто кибернетических подходов.
В этом контексте коммуникации понимаются как «все возможные соприкосновения одного сознания с другим», сопровождающие любые информационные обмены (У. Уивер). Коммуникация таким образом предстает здесь как процесс перемещения, трансляции информации, независимый от реакции сторон, среды или конкретного исторического контекста. Более того, безотносительно к своей внутренней сложности любая коммуникация трактуется как линейный, однонаправленный (применительно к политике — от элиты к населению) процесс.
Если схематично представить процесс информационного взаимодействия систем А и В, то политическая коммуникация будет характеризовать собой процесс преобразования сигналов, поступающих с выходных каналов системы А на входные каналы системы В:
Система В |
Система А
Подобное понимание исходит из того, что в основе любых информационных процессов лежит линейная структура коммуникации, анализ которой позволяет выделить ее наиболее значимые принципиальные аспекты, присущие любой системе и процессу обмена информацией. В рамках кибернетического подхода такая
структура и общая схема коммуникации часто обозначаются аббревиатурой SMCR — Sender (отправитель) — Message (сообщение) — Channel (канал) — Receiver (получатель). Применяется и иное обозначение отправителя и получателя информации: коммуникатор и реципиент (С—R).
Источник |
В несколько упрощенном виде кибернетическая модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера выглядит следующим образом:
Передатчик | Канал | Приемник | Адресат | ||||
Источник помех |