Виды прогнозов по объекту исследования
По объекту исследования различают
n естествоведческие,
n обществоведческие (социальные в широком значении этого термина) прогнозы,
n научно-технические
Классификация естествоведческих прогнозов
- метеорологические (погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления);
- гидрологические (морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);
- геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления);
- биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере);
- медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека);
- космологические (состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы);
- физико-химические прогнозы явлений микромира.
Классификация обществоведческих прогнозов
- социально-медицинские (включая физическую культуру и спорт);
- социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);
- социально-экологические;
- социально-космические (перспектива освоения космоса);
- экономические (перспектива развития н\х, экономических отношений);
- социологические, или социальные;
- психологические (личность, ее поведение, деятельность);
- демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);
- филолого-этнографические(развитие письменности, национальных традиций, нравов, обычаев);
- архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);
- образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования);
- культурно-эстетические (МТБ искусства, литературы, развитие учреждений культуры — книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек);
- государственно-правовые, внутриполитические (внутренняя политика страны);
- внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом);
- военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).
Классификация научно-технического прогноза
Научно-технические прогнозы в узком смысле, или, как их еще называют, инженерные, охватывают:
- перспективы состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы.
- В широком смысле — в смысле перспектив развития научно-технического прогресса — они охватывают:
n перспективные проблемы развития науки, ее структуры,
n сравнительной эффективности различных направлений исследования, дальнейшего развития научных кадров и учреждений, а также перспективные
n проблемы техники (системы «человек — машина»), точнее, управляемых аспектов научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйстве, на транспорте и связи, включая систему информации.
Виды прогнозов по периоду упреждения
n По периоду упреждения— промежутку времени, на который рассчитан прогноз, — различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы.
n Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных.
n Краткосрочный — рассчитан на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный(сверхдолгосрочный) — перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.
n Оперативные прогнозы содержат, как правило, детально-количественные оценки, краткосрочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосрочные — качественно-количественные и дальнесрочные — общие качественные оценки.
Прогнозирование стабильности государства (типы прогнозов)
- по типу – поисковый
- по периоду упреждения – краткосрочный (1-5 лет)
- по объекту исследования – обществоведческий
- по направлению – экономический, социологический, государственно-правовой, внутриполитический, внешнеполитический
- по инструментарию – модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых известны
- по способу разработки – моделирование
в логической последовательности этапов прогнозирования
3.
< Билет 28 >
< Билет 29 >
1. Законодательство, регулирующее правоотношение в сфере государственной тайны.
2. Схема блока, характеризующего международные отношения и возможные угрозы при прогнозировании стабильности государства.
3. Трендовые модели в прогнозировании.
Правовой базис института государственной тайны составляет ин формационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: "4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".
Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект ин формационных правоотношений на два не пересекающихся множества - открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения -государственную тайну.
Правовую основу этого института составляют также законы РФ "О безопасности", "О государственной тайне", Федеральный закон "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ", указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.
Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ "О государственной тайне", который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Законодатель так определяет понятие государственной тайны: "государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации" (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне"). В области государственной тайны применяются следующие понятия: носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ c использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности,
Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
1. Палаты Федерального Собрания:
· осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
· рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области за щиты государственной тайны;
· определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент РФ:
· утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
· утверждает по представлению Правительства РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
· утверждает по представлению Правительства РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
· заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
· определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты (Государственной тайны в Администрации Президента РФ;
· в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
3. Правительство РФ:
· организует исполнение Закона РФ "О государственной тайне";
· представляет на утверждение Президенту РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
· представляет на утверждение Президенту РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
· устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
· организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
· определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Аппарате Правительства РФ;
· устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
· устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, (составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
· заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи и ч носителей другим государствам;
· перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
· отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание -введение в предусмотренном Законом "О государственной тайне" порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;
· рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном Законом "О государственной тайне" порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.
Режим государственной тайны должен определять и устанавливать:
· информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне;
· порядок отнесения информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);
· порядок рассекречивания государственной тайны;
· особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне;
· порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;
· порядок обеспечения защиты государственной тайны;
· ответственность за нарушения режима государственной тайны.
Блок международных отношений включает в себя участие государства в ООН и других организациях и блоках, наличие договоров о военной помощи и участие в военных блоках, сложившиеся международные торгово-финансовые связи. Основными дестабилизирующими факторами и угрозами для блока международных отношений являются наличие кабальных договоров, долги, территориальные споры.
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Различают:
· формальную экстраполяцию;
· прогнозную экстраполяцию.
Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении прошлых и настоящих тенденций развития объема прогноза в будущем. При прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом в перспективе его физической и логической сущности. Для применения статистических методов строятся статистические модели прогнозирования, которые можно разделить на трендовые и многофакторные.
В трендовых моделях прогнозирования выводятся зависимости анализируемого показателя от времени. Многофакторные модели позволяют получить зависимости изучаемого параметра от широкого набора факторов, которые в той или иной мере оказывают влияние на его изменения. В этой связи трендовые модели требуют для своего построения меньше информации, чем многофакторные.
Все трендовые модели подразделяются на те, которые подтверждают тренд и те, которые предупреждают о смене тренда. В каждом отдельном случае вырисовывается своя модель и на основе уже изученного и проанализированного предполагаются некоторые базисные модели, способные помочь спрогнозировать поведение тренда в настоящем времени.
Статистические методы прогнозирования базируются на использовании накопленной статистической информации об изменении показателей, характеризующих анализируемый объем или процесс.
Разнообразие методов стратегического планирования, применяемых на разных его этапах, требует обеспечения совместимости результатов, получаемых с их помощью, и разработки единой процедуры проведения стратегического планирования.
Основная цель создания трендовых моделей экономической динамики — на их основе сделать прогноз о развитии изучаемого процесса на предстоящий промежуток времени. Прогнозирование на основе временого ряда экономических показателей относится к одномерным методам прогнозирования, базирующимся на экстраполяции, т.е. на продлении на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. При таком подходе предполагается, что прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по которым отсутствует информация. В этом случае ход изменения данного показателя связывают не с факторами, а с течением времени, что проявляется в образовании одномерных временных рядов.
< Билет 30 >
1. Основные положения допуска граждан к государственной тайне. Основание для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и условия прекращения допуска. Формы допуска к государственной тайне, порядок оформления и переоформления допуска.
2. Понятие о социологической универсумной (парадигме) модели.
3. Написать формулу коэффициента по национальному составу при прогнозировании стабильности государства.
Вопрос №1
Основные положения допуска граждан к государственной тайне. Основание для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и условия прекращения допуска, формы допуска к государственной тайне, порядок оформления и переоформления допуска.
Допуск граждан к государственной тайне на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций.
Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.
Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;
- ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» могут являться:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
1) первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
2) вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
3) третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая сомнений о верности предоставления анкетных данных, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.
Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящей Инструкции.
Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформляются на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме.
Решение о допуске военнослужащих и гражданского персонала военного представительства к государственной тайне принимается руководителем этого военного представительства, который обязан письменно сообщить в подразделение по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства форму и номер допуска этих лиц, а также дату окончания проведения проверочных мероприятий. При отсутствии в военном представительстве подразделения по защите государственной тайны оформление допуска сотрудникам может производиться подразделением по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства.
Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и постоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих филиалов (подразделений, экспедиций и т. п.). Проверочные мероприятия в этом случае осуществляются органами безопасности по месту расположения (республика, край, область) этих объектов.
Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их привлечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руководителями этих организаций только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности и оформления в установленном порядке допуска по второй форме.
Указанные военнослужащие допускаются на техническую территорию режимных объектов (Режимные объекты - административные и военные объекты, предприятия, учреждения и организации, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности) для проведения секретных и несекретных работ на основании справок о допуске по третьей форме, выданных командованием.
Граждане, командируемые на любой срок для работы в российских организациях за рубежом (посольствах, представительствах при международных организациях, консульствах, торговых представительствах и т. п.), в период пребывания за границей допускаются при необходимости к секретным сведениям руководителями этих организаций.
Члены экипажей судов загранплавания и другие граждане, имеющие допуск для работы на таких судах, могут допускаться к совершенно секретным и секретным сведениям капитанами судов только в тех объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.
Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации), занимающихся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающих рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей - по второй форме. Начальники поездных бригад железнодорожных составов, командный состав экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств, не занимающихся специальными перевозками и буксировкой секретных изделий, в пределах выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей получают допуск к секретным сведениям по третьей форме.
Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.
В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ.
Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке.
Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в 5 лет.
При направлении для согласования в орган безопасности разработанной в установленном порядке номенклатуры должностей в сопроводительном письме указывается, когда и с каким органом безопасности была согласована предыдущая номенклатура должностей, какое число должностей предусматривалось в ней для оформления допуска по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения числа указанных должностей в новой номенклатуре.
Номенклатура должностей работников филиала организации (обособленного подразделения, постоянно действующей экспедиции и т. п.) перед направлением на согласование в орган безопасности по месту нахождения филиала (подразделения, экспедиции) предварительно представляется в подразделение по защите государственной тайны вышестоящей организации.
При несоответствии формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена.
Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации с соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3). В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.
Повышение в случае необходимости формы допуска производится в установленном настоящей Инструкцией порядке.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случае:
- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 5 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором указанный гражданин работает. Заключение утверждается руководителем организации.
Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности, а также делается соответствующая отметка в карточке (форма 3).
Прекращение допуска гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения трудового договора (контракта) с ним, если такое условие предусмотрено в этом договоре (контракте).
Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Прекращение допуска гражданина к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Переписка по вопросам допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, ведется в порядке, установленном для секретных документов.
Подразделение по защите государственной тайны организации ведет учет фактической степени осведомленности граждан, работающих в данной организации и допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОПУСКА
Подготовка материалов на граждан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации (далее именуются - кадровый аппарат). Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается.
Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой обязаны указывать достоверные данные.
Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т. д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).
Если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями, то о результатах беседы работники кадрового аппарата обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны соответствующей организации.
Заключение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, а также статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадрового аппарата и заверяется печатью.
Подразделения по защите государственной тайны:
- разрабатывают рекомендации для кадровых аппаратов по оформлению на работу граждан, подлежащих допуску;
- запрашивают при необходимости из подразделений по защите государственной тайны организаций, где оформляемый гражданин в течение последнего года работал, карточку (форма 3);
- дают оценку первичным материалам, представляемым кадровыми аппаратами на оформляемых (переоформляемых) граждан или получаемым из подразделений по защите государственной тайны с прежних мест работы указанных граждан, в целях определения целесообразности проведения проверочных мероприятий органами безопасности;
- оформляют и хранят учетные материалы по допуску: карточки (формы 3 и 8) и списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6);
- осуществляют контроль за исполнением требований по допуску.
На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровый аппарат представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите государственной тайны направляет в орган безопасности следующие документы:
а) мотивированное письмо о необходимости оформления допуска к государственной тайне. В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, и ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, номер ранее имевшегося у гражданина допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил (в случае переоформления допуска - причина переоформления), отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается им оценка;
б) анкета (форма 2);
в) 1 экземпляр карточки (форма 3), зарегистрированной в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам (форма 10);
г) по согласованию с органом безопасности 1 или 2 экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам (форма 5). В том случае, когда оформляемый на допуск к особой важности или совершенно секретным сведениям гражданин постоянно проживает не в месте расположения организации, а в другом регионе Российской Федерации (республика, край, область), в орган безопасности направляется дополнительный экземпляр учетной карточки (форма 5);