Система, система управления и ее свойства. Уровни управления
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), которые функционируют
как единое целое для достижения цели. Подсистема – это часть системы, которая в свою
очередь, также может рассматриваться в качестве системы.Свойства систем:
♦ Сложность-зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности;
♦ Делимость-означает, что она состоит из ряда эл-ов и подсистем, выделяемых по определенному признаку, отвечающим конкретным целям и задачам;
♦ Целостность-функциональное множество эл-ов системы подчинено единой цели;
♦ Многообразие элементов и различие их природы-св-во связано с их функциональной специфичностью и автономностью;
♦ Структурированность- определяет наличие установленных связей и отношение м/у Эл-ми внутри системы.
Характеристики системы: Цель системы – это причина, ради которой она создается; Вход– это материальные, финансовые и другие объекты, а также информация, поступающая в систему; Выход- это материальные, финансовые и другие объекты, поступающие из системы во внешнюю среду;
Прямая информационная связь– это директивная (плановая) информация, используемая для указания того, что следует делать элементам подсистемы; Обратная информационная связь– это информация о состоянии объекта управления, используемая для анализа и корректировки его деятельности.
Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.
Выполняет следующие важнейшие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ, регулирование.
Уровни управления: высший, средний, оперативный. Высший уровень – определяет цели управления, внешней политики, фин. и труд. рес., разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. На среднем уровне – основное внимание сосредоточено контроле над их выполнению, слежении за ресурсами и разработка управленческих директив для выхода п/п на требуемый планируемый уровень. На оперативном уровне – реализация планов и составление отчетов о их выполнении.
Понятие информационной системы.
Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему экономического объекта. Информационная система – это связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого персонала, осуществляющих информационные процессы (хранение, обработка и выдача информации) для подготовки решений,в интересах достижения поставленной цели. Состав информационной системы:База данных (БД), хранится во внешней памяти компьютера и содержит всю необходимую информацию. Прикладные программы (приложения), производят работу с базой данных по поиску информации, изменению информации, получению выходных документов. Пользовательский интерфейсспособ общения информационной системы с пользователем.
Понятие ЭИС и ее назначение. Информационные потоки. Примеры ЭИС.
ЭИС– это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Ч/з ЭИК проходит 4 информационных потока: 1. Он направлен из внешней среды в СУ – представление потоков нормат.информ., создание гос.учрежд. в части законодательства. Этот поток может нести информацию о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, потребителями, поставщиками. 2. Идет отчет.фин.информация в органы управления инвесторам, кредиторам, потребителям и маркетинг.информ. потребителям 3. Прямая кибернетическая связь – представляет из себя совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хоз.процессов. 4. Обратная кибернетическая связь – отражает учетная информация о состоянии объекта управления ЭС.
Примеры. Информационная система по отысканию рыночных ниш.При покупке товаров в некоторых фирмах ИС регистрирует данные о покупателе. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к ИС. ИС по снижению издержек производства
Отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рацио-
нальному планированию и использованию персонала. Информационные системы автоматизации технологии
Если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов.
Этапы развития ЭИС
Классификация ЭИС (по структурированности задач, по функциональному признаку, по уровням управления, по типу данных, по степени автоматизации, по сфере применения, по характеру информации)
По структурированности задач: Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.Ее можно выразить в форме мат.мадели, имеющий точный алгоритм решения. Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.Ее решение связано с большими трудностями из-за невозможности создания мат.модели Частично структурированная задача – задача в которой известна лишь часть элементов и связей между ними. По функциональному признаку:производственная деят. связана непосредственно с выпуском продукции. Маркетинговая деятельность – анализ рынка произв. и потреб. выпускаемой прод. и анализ продаж, организация рекламной компании по продвижению продукции. Фин.деят. – связано с контролем и созданием фин.ресурсов на основе бухг., статист.информ. Кадр.деят. – расстановка и подбор специалистов п/п.По уровням управления: ИС опер.уровня – поддержка спец. исполнителей, обрабатывая и регистрируя данные о сделках и событиях. Основное назначение – отвечать на запросы техн.состояния и отслеживать поток сделок на п/п, что соотв. оперативному управлению.Стратегич.ИС – комплекс ИС, обеспечивающих поддержку прин.решений по реализации перспективных стратегич.целей развития п/п.ИС тактического уровня-ориентируется на тактический уровень управления, организует работу в течение месяца. По типу данных: Фактографические ИС – для хранения и обработки структуры данных в виде чисел и текстов для выполнения над ними различных операций. Документарные – информ. предоставляется в виде документов, состоящих из наименований описаний, текстов.По степени автоматизации: Ручные – отсутствуют техн.ср-ва, все операции выполняются человеком. Автоматизированные – участие в процессе обработки данных и человеком, и и техн.ср-в, где принимается роль у тех.ср-в. Автоматические – выполняют все операции без участия человека.По сфере применения: Интегрированные – используются для автоматизации п/п и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта. Организация управления – для автоматизации функций управленческого персонала. Управление технол.процессом- для автоматиз.ф-ий производ. персонала. Система автоматического принятия решений – для оптимизации функций архитекторов, инженеров, проектировщиков, инструкторов. По характеру информации: Информационно-поисковые – производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информ. по запросу пользователя. Информ-решающие – осуществляют операции переработки информации по определенным алгоритмам.