Этапы выполнения курсовой работы (курсового проекта)

Выполнение курсовой работы (курсового проекта) включает в себя следующие этапы:

1.Выбор темы курсовой работы (курсового проекта);

2.Подбор и изучение необходимой литературы;

3.Составление плана работы;

4.Написание, оформление курсовой работы (курсового проекта);

5.Защита курсовой работы (курсового проекта).

Тематика курсовых работ (курсовых проектов) разрабатывается на кафедре преподавателями, ведущими курсовое проектирование, обсуждается на их заседаниях и утверждается заведующими кафедр, обеспечивающих данный вид учебной работы. Рекомендуемая тематика курсовых работ является составной частью программы учебной дисциплины и должна отвечать требованиям Госстандарта, учебным задачам курса, отражать наиболее актуальные вопросы учебной дисциплины, иметь практическую направленность. Студент вправе предложить свою тему курсовой работы, обосновав её актуальность и согласовав её на кафедре. Выбор темы, как правило, определяет сферу научных интересов студента, которых он может продолжать придерживаться в последующих исследованиях.

При выборе темы рекомендуется учитывать:

·ее актуальность;

·теоретическую и практическую значимость;

·наличие достаточной литературы;

·способность реализовать выбранную тему.

·соответствие требованиям ГОС ВПО, ФГОС ВПО, ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности).

Правильному выбору темы курсовой работы должны способствовать консультации с научным руководителем, работа с библиотечными каталогами, а также материалами электронной библиотеки; научно-библиографическими пособиями, информирующими о новой литературе (реферативные, обзорные издания), а также просмотр справочной литературы (словари, справочники, энциклопедии) и периодических изданий.

Выбор темы осуществляется студентом с учетом ее актуальности и практической значимости для будущей профессиональной деятельности. Избираемая тема может включать в себя данные и наблюдения, полученные во время прохождения практик (учебных и производственных). Выполнение курсовой работы (курсового проекта) на одну и ту же тему несколькими студентами не до­пускается, либо ими должны быть выбраны различные аспекты этой темы. В рамках групповой формы обучения допускается выполнение курсовой работы (проекта) по одной теме несколькими студентами с определением объёма выполнения и содержания индивидуального задания для каждого студента.

После выбора темы курсовой работы (курсового проекта) студент приступает к подбору литературы. Основой является перечень литературы, указанный преподавателем по данной дисциплине на лекциях, семинарских занятиях, а также дополнительная литература, рекомендованная для самостоятельной работы студентов. Поиск необходимого статистического материала, книг, монографий и научных статей, а также составление библиографии студенты производят самостоятельно, прибегая в случаях затруднений к помощи преподавателей, осуществляющих руководство курсовыми работами. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы. Изучение периодической литературы должно начинаться с работ, опубликованных в последние 10 лет и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.

После подбора и изучения подобранных литературных источников студент должен составить продуманный план курсовой работы (курсового проекта), который призван способствовать более полному раскрытию основных её вопросов.

Содержание и структура курсовой работы (курсового проекта)

Курсовая работа содержит следующие разделы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение (2-3 страницы);

- главы основной части (теоретической и практической) (2-3 главы, не менее 20 страниц);

- выводы по главам;

- заключение (2-3 страницы);

- список использованной литературы (интернет-источники, периодические издания, словари и энциклопедии);

- приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и содержит следующие сведения:

- название министерства;

- наименование института;

- наименование факультета, кафедры, направления подготовки (профиля), по которой вы­полнена работа;

- название работы;

- фамилия, имя, отчество студента;

- фамилия, имя, отчество, должность, ученое звание научного руково­дителя;

- название города, в котором находится вуз;

- год написания и защиты работы.

Титульный лист не нумеруется.

Содержание представляет собой план курсовой работы (курсового проекта). Формулировки плана должны быть чёткими, ясными и отражать основное содержание называемого раздела. В состав оглавления включаются заголовки элементов курсовой работы: введения, разделов, глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения, таблиц, графиков, вспомогательных указателей, списков сокращений и т.п. По своему оформлению каждая рубрика в оглавлении должна быть точной копией той же рубрики в тексте курсовой работы (курсового проекта), т.е. требуется их полное словесное и грамматическое соответствие. Необходимо показать соподчинённость заголовков, расположив их таким образом, чтобы заголовки и подзаголовки имели одинаковые номера и шрифт. В оглавлении порядковый номер страницы, обозначающий место рубрики в основном тексте, является обязательным.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, кратко излагается её суть, показывается степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Актуальность темы определяется значимостью теоретического решения проблемы для реализации практических задач. Введение содержит основные характеристики курсовой работы (курсового проекта) (проблема, объект, предмет, цели, задачи исследования и т.д.), краткая информация о замысле исследования. Во введении не должно быть ссылок на литературу и цитат. Объём – 2-3 страницы печатного текста.

Основная частькурсового исследования должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, сколько задач стоит перед автором, основная часть делится на главы, а внутри на параграфы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию. Основная часть включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса в базовых науках , даётся критический анализ литературы, позиций различных авторов, определяются основные понятия, которыми предполагает пользоваться автор курсовой работы. При этом определения и термины могут либо заимствоваться из других исследований, либо трактоваться автором по-своему. Затем должна быть изложена позиция автора курсовой работы по исследуемой проблеме. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы.

В разделе «Заключение» должны содержаться основные итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл автор, указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования. Заключение должно быть кратким и не повторять введения и основной части. При этом основное внимание уделяется ключевым положениям, которые позволили решить поставленные во введении задачи исследования. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Объем заключения составляет 2-3 страницы печатного текста.

Раздел «Список использованной литературы» включает в себя список литературы, проработанной и используемой студентом в ходе изложения, т.е. те работы, на которые делались ссылки, а также те работы, которые не цитировались, но использовались автором при написании курсовой. Библиография представляется, как правило, несколькими частями: список работ на русском языке; список работ на иностранных языках; список словарей и справочной литературы; список Интернет-сайтов. Фамилии авторов располагаются строго по алфавиту. Объём списка использованной литературы не менее 30 источников на русском и иностранных языках. В списке указываются: фамилия, инициалы автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания, страницы.

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причём каждое из них имеет свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: "Приложение" с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: "Приложение 1", "Приложение 2" и т.д. Каждое приложение располагается в порядке ссылки на него в тексте работы. В приложения включаются схемы, рисунки, таблицы, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д., наличие которых продиктовано текстом работы и носит ав­торский характер.Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. Общий объем приложений – не более 10 листов. Если приложение не представляет собой собственную разработку автора, то необходимо указать источник, откуда оно взято.

Курсовой проект может носить конструкторскую, технологическую, информационно-программную, проектно-экономическую, системно-проектную направленность. От тематической направленности проекта зависят структура и содержание основной части пояснительной записки.

В качестве дополнительного к основному графическому материалу могут быть отнесены распечатки слайдов презентации, подготовленные к публичной защите.

Наши рекомендации