В процессе лоцманской проводки
СПИСОК БИЛЕТОВ
На ГАК дисциплины «Управление судном»
Билет № ____
1. Уравнения прямолинейного движения судна.
2. Оборудование лоцманского трапа. Прием лоцмана. Обязанности ВПКМ при плавании с лоцманом. Лоцманская карточка.
При организации навигационной вахты при плавании с лоцманом следует учитывать следующие особенности:
общение между членами вахты и машинным отделением должно быть на английском языке;
лоцман является дополнительным членом навигационной вахты и включается в схему организации мостика для данных условий;
должно обеспечиваться выполнение предварительной прокладки, согласованной с лоцманом;
в случае ухода с мостика капитан судна обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие;
вахтенный помощник капитана должен вести прокладку, особое внимание уделяя контролю за боковым смещением судна и подходом к точкам начала и окончания поворота;
контакт с оператором СУДС должен быть постоянным;
любые изменения в состоянии судна должны быть доведены до сведения лоцмана;
для определения места судна должны использоваться дублирующие способы, дающие наибольшую точность обсерваций.
Действия ВПКМ перед приемом лоцмана
- Отмечает на карте предполагаемое место приема лоцмана, уточняет порядок связи с лоцманской станцией и лоцманом;
- уточняет время подхода к точке приема лоцмана;
- с разрешения капитана дает указание вахтенному механику о переводе СЭУ в маневренный режим;
- сверяет часы на мостике и в машинном отделении, готовит и проверяет средства сигнализации и связи;
- готовит флаги «Golf», «Hotel», а при входе в территориальные воды поднимает национальный флаг страны порта захода;
- дает указание готовить якоря к отдаче, проверяет связь с баком;
- включает вторую рулевую машину и если совместная работа двух рулевых машин технически возможна, переходит на ручное управление рулем;
- подготавливает информацию для докладов на лоцманскую станцию и оператору СУДС;
- устанавливает связь с лоцманской станцией, уточняет время подхода и место приема лоцмана, борт, с которого необходимо готовить лоцманский трап;
- дает указание готовить лоцманский трап, спасательный круг с линем и буйком, конец с карабином для подъема вещей лоцмана и проверяет освещение лоцманского трапа, а также места приема лоцмана;
- предупреждает капитана о подходе к месту приема лоцмана, поднимает флаг «Golf» и другие требующиеся по местным правилам сигналы;
- заполняет лоцманскую карточку для передачи лоцману;
- производит проверку навигационного оборудования и выполняет действия в соответствии с установленным чек-листом для данного судна.
Действия ВПКМ, при встрече лоцмана и
в процессе лоцманской проводки
- Удостоверяется в надежности крепления лоцманского трапа;
- встречает лоцмана, организует прием его багажа;
- проводит лоцмана на мостик, записывает его фамилию в судовой журнал;
- спускает флаг «Golf», поднимает «Hotel»
- выясняет у лоцмана необходимость поднятия дополнительных флагов и сигналов, поднимает их;
- получает у лоцмана информацию о соответствии используемой навигационной карты действительности;
- дублирует команды лоцмана рулевому, контролирует правильность их выполнения;
- при малейших сомнениях в действиях лоцмана выясняет его намерения и причины таких действий, ставит в известность капитана;
- заполняет лоцманскую квитанцию;
- уточняет у лоцмана место его высадки, борт, с которого необходимо приготовить трап;
- проводит лоцмана к трапу, лично убеждается в надежности его крепления, помогает лоцману спуститься;
- делает соответствующие записи в судовом журнале.
Рис. 17.12. Схема оборудования лоцманского трапа
3. Структура МППСС-72; взаимосвязь правил и Приложений.
Билет № ____
1. Взаимодействие винта, руля и корпуса судна. Управляемость судна на переднем и заднем ходу.
При вращении гребной винт образует за кормой струю воды, закрученную в сторону его вращения. Совершенно очевидно, что этот спиральный вихревой поток воды действует на перо руля и корпус, оказывая влияние на управляемость судна.
Таблица маневренных характеристик (рис.1.17) должна содержать основные особенности и подробную информацию о маневренных характеристиках судна. Она должна постоянно находиться в рулевой рубке и быть таких размеров, чтобы ею было удобно пользоваться. Маневренные характеристики судна могут отличаться от приведенных в таблице в зависимости от внешних условий, состояния корпуса и загрузки судна.
В таблицу маневренных характеристик для рулевой рубки должны быть включены следующие данные.
1. Название судна, позывные, водоизмещение, дедвейт, коэффициент общей полноты при осадке в полном грузу по летнюю грузовую марку.
2. Осадки, при которых была получена информация о маневренных элементах.
3. Характеристики рулевого устройства.
4. Характеристики якорной цепи.
5. Характеристики энергетической установки.
6. Влияние подруливающего устройства в условиях испытания.
7. Увеличение осадки (в грузу) из-за проседания и влияния крена.
8. Циркуляция при максимальном угле перекладки руля (в грузу и в балласте).
9. Тормозные характеристики и маневры в аварийной ситуации (в грузу и в балласте).
10. Маневрирование при спасании человека за бортом. Последовательность действий и рекомендованная циркуляция.
11. Мертвые зоны.
12. Теневые секторы.
13. Высота судна (в грузу и в балласте).
4.Влияние различных факторов на поворотливость судна
Отношение осадки к длине судна (T/L). При увеличении отношения поворотливость судна несколько ухудшается, т. е. судно в полном грузу будет обладать худшей поворотливостью, чем в балласте.
Отношение ширины к осадке (В/Т). Рост этого отношения приводит к существенному улучшению поворотливости. Суда широкие и мелкосидящие более поворотливы, чем суда с большой осадкой и узкие.
Коэффициент общей полноты (δ). С увеличением коэффициента δ поворотливость улучшается, т. е. чем полнее обводы судна, тем лучше его поворотливость.
Дифферент. Увеличение дифферента на корму улучшает устойчивость судна на курсе и ухудшается его поворотливость. С другой стороны, дифферент на нос резко ухудшает устойчивость на курсе — судно становится рыскливым, что усложняет маневрирование в стесненных условиях. Поэтому судно стараются загрузить так, чтобы оно в течение рейса имело небольшой дифферент на корму.
Скорость судна.Исходная скорость хода V, с которой судно совершает прямолинейное движение до перекладки руля, влияет на величины выдвига, прямого и обратного смещений.
При ветре управляемость существенно зависит от скорости судна: чем скорость меньше, тем большее влияние ветра на управляемость.
2.Организация вахтенной службы во время стоянки в порту. Требования Кодекса по охране судна и портовых средств (Кодекс ОСПС).
Вахта у трапа
Во время стоянки судна у трапа постоянно должен находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допускать посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.
- ВПКМ должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.
- ВПКМ должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна.
- Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения ВПКМ, пропускать на борт посторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает ВПКМ, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.
- Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у ВПКМ или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.
- ВПКМ обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо ВПКМ, если ему будет дано такое поручение.
- ВПКМ, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан по телефону или лично доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.
- Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает ВПКМ, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.
- Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова ВПКМ − два звонка, для вызова капитана − три звонка.
- При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу ВПКМ немедленно выходит к трапу.
- На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения ВПКМ. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает ВПКМ и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.
- ВПКМ и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.
- Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии ВПКМ. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
- Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает ВПКМ и затем действует по его указанию.
- При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает ВПКМ.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях ВПКМ немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.
Пожарная вахта
- Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.
- Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению ВПКМ пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.
- Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. ВПКМ инструктирует состав пожарной вахты.
- В течение суточного дежурства ВПКМ периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.
- Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению ВПКМ привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.
- Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение ВПКМ и при тушении пожара действовать по его указанию.
- При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет ВПКМ. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения ВПКМ.
3. Определение обстоятельств встречи судов и элементов движения целей: истинная прокладка; относительная прокладка; выбор и обоснование маневра.
Маневренный планшет.
Билет № ____
1. Параметры криволинейного движения судна. Элементы циркуляции и их представление в таблице маневренных элементов судна.
Поворотливость судна.Циркуляцией называют траекторию, описываемую центром тяжести судна, при движении с отклоненным на постоянный угол рулем (рис. 1.10). Циркуляция характеризуется линейной и угловой скоростями, радиусом кривизны и углом дрейфа. Угол между вектором линейной скорости судна и диаметральной плоскостью называют углом дрейфа (β). Эти характеристики не остаются постоянными на протяжении всего маневра. Циркуляцию принято разбивать на три периода: маневренный, эволюционный и установившийся.
Маневренный период − период, в течение которого происходит перекладка руля на определенный угол. С момента начала перекладки руля судно начинает дрейфовать в сторону, противоположную перекладке руля, и одновременно начинает разворачиваться в сторону перекладки руля. В этот период траектория движения центра тяжести судна из прямолинейной превращается в криволинейную, происходит падение скорости движения судна.
Эволюционный период – период, начинающийся с момента окончания перекладки руля и продолжающийся до момента окончания изменения угла дрейфа, линейной и угловой скоростей. Этот период характеризуется дальнейшим снижением скорости (до 30 – 50 %), изменением крена на внешний борт до 100 и резким выносом кормы на внешнюю сторону.
Период установившийся циркуляции – период, начинающийся по окончании эволюционного, характеризуется равновесием действующих на судно сил: упора винта, гидродинамических сил на руле и корпусе, центробежной силы. Траектория движения центра тяжести (ЦТ) судна превращается в траекторию правильной окружности или близкой к ней.
Геометрически траектория циркуляции характеризуется следующими элементами:
Dо – диаметр установившейся циркуляции – расстояние между диаметральными плоскостями судна на двух последовательных курсах, отличающихся на 180º при установившемся движении;
Dц – тактический диаметр циркуляции – расстояние между положениями диаметральной плоскости (ДП) судна до начала поворота и в момент изменения курса на 180º;
l1 – выдвиг – расстояние между положениями ЦТ судна перед выходом на циркуляцию до точки циркуляции, в которой курс судна изменяется на 90º;
l2 – прямое смещение – расстояние от первоначального положения ЦТ судна до положения его после поворота на 90º, измеренное по нормали к первоначальному направлению движения судна;
l3 – обратное смещение – наибольшее смещение ЦТ судна в результате дрейфа в направлении, обратном стороне перекладки руля (обратное смещение обычно не превышает ширины судна В, а на некоторых судах отсутствует совсем);
Тц – период циркуляции – время поворота судна на 360º.
Движение поворачивающегося судна с переложенным рулем необходимо рассматривать как комбинацию продольного, попереного и вращательного движений. Вращательное движение происходит вокруг вертикальной оси, положение которой на судне зависит от формы судна, величины и точки приложения всех сил, действующих на судно. При изменении вышеперечисленных факторов ось перемещается в ДП судна, т. е. она подвижна. Условная точка от этой оси на ДП судна называется центром вращения (ЦВ) или полюсом поворотливости (ПП). Начальный ЦВ (ПП) на судне, следующим передним ходом с постоянной скоростью, будет находиться примерно на ¼L от носа, на заднем ходу – на ¼L от кормы. ПП характеризуется тем, что при криволинейном движении судна в этой точке угол дрейфа (β) равен нулю.
2. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации: информация о подходе; оформление прихода; оформление отхода.
3. Правило № 3 и его взаимосвязь с другими Правилами МППСС-72.