Этапы выполнения курсовой работы. Весь ход выполнения курсовой работы можно представить в виде следующей логической цепочки:

Весь ход выполнения курсовой работы можно представить в виде следующей логической цепочки:

выбор темы исследования → обоснование актуальности выбранной темы → постановка целей и задач исследования → определение объекта исследования → выбор методов проведения исследования → обзор научной литературы по данной теме → описание процесса исследования → обсуждение результатов исследования → формулировка выводов, оценка полученных результатов, разработка рекомендаций.

Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения её отдельных частей и работы в целом. Роль руководителя – консультационная, организационная, направляющая и контролирующая.

Согласно расписанию преподаватель проводит консультации для студентов, в ходе которых разъясняются назначение и задачи работы, структура и объём, принципы разработки и правила оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, критерии оценки курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов. Кроме этого, руководитель курсовой работы осуществляет систематический контроль, не менее двух раз в семестр делает отметки о ходе работы в календарном плане выполнения курсовой работы, информирует об этом заведующего отделением.

После того, как студент сдаёт курсовую работу руководителю, преподаватель проверяет её и рецензирует.

При необходимости руководитель курсовой работы по дисциплине может предусмотреть защиту курсовой работы. Тогда защита курсовой работы является обязательной для студента и проводится за счёт объёма времени, предусмотренного на изучение дисциплины. Защита может сопровождаться мультимедийной презентацией.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента.

Критериями оценки курсовой работы являются убедительное обоснование актуальности выбранной темы, качество подбора и использования литературных источников, глубина изучения специальной литературы, качество выполнения практической (или исследовательской) части работы, обоснованность выводов, степень самостоятельности выполнения работы, общая культура изложения и оформления.

Оценка за курсовую работу выставляется в зачётную книжку студента с обязательным указанием дисциплины и темы курсовой работы.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку за курсовую работу, предоставляется право выбора новой темы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы, и определяется новый срок её выполнения.

Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Выбор темы курсовой работы и составление плана её выполнения

Темы курсовых работ, как правило, разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин, рассматривается и обсуждается на заседаниях цикловых методических комиссий, утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. Они должны быть конкретными и достаточно узкими, чтобы студент мог завершить курсовую работу в короткий срок (например, в течение семестра). Темы курсовых работ должны способствовать преодолению затруднений у студентов, возникающих в процессе практической работы. Они могут быть связаны с программой производственной (профессиональной) практики студентов, а для лиц, обучающихся по очно-заочной форме обучения, с их непосредственной работой. Тема курсовой работы может быть предложена самим студентом при условии обоснования им её целесообразности. В любой ситуации она должна быть актуальной не только с точки зрения современного состояния науки, но и для студента.

Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была чёткой и достаточно краткой, адекватно выражать содержание работы. В ней не должно быть смысловых повторов, придаточных предложений, деепричастных оборотов и т.п.

После того, как выбрана и согласована с руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план выполнения работы. Он устанавливает последовательность и сроки выполнения отдельных этапов работы, сроки намечаются студентом и преподавателем, при необходимости сроки могут корректироваться.

Календарный план облегчает преподавателю осуществлять контроль за ходом выполнения исследования, а студенту помогает самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тольяттинский медицинский колледж»

  Утверждаю Зав. отделением ______________ (ФИО) «____» _________20__г.  

Календарный план выполнения курсовой работы

Студента(ки) ______________________________________________________,

курс _______, группа ________, специальность _________________________,

по теме ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

№/п Наименование этап работы Плановый срок выполнения Отметка о выполнении
Обсуждение возможных путей раскрытия темы с руководителем    
Обоснование актуальности темы, определение целей и задач, объектов и методов исследования    
Обзор литературы по данной теме    
Выполнение практической части (исследовательской) работы    
Обработка результатов исследования    
Формулировка выводов, оценка полученных результатов, разработка рекомендаций    
Оформление курсовой работы    
Представление работы руководителю    
Написание письменного отзыва преподавателя    
Публичная защита    

Студент _______________________ (подпись)

Руководитель курсовой работы ________________________ (подпись)

Дата _______________

Структура курсовой работы

I. Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Он должен содержать следующие сведения:

– наименование учебного заведения,

– название специальности,

– название дисциплины, по которой выполнена курсовая работа,

– название темы курсовой работы,

– сведения об авторе курсовой работы (фамилия, имя, отчество, номер группы)

– фамилия, имя отчество преподавателя – руководителя курсовой работы,

– учебный год, когда выполнена работа.

II.Оглавление– печатается на следующем листе. В нём последовательно излагаются названия частей, пунктов и подпунктов плана курсовой работы. Заголовки быть краткими, чёткими, последовательными и точно отражать внутреннюю логику работы. При этом их формулировки в содержании должны точно соответствовать формулировкам заголовков в тексте работы. Сокращать, переформулировать, изменять их последовательность или соподчинение по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая часть, пункт и т.д.

III.Введение–вводная часть, содержит в сжатом виде основную информацию о характере работы, поэтому является весьма важной частью курсовой работы. Введение не должно быть чересчур пространным и многословным. Несмотря на небольшой объём этого раздела (до одной десятой части от всей работы), студенты испытывают трудности в его написании. Именно во введении отражаются научность изложения информации, исследовательские навыки, умение чётко и ясно выразить свои мысли. Исходя из этого, на консультации руководитель курсовой работы должен уделить достаточно внимания разбору вопросов и трудностей, которые возникли у студентов в ходе работы над этим разделом.

Введение содержит обоснование актуальности и значимости темы курсовой работы, её основные характеристики (цели и задачи работы, объекты и методы исследования и др.)

Обоснование актуальности темыдолжно быть убедительным. Актуальность темы обычно определяется либо отсутствием или недостатком объективных данных, либо противоречием между степенью изученности проблемы и потребностями общества, текущим состоянием экономики, нерациональностью существующих методик и т. п. Разрешение указанного противоречия и составляет проблему курсовой работы. Обосновывая актуальность, студент должен показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения. Однако речь может идти не только об актуальности в узко-научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать эту тему. Там, где это уместно, студент может подтвердить актуальность своего выбора аргументами личного или социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся личных или социальных проблем и т. п.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к определению аппарата исследования: формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования, гипотезы, методов исследования.

Цель курсовой работыопределяет главное направление решения поставленной проблемы и желаемый конечный результат – разработка новой методики или адаптация уже известной к конкретным условиям, определение наиболее оптимального сочетания уже известных, выявление и обобщение закономерностей, изучение динамики процесса и т. п. При формулировании цели нужно помнить, что цель в работе всегда одна. Она должна быть, по возможности, чёткой и краткой. Её назначение – определить стратегию и тактику написания курсовой работы.

Далее следует указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута). В отличии от цели, которая одна, задач должно быть несколько.

Обычно задачи курсовой работы формулируются в форме перечисления: изучить …, описать …, провести…, установить …, сравнить…, выяснить …, вывести формулу… и т. п. Это изучение и анализ учебной и научной литературы, передового опыта, выполнение системы условий, диагностических приёмов, технологических цепочек, экспериментальная проверка предлагаемой методики, проведение анализа, выполнение расчётов и т. п. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой, как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объектом исследования может быть организационный, управленческий, сестринский, диагностический, лечебный и т. д. процесс.

Предмет исследования, им служит какая-либо сторона объекта – его новые свойства, отношения, прогнозирование, совершенствование, развитие, диагностика, различные условия и факторы.

Гипотеза означает «предположение», выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, требующее подтверждения, доказательства (может быть в ходе исследования опровергнуто). Гипотеза строится как предположение в форме «если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте».

Следующий этап – выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала. Для каждой поставленной задачи необходимо подобрать соответствующие методы исследования, которые дали бы определённый результат.

Методы исследования делятся на общие и специальные.

К общим методам исследования относят:

1. Методы эмпирического исследования – наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, тестирование, учёт, измерение, эксперимент, хронометраж, аппаратно-технические методы, математические методы обработки количественных результатов.

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования – абстрагирование, изучение и анализ (в том числе учебной и специальной литературы, опыта работы), синтез, индукция и дедукция, моделирование.

3. Методы теоретического исследования – восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Специальные методы имеют специфический характер, они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных науках. Например, к методам изучения генетики человека относят генеалогический, близнецовый, цитогенетический и т. п.

Кроме этого, все методы исследования можно разделить на количественные и качественные.

Количественные методы исследования направлены на выявление причинно-следственной связи между явлениями. Этот тип исследований широко используется в медицине и фармации, считается наиболее достоверным и объективным, так как собранные цифровые данные подвергаются математической или статистической обработке.

Качественные исследования применяются в психологии, социологии, сестринском деле, гериатрии, психиатрии и других науках. В качественных исследованиях используется толковательный, натуралистический подход к изучаемому объекту. Человек, проводящий качественное исследование, изучает предметы в их естественном окружении, стараясь понять сущность изучаемого феномена (события, явления или пережитого пациентом состояния) в рамках тех значений, которые ему придают люди.

При выборе методов исследования нужно учесть, чтобы они были реальными в использовании и определялись возможностями каждого студента, учебного заведения, лечебной базы, аптеки и т. п.

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к исследовательской деятельности, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно весь аппарат исследования. Некоторые из составляющих могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка всех характеристик аппарата исследования будет зависеть от подготовленности студента, специфики темы, а также квалификации преподавателя – руководителя курсовой работы.

IV.Основнаячасть.Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. В зависимости от типа курсовой работы (реферативного, практического, исследовательского) основная часть состоит из одной или двух глав, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. Каждая глава обычно содержит от 3 до 5 параграфов.

В работе реферативного характера основная часть состоит из одной теоретической главы. В ней проводится последовательный обзор отечественной и, по возможности, зарубежной литературы по поставленной во введении проблеме, проводится сравнительный анализ различных точек зрения не неё и высказывается позиция автора. Иногда текст реферативной работы может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками и т. п.

В работах практического или исследовательского характера первая глава также представляет собой литературный обзор. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство автора работы с темой исследования. Во второй главе, связанной с предметом исследования, должны быть раскрыты вопросы методики исследования, даны характеристики испытуемых (количество, возраст, пол, диагнозы и т. п.), описаны и проанализированы результаты обследования пациентов, обоснованы технологические решения, рассчитана экономическая эффективность разрабатываемого проекта. Здесь же указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось. Кроме этого, нужно описать весь ход работы, включая инструкции, которые давались испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Важным моментом в этой главе является анализ и обсуждение полученных результатов. Необходимо объяснить и интерпретировать собственные данные, проанализировать соответствие или несоответствие их результатам других исследователей, указанных в литературном обзоре. Делать это целесообразно в той последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо также выяснить, подтвердилась или не подтвердилась гипотеза исследования (если она была).

Результаты практической или исследовательской работы должны быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах, рисунках, фотографиях и т.п.

Общее содержание основной части должно соответствовать теме работы и исчерпывающе раскрывать её. Изложение необходимо строить так, чтобы оно выглядело аргументированным, приводимые суждения – взвешенными, логическая канва – продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного непосредственно с темой курсовой работы. Каждая глава должна заканчиваться выводами.

V.Заключение.Этот структурный элемент курсовой работы выполняет важнейшую функцию. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части. Охарактеризовав пройденный путь, нужно чётко сформулировать и последовательно изложить итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл автор, указать их практическую значимость. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами работы. В заключении осуществляется синтез на базе проведённого анализа, высказываются предложения, личные впечатления, возможные направления дальнейшей работы, проводится анализ решения поставленных задач (если что-то не удалось, то – почему). Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, на него должно приходиться до 5 – 10 % от всего объёма работы.

VI. Список использованной литературы. Библиография является обязательной частью курсовой работы и помещается после заключения. Страницы библиографии входят в единую нумерацию страниц текста. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий источников (при отсутствии фамилии автора). В него включаются все литературные источники, использованные автором в ходе работы, независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, сборнике, журнале, газете и т.п.). В списке использованной литературы обязательно должны быть представлены работы, опубликованные в последние пять лет. В списке применяется общая нумерация литературных источников.

Каждый включенный в список источник должен найти отражение в тексте работы. Не следует включать в список работы, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы, даже если они имеют непосредственное отношение к теме исследования.

Интернет-источники указываются отдельным списком.

Правила составления библиографии будут приведены ниже.

VII. Приложения. Приложения не являются обязательной частью курсовой работы. Если они есть, то все приложения собираются в конце курсовой работы после списка использованной литературы. Они включают иллюстративный материал, не вошедший в основной текст работы, но использованный автором в процессе работы. Это могут быть таблицы, графики, анкеты, протоколы наблюдений, рисунки, фотографии, схемы, слайд-шоу и т. п.

Все приложения должны иметь названия. Нумерация приложений выполняется согласно порядку их упоминания в тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы. Нумерация приложений указывается в правом верхнем углу страницы.

Наши рекомендации