Структура отчёта по учебной практике

Отчет является документом, характеризующим работу обучающихся во время практики. В нем обучающийся показывает свои знания по изученным профессиональным дисциплинам и умения применять их в профессионально-практической деятельности, отражает умение самостоятельно проводить обобщения, систематизировать и анализировать полученную информацию. Отчет должен содержать характеристику и анализ финансово-экономических аспектов деятельности предприятия и заданий, полученных обучающимися в период прохождения практики.

Отчёт по практике должен содержать разделы:

- введение;

- характеристика организации-базы практики;

- виды и состав экономических служб организации, содержание проводимой ими работы;

- характеристика работ, выполненных обучающимися в процессе прохождения практики;

- заключение;

- используемая литература;

- приложения.

Текст отчета оформляется в соответствии с требованиями стандарта по оформлению письменных работ. В отчете следует грамотно, по возможности кратко, обобщить результаты учебной практики.

Во «Введении» следует отразить назначение, цель и задачи учебной практики, описать особенности ее прохождения на данном предприятии.

В разделе «Характеристика организации – базы практики» на основе организационно-распорядительных и учредительных документов организации и отчетов о её деятельности за последние 2 – 3 года, предшествующие периоду прохождения практики, дать подробную характеристику современного состояния и возможных тенденций в деятельности организации. Характеристика может выполняться в виде бизнес-справки или паспорта предприятия. При этом следует отразить:

- организационно-правовую форму, цели создания и основные виды деятельности (продукцию, работы, услуги) организации, её историю;

- схему взаимосвязей организации с внешней средой (с государственными структурами и органами власти, потребителями продукции, заказчиками, поставщиками, партнёрами и конкурентами);

- количественные и качественные результаты деятельности (объемы выполненных и реализованных работ по основным видам деятельности; выручку от реализации продукции, работ, услуг и ее структуру; себестоимость производства и реализации продукции; прибыль от реализации, балансовую, чистую; рентабельности производства, продукции и предприятия) с приложением копий соответствующих отчетных документов;

- конкурентные позиции предприятия (доля рынка, темпы её изменения, деловой имидж) и характеристика применяемых стратегий (тип основной продуктовой стратегии, в зависимости от позиции в конкуренции, по отношению к конкурентам, по интеграции, диверсификации и др.);

- состав и структуру имущества с характеристикой источников его формирования и эффективности использования (среднегодовая балансовая и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, их структура; сумма оборотных средств, их структура по стадиям кругооборота и источникам покрытия; фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);

- кадровую политику организации (используемые кадровые технологии, реализуемая кадровая стратегия; состояние кадрового потенциала – численность, структуру по должностям, гендерную структуру, образовательную структуру; производительность труда; показатели движения кадров, расходы на персонал; условия труда);

- организационную и производственную структуру предприятия (тип организационной структуры; схема с указанием наименования органов управления, подразделений, отделов, служб; основные параметры оргструктуры – формализация поведения, принципы группирования оргединиц, централизация структуры, характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий);

- характеристику информационных ресурсов и документопотоков организации (располагаемая информация, способы ее получения, методы обработки, хранения, наличие баз данных);

- характеристику действующей в организации системы управления качеством, наличие, организацию и результативность проводимой в организации претензионно-исковой работы;

- общий вывод о деловом имидже организации и ее перспективах.

В разделе «Виды и состав экономических служб организации, содержание проводимой ими работы» следует привести оргструктуру управления данной организации с выделением всех служб, подразделений и отдельных специалистов, выполняющих экономические и управленческие функции. На основе положений о службах и должностных инструкций отдельных специалистов следует описать круг экономических вопросов и управленческих функций, выявить их соответствие типовым положениям и особенности на данном предприятии.

В разделе «Характеристика работ, выполненных обучающимися в процессе прохождения практики» описываются работы, непосредственно выполненные студентом в процессе прохождения практики. Указывается отдел (или отделы), в которых практикант участвовал в выполнении тех или иных работ, наименование работ, их цель и назначение. Указывается перечень исходных данных, материалов, форм отчетности, наименование плановых и нормативных документов, которыми студент пользовался при расчетах. Приводятся наиболее интересные расчеты с указанием, для составления каких документов они были использованы.

В разделе «Выполнение заданий по сбору исходных данных, необходимые для написания курсовых работ и проектов» студент по каждой дисциплине на основе пояснительных записок и форм бухгалтерской и статистической отчетности за последние два-три года и первое полугодие текущего года а также бесед со специалистами приводит перечень и характеристику собранных данных. Соответствующие заполненные бланки форм отчетности (их копии) следует приводить в приложениях к отчету.

В «Заключении» – отметить полноту выполнения программы практики, степень выполнения заданий. Следует также дать свои практические заключения и возможные предложения по улучшению экономической работы в организации, охарактеризовать свое личное участие в решении практических задач.

В разделе «Литература» в соответствии с требованиями действующих стандартов по библиографическому описанию следует привести перечень литературных, законодательных и нормативно-справочных источников, использованных при написании отчета. Список использованных источников группировать в определённой последовательности.

В «Приложении» следует привести заполненные унифицированные формы учетной и статистической отчетности (их копии) за последние два с половиной (три) года, используемые в деятельности организации:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчет о финансовых результатах;

- Отчет об изменениях капитала;

- Отчет о движении денежных средств;

- Пояснения у бухгалтерской отчетности.

В «Приложении» могут быть приведены разовые формы статистических обследований и наиболее типичные формы договоров и контрактов, заключаемые организацией со своими партнёрами (заказчиками, исполнителями, поставщиками, банками, обслуживающими и другими организациями), а также другая информация, использованная обучающимися при написании отчета, не содержащие конфиденциальных данных предприятия.

Наши рекомендации