Подумай и выполни задание. Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанализируйте
Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанализируйте разнообразные жизненные позиции и выделите свои приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс взаимодействия с другими людьми.
Для анализа вспомни несколько жизненных ситуаций (в последние годы), в которых бы прослеживались ваши минипупятивные действия. Опишите себя манипулятора, акцентируя внимание на следующих вопросах.
- Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств, или намеренно?
- Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция?
- Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный манипулятор вы сами?
- Какой выход вы можете сделать для себя, отрефлексировав воспоминания?
Формальное и неформальное взаимодействие.Это различие контактов в зависимости от степени формализации.
Формальные группы — взаимодействие в них позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:
- организационными (схема организационной структуры предприятия) ;
- функциональными (положение об отделах и службах). Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:
- обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
- предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и "функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
- заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил);
- формальные ограничения:
конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;
ситуативные, т. е. взаимодействие в той форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается;
эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым высокой эмоциональной культуры и способности к самоуправлению;
насильственные, т.е. в практике делового общения допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение).
Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженности, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные шалы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль и распределении организационных задач.
В то же время при взаимодействии и неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен.
Сплетни — это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно (Правдива. Известно, что сплетни — одна из самых распространенных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто отражают то, что знает общество о конкретных людях. Случается, что люди разрывают отношения, теряют работу, попадают в аварии, выигрывают призы, гранты и т. д. В этих ситуациях нет ничего тайного, и если человек стал свидетелем подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Человек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом человеке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возможно ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.
С другой стороны, сплетня может быть злонамеренной, передающей неточную информацию, наносящей вред партнеру. Самый злостный вид.сплетен имеет место, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный момент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплетня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. Вместе с тем, по данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.
Интерактивное взаимодействие.Взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной задачи называется интерактивным. Оно осуществляется через интервенцию (вмешательство) руководителя в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью.
Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интерактивная группа по успешности своей работы во многих отношениях превосходит любую аналогичную по составу, но построенную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а успешность совместной деятельности людей определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий. Примером полной коммуникативной структуры взаимодействия может служить дискуссия, в процессе которой все участники группы совершенно свободно общаются друг с другом.
Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема носит творческий характер и у каждого участника имеется свой вариант ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и получаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:
- большим объемом и разнообразием учитываемой информации;
- большим творческим потенциалом (в процессе принятия решений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);
- большим риском, «осторожной смелостью» в принятии решений;
- применением более эффективной «фокусирующей» тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;
- активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.