Виды криминалистической идентификации
Основания классификации. Многообразие объектов криминалистической идентификации, способов их исследования, различный характер результатов идентификации обусловили и многообразие ее видов.
quest13Для систематизации opentest13можно провести их классификацию по нескольким наиболее общим основаниям:
1. по природе отображения, возникающего в процессе взаимодействия объектов: идентификация по материально фиксированным отображениям и идентификация по мысленному образу, сохранившемуся в сознании (образное отображение);
2. по способу отображения: идентификация по отображениям-отпечаткам, идентификация по взаимоотражению частей целого, идентификация по взаимодействию и взаимоотражению элементов системы;
3. по характеру информации, которая чаще всего используется при криминалистической идентификации: идентификация по особенностям внешнего строения, идентификация по особенностям внутренней структуры и состава, идентификация по функционально-динамическим особенностям и др.;
4. по характеру результатов, которым заканчивается акт идентификации: индивидуальная идентификация (установление конкретного единичного объекта) и групповая идентификация (установление тождества группы);
5. по особенностям процессуальной регламентации: идентификация в форме экспертизы (ст. 195 — 204 УПК), следственного действия-опознания (ст.193 УПК) и как один из элементов следственного действия (например, опознание участков местности при проверке показаний и др.) (ст. 194 УПК)
Материально фиксированные отображения и отражения в сознании как источники идентификационной информации.Материально фиксированные отображения могут содержать информацию о внешнем строении объектов (папиллярных узорах, протекторах шин, подошве обуви и т. д.), внутренней структуре и составе (лакокрасочного покрытия и стекол фарного рассеивателя автомашины, горючей жидкости, взрывчатого вещества, наркотиков в конкретной емкости и др.), функционально-динамических особенностях (особенности походки, голоса человека, особенностях работы машин, агрегатов).
Внешнее строение и функционально-динамические особенности объектов могут отразиться и в сознании наблюдавшего эти объекты лица. Например, в сознании потерпевшего отразились черты внешности преступника, особенности его голоса или походки.
Материально фиксированные отображения внешнего строения объектов обнаруживаются при расследовании преступлений в виде следов-отпечатков, частей разбитых, сломанных объектов, взаимно отображающих строение краев, видеоизображений (например, черт внешности) и т. д.
Информация о структуре и составе идентифицируемых объектов отображается в отделившихся от них в момент события преступления частях, микрочастицах вещества. Эта информация используется в криминалистической идентификации чаще всего в тех случаях, когда внешнее строение отобразилось недостаточно полно либо отображение не обнаружено вообще, а также в случаях, когда в качестве идентифицируемых объектов выступают конкретные объемы (массы) материалов и веществ, объекты-системы, где имеет место взаимоперенос материала (вещества) при взаимодействии элементов системы.
Информация о функционально-динамических особенностях идентифицируемых объектов обнаруживается при расследовании преступления и виде следов различных действий, отображающих профессиональные или преступные навыки, рукописных текстов, отображающих навыки письма, фонограмм, отображающих особенности голоса, видеоотображений особенностей походки, жестикуляции и т. д.
Функционально-динамические особенности работы машин, агрегатов отображаются в вырабатываемой ими продукции.
Индивидуальная и групповая идентификация. Индивидуальная идентификация завершается установлением тождества конкретного единичного объекта, групповая — установлением принадлежности объекта к конкретной группе. Установление тождества группы в криминалистической идентификации имеет место в тех случаях, когда свойства идентифицируемого объекта отобразились недостаточно полно, не разработаны методики обнаружения и исследования этих свойств, не удалось выделить на основе изучения обстоятельств дела идентифицируемый объект как отдельное материальное образование (конкретный объем вещества, границы локального участка местности, взаимодействовавшую систему объектов) и др.
Различие между индивидуальной и групповой идентификацией в доказательственном отношении заключается в том, что с помощью результатов индивидуальной идентификации устанавливается однозначная связь данного объекта с местом или событием преступления. Например, установление, что следы пальцев, обнаруженные на месте происшествия, принадлежат подозреваемому П., однозначно доказывает факт его нахождения на данном месте (пространственная связь); установление, что пуля, извлеченная из трупа, выстрелена из пистолета ПМ № 9843, однозначно доказывает факт убийства потерпевшего именно из этого пистолета (причинно-следственная связь). При установлении принадлежности объекта к группе однородных объектов связь его с местом или событием преступления всегда многозначна. Например, в процессе идентификации удалось лишь установить, что пуля, извлеченная из трупа, выстрелена из пистолета системы ПМ, а не из конкретного экземпляра ПМ № 9843. Это означает, что при убийстве мог быть использован как пистолет ПМ № 9843, так и любой другой пистолет этой марки.
При групповой идентификации продолжение доказывания однозначной связи лежит на следователе. Чем малочисленнее группа объектов, тождество с которой установлено в процессе идентификации, тем легче следователю доказать однозначность связи данного объекта с событием преступления. Поэтому если на современном уровне развития науки невозможна индивидуальная идентификация каких-то объектов, задачей криминалистической идентификации является разработка таких методик, которые бы позволяли устанавливать максимально узкие по объему группы. При благоприятных условиях следователь в процессе уголовно-процессуального доказывания путем проведения следственных действий и сопоставления полученных доказательств может довести групповую идентификацию до установления конкретного единичного объекта. Например, если установлено, что следы колес или микрочастицы лакокрасочного покрытия на месте происшествия оставлены автомашиной ВАЗ-9, то следователь на основе проведения допросов и других следственных действий, изучения соответствующих документов, сопоставления и оценки выявленных фактов определяет, что из всех автомашин ВАЗ-9, которые проезжали на определенном участке шоссе в течение, например, суток, в данное время на этом участке проезжала только автомашина ВАЗ-9 № 5808.
В ряде случаев результаты групповой идентификации позволяют установить уголовно-релевантные факты, т. е. имеющие уголовно-правовое значение, например, позволяющие определить преступный характер события, дать уголовно-правовую квалификацию. Такими уголовно-релевантными фактами будет установление, что данный предмет является огнестрельным оружием, данный нож — холодным оружием, изъятое вещество — наркотиком. Но и в этой ситуации криминалистическая идентификация является завершенной только в том случае, если факт изготовления, использования таких объектов конкретным лицом очевиден.
Однако чаще требуется доказывание этого факта. Так, исследованием вещества, изъятого при личном обыске, установлено, что оно является наркотиком. Несмотря на то, что в результате групповой идентификации установлен уголовно-релевантный факт, по такого рода делам всегда стоит задача установления конкретного источника получения, изготовления наркотического вещества. Для обеспечения более эффективных путей установления этих обстоятельств в криминалистической идентификации разработаны методики, позволяющие идентифицировать конкретное место произрастания, конкретный производственный источник изготовления (если наркотик получен путем синтеза), конкретные единичные массы, изготовленные или хранившиеся определенным лицом.
Процессуальные формы криминалистической идентификации. Различают идентификацию в форме экспертизы, (ст. 195 УПК), следственного действия — предъявления для опознания, (ст. 193 УПК), составной части других следственных действий (например, ст. 194 УПК).
opentest14Идентификация в форме экспертизы, как правило, проводится по материально фиксированным отображениям идентифицируемых объектов на основе специально разработанных методик узкими специалистами в том или ином виде идентификации, выступающими в уголовном процессе в качестве самостоятельной процессуальной фигуры — эксперта. Активное участие в этом виде идентификации принимает следователь. Результаты данной идентификации и возможность их использования в процессе доказывания во многом зависят от того, насколько правильно следователь определит идентифицируемый объект (конкретное лицо, предмет, объем материала, систему объектов и т. д., т. е. тот конкретный объект, который подлежит доказыванию путем отождествления), насколько полно соберет и представит эксперту идентифицирующие объекты, которые бы по возможности отражали разные системы свойств идентифицируемого объекта.
Идентификация свидетелями, потерпевшими, обвиняемым живых лиц, личности трупов, предметов на основе образов, сохранившихся в памяти, осуществляется как самостоятельное следственное действие — предъявление для опознания, которое проводится следователем в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и рекомендациями следственной тактики.
Идентификация потерпевшими, свидетелями, обвиняемым отдельных элементов обстановки места преступления (участков местности и др.) на основе образов, сохранившихся в памяти, встречается в некоторых следственных действиях (осмотре места происшествия, проверке показаний на месте происшествия и др.).
Отдельные приемы криминалистической идентификации могут использоваться и работниками органов дознания в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, следователем при предварительном исследовании вещественных доказательств, а также работниками уголовной регистрации при проверке по криминалистическим учетам. Результаты, полученные в этих случаях, используются для построения оперативно-розыскных и следственных версий, для сужения круга подозреваемых объектов и т. д.