Задание 2. Среди следующих слов выявите стилистически нейтральные (межстилевые), выпишите их
Дом, большак, погода, неделя, великолепный, отрицательный, дерзать, носить, объект, вода, день, созидание, потрясающий, реакционный, действовать, заявлять, хата, хлебушек, морфема, хороший, большой, гуманный, систематизировать, инструктировать, улица, ветер, грядущий, плохонький, огромный, бежать, жить.
Задание 3. Сгруппируйте приведенные ниже слова в зависимости от их стилистической характеристики: (а) книжные, (б) разговорные, (в) просторечные.
Абсолютный, брюзжать, диплом, лежебока, простофиля, свидетель, барахтаться, взимать, дочурка, методология, резонанс, трудоголик, бетонка, всепрощение, заочник, мямля, сачок, болтаться, грузооборот, классифицировать, подсобка, старичок.
Задание 4. Прочитайте приведенные ниже тексты. Определите, к какому стилю литературного языка они относятся. Докажите принадлежность данных текстов к тому или иному стилю, охарактеризовав языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) каждого текста.
1.МОРАЛЬ И ПРАВО.
Нравственность и законность – вот та духовная атмосфера, в которой должна осуществляться деятельность управленца. От него требуется и соблюдение закона, и соблюдение нравственных норм.
Особую значимость это приобретает в сфере государственного и муниципального управления. Дело в том, что государственный служащий, с одной стороны, - представитель государства, которое зиждется на жесткой системе правовых законов, а с другой – личность, носитель индивидуальной морали, то есть он выполняет нравственные акты в качестве двух различных субъектов – личности и государства. А государство и личность имеют разный этический статус. Об этом в свое время писал еще Н.А.Бердяев: «Совершенно оказывается невозможным применять к государству, как нравственному субъекту ту мораль, которая применяется к отдельной личности. То, что в отдельной личности почитается злым, безнравственным и заслуживающим осуждения, в государстве почитается не только дозволенным, но высоким и доблестным. От государства, по-видимому, невозможно требовать исполнения заповедей Моисея, они применимы лишь к личности».
«Таким образом, - заключает Н.А.Бердяев, - создается очень сложный и мучительный конфликт для человеческой совести».
Мораль и право являются главными «определителями» общественного поведения. Не случайно выдающиеся мыслители, философы, правоведы, социологи активно решали вопрос о соотношении морали и права, указывали на значимость этих социальных явлений, отмечали их сходство, различия и противоречия между ними.
Мораль и право выполняют общую социальную функцию: регулируют взаимоотношения людей в обществе, служат средством гармонизации личных и общественных интересов.
И мораль, и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), отражающих общее представление о справедливом и должном.
Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества и охватывают практически всю совокупность общественных отношений. В этом и заключается единство морали и права.
2.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
2. Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
- исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа,
- при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов,
- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся,
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности,
- соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации,
- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях содействие в получении достоверной информации.
3. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
3.СКВЕРНОСЛОВИЕ – ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ
Ныне в СМИ выплескиваются тонны компромата, дурно пахнущего и имеющего совершенно мерзкий облик (я даже не могу позволить себе с чем-либо из окружающей жизни это сравнить – разве с тем, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек, когда его тошнит). Но, простите, если пьяница травит сам себя, то здесь-то все это исторгается миллионными тиражами в печати, на радиоволнах, на телеэкранах! Если раньше СМИ являлись в языковом сознании неким ориентиром литературных норм, то теперь абсолютная вседозволенность и безнаказанное использование в публичной речи бранной, нецензурной, обидной лексики, хуления становятся нормой языкового поведения, влияют на формирование языковой культуры и соответственно жизненной этики.
Журналист должен помнить, что его основной инструмент – это родной язык. И именно журналист в конечном счете за него отвечает, хотя бы потому, что говорит и пишет чаще других. Да еще публично! И он должен уметь (я имею в виду журналистский коллектив) объяснять своему хозяину, что и тому невыгодно, чтобы репутация корпоративной журналистики и дальше падала, иначе его медиахолдинг превратится в шоухолдинг, а это будет уже что-то другое.
Говорю об этом не случайно. Сейчас заканчивается обсуждение новой редакции, вернее, нового закона о СМИ. Было предложено несколько вариантов, и в скором времени, как я думаю, от имени президента в Государственную Думу будет внесен проект этого закона. Хотя бы, чтобы и эта наша беседа на страницах «Журналиста» стала частью общественного обсуждения проекта нового закона о СМИ.