Бухгалтерские проводки

Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой – сумма операции как бы проводится от счета к счету.

Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов.

Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:

· Определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;

· По «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.

Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов.

Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Бухгалтерские записи (проводки) по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяют на простые и сложные.

Простыми принято называть такие бухгалтерские проводки, в которых корреспондируют только два счета – один по дебету, другой – по кредиту.

Пример 1. Остаток невыданной заработной платы возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 800 руб. Бухгалтерская запись будет следующей:

Дебет сч. 51 «Расчетный счет» 800 руб.

Кредит сч. 50 «Касса» 800 руб.

Д «50» К Д «51» К

Сн Сн

+(ув.) - (ум..) +(ув.) - (ум.)

Сложными называют проводки, в которых один счет по дебету корреспондируют с несколькими счетами по кредиту или наоборот.

Пример 2. Отпущены в основное производство материалы на 500 руб., Инвентарь и хозяйственные принадлежности- 100 руб. Бухгалтерская проводка будет следующей:

Дебет счет 20 «Основное производство» 600 руб.

Кредит счет 10 «Материалы» 500 руб.

Кредит субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» 100 руб.

Эту сложную запись можно представить в виде двух простых:

1. Дебет счет 20 «Основное производство» 500 руб.

Кредит счет 10 «Материалы» 500 руб.

2. Дебет счет 20 «Основное производство» 100 руб.

Кредит субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» 100 руб.

Бухгалтерские проводки осуществляются только на основании документов, в которых зафиксирована хозяйственная операция, и отражаются в особых учетных регистрах (журналах-ордерах, Главной книге, карточках).Бухгалтерские записи регистрируются в хронологической последовательности.

Балансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования, а также привлеченных им в оборот. Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двухзначный шифр в плане счетов бухгалтерского учета.

Предприятия могут пользоваться арендованными средствами, т.е. средствами, не принадлежащими предприятию. Для отражения и контроля за этими средствами применяются забалансовые счета.

Забалансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящиеся у него в ограниченном пользовании, а также средства, взятые предприятием на ответственное хранение.

Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.

Наши рекомендации