Структура и виды юридических прогнозов.

Прогноз представляет собой достаточно оригинальную форму изложения полученных результатов и состоит из двух частей: поисковой и нормативной.

В поисковой части прогноза содержится описание будущего состояния объекта прогнозирования на определенную дату. При этом дается оценка этому состоянию, степени его соответствия действующим закономерностям, раскрывается совокупность положительных и негативных сторон прогнозируемого состояния и др.

Поисковая часть прогноза должна обязательно содержать ряд элементов, в том числе: 1) период времени, на который дается прогноз; 2) величину ошибки прогноза; 3) несколько вариантов ожидаемого состояния исследуемого явления; 4) глубокое научное обоснование.

Промежуток времени, на который составляется прогноз, называется периодом упреждения прогноза. По этому основанию все прогнозы делятся на оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца. Прогноз с периодом упреждения на срок от месяца до одного года понимается как краткосрочный прогноз. Среднесрочный прогноз имеет период упреждения от года до пяти лет. Прогноз с периодом упреждения более пяти лет признается долгосрочным.

Многовариантный характер юридического прогноза обусловливается тремя причинами: 1) сложным характером связей и зависимостей правовых и иных социальных явлений, а также возможностью воздействия на развитие правовых явлений случайных, субъективных факторов; 2) вероятностным, статистическим характером проявления социальных и правовых закономерностей, их неспособностью проявляться прямо и непосредственно в каждом конкретном случае, каждом событии или явлении; 3) неполнотой знаний об объекте прогнозирования. Ни один исследователь не в состоянии познать объект прогнозирования во всей его полноте, многосторонности и многообразии конкретных проявлений. Поэтому в прогнозе допускается несколько вариантов дальнейшего развития, совершенствования объекта прогнозирования.

В этих условиях практически невозможно достоверно и точно определить процесс дальнейшего развития прогнозируемого объекта, особенно если период упреждения охватывает одно и более десятилетий. Составители прогноза вынуждены выявить механизм развития объекта прогнозирования, его основные движущие силы и на этой основе проектировать несколько наиболее вероятных вариантов, путей изменения, развития объекта. Чем больше факторов воздействуют на исследуемое, тем больше вариантов должен иметь прогноз.

Многовариантный характер прогноза, однако, не освобождает его составителей от обязанности выделять основной вариант прогноза и обосновывать свой выбор. Иначе научное исследование будет заканчиваться результатами, из которых трудно либо вовсе невозможно установить, каким же в действительности будет объект прогнозирования, какими будут его основные компоненты, их связи и свойства.

Многовариантность прогноза не всегда обеспечивает его достоверность, т. е. полное совпадение прогноза с действительными процессами. Поэтому при прогнозировании разрешается заранее оговаривать величину ошибки прогноза. Прогноз считается достоверным и точным, если предсказания составителей не в полной мере совпали с реальным процессом, но расхождение полностью вписывается в величину оговоренной ошибки прогноза. В противном случае имеются все основания рассматривать прогноз как недостаточно корректный либо вовсе неудовлетворительный.

На величину ошибки прогноза влияют как субъективные, так и объективные факторы. В частности, в настоящее время, когда отсутствует сколько‑нибудь значительный опыт проведения прогностических исследований, еще не разработаны надежные методики прогнозирования, ошибка прогноза может быть более значимой, нежели в условиях, когда указанные недостатки будут успешно преодолены.

К числу объективных факторов, влияющих на величину ошибки прогноза, могут быть отнесены ситуации, когда требуется предсказать не только состояние объекта прогнозирования, но и совокупности, системы детерминирующих его факторов. Особенно часто такие ситуации имеют место при прогнозировании эффективности норм права. Поэтому в рассматриваемых исследованиях вероятностный характер будут носить знания не только о действии правовых норм, но и о социальной среде. Соответственно, и величина ошибки прогноза должна быть несравненно больше величины ошибки прогноза эффективности норм права, действующих в реальных, фактически существующих на момент исследования условиях.

Поисковая часть прогноза, как и любая научная работа, не может сводиться только к констатации будущего состояния исследуемого объекта. Главное внимание в ней должно быть уделено обоснованию прогноза, обстоятельной аргументации его наиболее важных положений исходя из наличных правовых знаний общей теории права и соответствующей отрасли юридической науки, выявленных фактов, полученных статистических и иных объективных данных. Здесь также нужно показать, какие факторы будут оказывать положительное влияние на объект прогнозирования, а какие будут действовать негативно, что в конечном счете окажет решающее влияние на исследуемый объект.

Нормативная часть прогноза содержит выводы, рекомендации его составителей относительно путей достижения оптимального состояния в развитии, изменении объекта прогнозирования, нейтрализации и преодоления негативных, нежелательных для общества, государства и личности факторов.

Конкретное содержание нормативной части прогноза может быть самым различным в зависимости от творческих потенций исследовательской группы, полноты собранного социологического материала. В частности, в нормативной части прогноза эффективности норм права могут содержаться:

• предложения по совершенствованию исследуемого законопроекта или действующих норм права;

• предложения о мерах, которые необходимы для нейтрализации факторов, негативно влияющих на исследуемые нормы права, либо активизации действия положительных факторов;

• новые редакции отдельных норм права, глав, разделов и иных частей законопроекта;

• альтернативный законопроект, который, по мнению составителей прогноза, позволяет наиболее полно обеспечить цели законодателя в реальной жизни.

На первый взгляд, названные положения нормативной части прогноза эффективности норм права не отличаются от обычных предложений по совершенствованию законодательства, которые издавна формулируют ученые‑юристы и практические работники. И это действительно так, если исходить из логической природы названных продуктов научного творчества. В то же время предложения по совершенствованию законодательства и положения нормативной части прогноза различаются степенью их обоснованности.

Если предложения по совершенствованию законодательства не всегда аргументируются должным образом, могут быть просто гипотетическими высказываниями, то положения нормативной части прогноза всегда должны быть глубоко и всесторонне обоснованы и теоретически, и эмпирически, они должны органически развивать результаты проведенного социально‑правового исследования, с тем чтобы в итоге были осознаны конкретные пути совершенствования существующей практики правовой деятельности государства и его органов, должностных лиц.

Возможны ситуации, когда у прогноза отсутствует нормативная часть. Причины этого могут быть самыми разными.

Во‑первых, организатор прогноза может не потребовать от его составителей подготовки предложений по улучшению, совершенствованию объекта прогнозирования.

Во‑вторых, у отдельных прогнозов, в частности у прогнозов эффективности действия норм права, нормативная часть может отсутствовать независимо от желаний их организаторов. Так, нет необходимости в нормативной части в прогнозах, свидетельствующих о полном достижении целей законодателя действием проектируемых норм права, поскольку в подобных прогнозах отпадает необходимость в каких‑либо рекомендациях о путях, способах повышения эффективности исследуемых норм права.

В‑третьих, нормативная часть прогноза может отсутствовать и в случаях, когда для ее подготовки требуются усилия многих ученых, а не только одного исследовательского коллектива. Так, в прогнозах эффективности норм права, оперируя прогностическими данными о развитии общественных отношений, о соответствующих социальных изменениях, можно сделать вывод о том, насколько эффективными будут ныне действующие нормы в новых условиях. Однако не всегда можно подготовить рекомендации о том, какими могут быть эффективные нормы. Разработка правовой формы, адекватной существующим общественным отношениям, составляет одну из главных задач правовой науки. И ее решение требует проведения сложных фундаментальных исследований как в сфере общей теории права, так и в отраслевых юридических науках.

Поэтому в случаях, когда ожидаемые изменения социальной сферы являются достаточно существенными и обусловливают значительные изменения в правовом регулировании, подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства будет представлять собой совокупный результат усилий ряда научных коллективов ученых‑юристов. Задача же составителей прогноза видится в том, чтобы своевременно констатировать начинающееся отставание права от развития регулируемых им общественных отношений и показать необходимость проведения фундаментальных правовых исследований.

В правовой науке по объекту прогнозирования можно выделить следующие виды прогнозов: 1) прогноз эффективности норм права, призванный предсказывать эффективность действия проектируемых норм права или эффективность действующих норм права в новых, измененных условиях, связанных с дальнейшим социальным, политическим и иным развитием общества и государства; 2) прогноз состояния преступности и иных видов правонарушений; 3) прогноз эффективности правовой деятельности органов государства, в том числе и деятельности правоприменительных органов, и др.

Наши рекомендации